Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
Основная функция эмоционально-
Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает личностный смысл для других сверстников. При этом другие начинают пережирать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда во взаимоотношениях с окружающими ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, характеризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх И в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Основания для межличностных отношений у младших школьников иные, рем в группах дошкольников: предпочтения в выборе товарищей определяются в наибольшей степени успехами или неудачами в учебе, при этом ориентир делается на мнение учителя. У младших школьников появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что служит основой формирования неформальных групп. Для подростков наиболее важным в межличностных отношениях становится соответствие экспектациям, т.е. ожиданиям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет .помощи. Для него общение со сверстниками — это самостоятельная и значимая сфера жизни. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.
Именно поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, для подростка приобретают особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые высоко ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве. Как правило, это неформальные группы, в которых нередко доминирует асоциальная направленность. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект целенаправленной социализации воспитания.
В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением к личностному и профессиональному самоопределению. Общение со сверстниками является условием их становления, их «взрослости», дифференцированного и избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Принадлежность к группе способствует приобретению независимости от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников. В этом возрасте потребность в признании сверстниками ощущается особенно остро. Если в ориентациях подростков преобладают ценности товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте больше всего ценится взаимопонимание.
Общества сверстников младшего и подросткового возраста, являясь моделями взрослого общества, отражают не только его позитивные стороны, но и негативные тенденции, иногда в гипертрофированном виде. Именно здесь дети и подростки усваивают нормы единой или двойной морали, свойственной взрослым. При этом они быстрее и легче осваиваются в меняющихся социальных реалиях (отношения к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д.). А.В. Мудрик отмечает, что современные подростки и юноши значительно автономнее, чем ранее.
Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, регулирующий взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры относятся попытки создания новых норм социального действия, которые должны быть приняты и должны быть поняты педагогом. Подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую, поскольку ее явления непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития, факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условиях группы подростков и юношей тяготеют к различным формам контркультурного движения и отклоняющегося поведения, которые в современном обществе приобретают характер усиливающейся тенденции.
Таким образом, основа общества сверстников — неформальные (приятельские и дружеские) группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем сильнее его потребность в таких группах. В них он получает действительную или мнимую, но неосознаваемую возможность самореализации. При этом внутренняя (сущностная) самореализация проявляется в самоощущении себя равным, принятым и поэтому значимым для других. Внешняя самореализация направлена на то, чтобы быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.
Этнос традиционно относят к мезофакторам социализации.
Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. За рубежом исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях уводятся уже давно. В России вплоть до 30-х гг. она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. В наши дни данная проблема вновь становится одной из самых актуальных.
Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». Этническая или национальная принадлежность чека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Каждый этнос мест специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п. Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Они формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств. Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне Обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев; пунктуальность как черта личности имеет высокую оценку у немцев, но мало значима для испанцев и еще меньше для жителей стран Латинской Америки.
Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружилось следующее: во всех стремились воспитывать одни и те же черты, у детей одного и того же пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покорности; но в некоторых обществах шаблоны воспитания иные, мужчины и женщины ведут себя иначе. Доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными, Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей, Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (биофизические), т.е. способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные). На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.
Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу, например, когда в новой этнической группе складываются благополучные условия для саморазвития и личностного роста. На смену дискомфорту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста. Время адаптации и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.
Непосредственный контакт
Выделяют различные виды последствий межкультурных контактов (С. Бокнер, 1982); 1) геноцид — уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция — постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация — курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое целое сообщество на новом значимом основании. Такая классификация межкультурных контактов объясняет и их результаты. Человек либо «отбрасывает» собственную культуру в пользу чужой («перебежчик»), либо чужую в пользу собственной («шовинист»). «Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур. Последний тип — «посредник» — синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
Таким образом, успешная
адаптация не всегда представляет собой
ассимиляцию с чужой культурой
и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни
в
новом обществе, вместе с тем может удовлетворить
потребности своей этнической или культурной
группы, овладеть богатствами еще одной
культуры без ущерба для ценности собственной.
В сфере общественной психологии выделяется особый класс явлений, отличающих одну общность от другой и называемых менталитетом. Менталитет — это совокупность установок и предрасположений индивида иди социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние первоначально происходит в процессе усвоения родного языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления, на систему ценностей.
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.
1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами.
2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.