Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способно
Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
сознание своей
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
Самопознание — получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса
о том, как происходит самопознание, в
том числе и того, что уже усвоено или присвоено,
превращено в “Я” субъекта и в его личность,
и какие формы приобретают результаты
этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла
в обиход специальной литературы сравнительно
недавно, может быть потому в литературе,
как отечественной, так и зарубежной, нет
единой его трактовки; ближе всего по смыслу
к нему находится самосознание. Но Я-концепция
- понятие включающее в себя оценочный
аспект самосознания. Это динамическая
система представлений человека о самом
себе, в которую входит как собственно
осознание своих физических, интеллектуальных
и других качеств, так и самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов. Р.Бернс,
один из ведущих английских ученых в области
психологии, серьезно занимавшийся вопросами
самосознания , так определяет это понятие:
“ Я-концепция - это совокупность
всех представлений человека о самом себе,
сопряженная с их оценкой. Описательную
составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я.
Составляющую, связанную с отношением
к себе или к отдельным своим качествам,
называют самооценкой или принятием себя.
Я-концепция, в сущности, определяет не
просто то, что собой представляет индивид,
но и то, что он о себе думает, как смотрит
на свое деятельное начало и возможности
развития в будущем”.
Я-концепция возникает у человека в процессе
социального взаимодействия как неизбежный
и всегда уникальный результат психического
развития, как относительно устойчивое
и в то же время подверженное внутренним
изменениям и колебаниям психическое
приобретение. Оно накладывает неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления
человека - с самого детства до глубокой
старости. Первоначальная зависимость
Я-концепции от внешних влияний бесспорна,
но в дальнейшем она играет самостоятельную
роль в жизни каждого человека. С момента
своего зарождения Я-концепция становится
активным началом, выступающим в трех
функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения
внутренней согласованности. Ряд исследований
по теории личности основывается на концепции,
согласно которой человек всегда идет
по пути достижения максимальной внутренней
согласованности. Представления, чувства
или идеи, вступающие в противоречие с
другими представлениями, чувствами или
идеями человека, приводят к дегармонизации
личности, к ситуации психологического
дискомфорта. Испытывая потребность в
достижении внутренней гармонии, человек
готов предпринимать различные действия,
которые способствовали бы восстановлению
утраченного равновесия. Существенным
фактором восстановления внутренней согласованности
является то, что человек думает о самом
себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта.
Эта функция Я-концепции в поведении заключается
в том, что она определяет характер индивидуальной
интерпретации опыта, т.к. у человека существует
устойчивая тенденция строить на основе
собственных представлений о себе не только
свое поведение, но и интерпретацию своего
опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий.
Я-концепция определяет также и ожидания
человека, то есть его представления о
том, что должно произойти. Каждому человеку
свойственны какие-то ожидания, во многом
определяющие и характер его действий.
Люди, уверенные в собственной значимости,
ожидают, что и другие будут относится
к ним таким же образом; считающие же, что
они никому не нужны, не могут нравиться,
либо ведут себя исходя из той предпосылки,
либо интерпретируют соответствующим
образом реакции окружающих. Многие исследователи
считают эту функцию центральной, рассматривая
Я-концепцию как совокупность ожиданий,
а также оценок, относящихся к различным
областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция
является одним из центральных понятий.
Вместе с тем до сих пор не существует
ни ее универсального определения, ни
единства в терминологии. Термины, которые
одни авторы употребляют для обозначения
Я-концепции в целом, другие используют
для обозначения ее отдельных элементов.
Чтобы внести ясность в терминологию нашего
исследования, мы будем пользоваться схемой,
предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему
мнению, с одной стороны наиболее полно
отражает структуру Я-концепции, а с другой
- упорядочивает терминологию, встречающуюся
на страницах психологической литературы.
На схеме Я-концепция
представлена в виде иерархической
структуры. На ее вершине располагается
глобальная Я-концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального
Как мы видим из определения Р.Бернса,
в Я-концепции выделяются описательная
и оценочная составляющие, что позволяет
рассматривать Я-концепцию как совокупность
установок, направленных на себя. В большинстве
определений установки подчеркиваются
три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным,
так и необоснованным (когнитивная составляющая
установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению
(эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности,
может выражаться в поведении (поведенческая
составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента
установки конкретизируются следующим
образом :
1. Образ Я - представления индивида о самом
себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого
представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа Я могут вызывать
более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция
, то есть те конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли .
Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на Данный статус. Ее можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
Для того чтобы личность исполняла эти роли существует социальный контроль (оценка общества как ты исполняешь эту роль)
Полиролевая структура личности. В зависимости от характера роли применяются различные меры социального контроля и различные санкции.
Экспектация – от каждой роли требуется разные ожидания.
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
другие – раскованности.
Социальная роль состоит из:
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных.
Любая роль имеет структуру:
Ситуация ролевого конфликта
вызывается тем, что индивид оказывается
не в состоянии выполнять
1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.
2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.