Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов и  снятия ролевых напряжений:

1)Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).

2)Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).

3)Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).

4)Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других).

Острота ролевого конфликта  определяется двумя факторами:

а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать;

б) степенью строгости  предъявляемых ролями требований: чем  строже определены требования ролей  и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.

 

  1. Самооценка и уровень притязаний личности. Способы формирования адекватной самооценки личности.

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку.

 Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

 

Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится  к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

 

Понятие уровня притязаний было введено в психологию Т. Дембо, представительницей школы К. Левина.

 

С самоотценкой связан и  уровень притязаний – это высота тех достижений, которые человек считает для себя допустимыми.

 

По Хоппе уровень  притязаний «совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению предстоящего испытуемому действия»

 

Уровень притязаний зависит  от веры человека в свои способности  и проявляется в стремлении завоевать  определенную репутацию, получить признание  в глазах значимой для себя группы людей. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся  в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

 

Самооценка = Успех / Притязания

 

  1. Особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин.

Особенности формирования ориентации на успех у мужчин и  женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет  индивид и формируется его  психотип, его личность, а также  от этических особенностей исторического периода развития общества.

Е. Фергюсон считает, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. К. Хорни тоже отмечает, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация - избегание неудачи. Однако в исследовании А. И. Винокурова (1996) выявлено, что женщины статистически достоверно по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности.

Прежде всего,  следует  расставить приоритеты  в понимании успеха мужчинами и женщинами. Главное различие состоит в выборе сфер приложения своих сил и способностей, в ориентации на определенные достижения:  для мужчин это,  несомненно, – профессиональная деятельность,  чаще всего сферы бизнеса,  политики,  государственного управления,  науки,  спорта;  для женщин –  семья,  т.е.  достижение благополучия в личной жизни,  обустройство быта,  или профессии,  связанные с творчеством,  где успех связан с популярностью и славой,  или возможностью самореализации,  не изменяя любимым занятиям,  хобби, имея возможность совместить профессию с воспитанием детей,  ведением домашнего хозяйства,  занятиями по самосовершенствованию. 

Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны прежде всего с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и существенно различается в разных культурах. Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. В феминные стереотипные качества входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не подкреплены фактически, но они выполняют свои социальные функции. В опоре на определенную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспитываются члены любого общества.

 

  1. Проблема устойчивости и изменчивости личности. Конформизм и конформность.

В психологической науке  принято считать личность относительно устойчивым образованием. Устойчивость личности характеризует последовательность действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер. Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

С другой стороны, изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

Конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность».

Термином "конформизм" психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

Традиционно выделяют 2 вида конформизма:

  • Внутренний, связанный с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов (сравнимый с самоцензурой).
  • Внешний, связанный с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу.

Конформное, и нонконформное поведение  чаще встречаются в группах низкого  уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

 

  1. Психологическая характеристика личности, склонной к успешному поведению.

Успех как социально-психологический  феномен является одной из ведущих  жизненных ценностей человека. Потребность  в успехе является одной из фундаментальных  и жизненно важных. В ее основе лежит  мотивация достижения, стремление личности к самосовершенствованию, потребность в самоактуализации, в желании достичь большего, преодолев ранее достигнутый уровень и др.

Ведущими факторами, определяющими  успешность человека является степень его самосознания и самоприятия, а также осознание смысложизненной необходимости приложения определенных усилий для достижения личностной комфортности и социального признания.

Психологические особенности личности, мотивированной на успех, связаны с  направленностью личности, ее самооценкой, уровнем притязаний, локализацией уровня субъективного контроля, интеллектом, мобильностью, гибкостью, позитивным отношением к своему успеху.

 

  1. Факторы формирования потребности в достижении.

Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность личности на успех, является потребность в достижении. Существуют две психологические теории, объясняющие ее природу. Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетических факторов в формировании потребности в достижении; вторая — подчеркивает роль социальных факторов.

Потребность в достижении начинает формироваться   во взаимоотношениях ребенка с матерью. Образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в частности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой созревает человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи.

Индивидуально-психологические особенности личности, значимые в предрасположенности личности к успешному поведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного Я. На основе обобщения огромного количества данных X. Хекхаузен заключил, что начиная с 2—3,5 лет в центре переживания ребенка находятся самостоятельно достигнутые результаты деятельности, хотя эти результаты еще не оцениваются как успех или неуспех. В возрасте 3,5 года у детей наблюдаются аффективные реакции на успех и неудачу. В школьные годы (в ходе обучения) у ребенка складывается представление о связи между собственными возможностями и объективной трудностью задачи, что определяет субъективную вероятность успеха. После 9—10 лет ребенок в полной мере овладевает понятием субъективной вероятности успеха, которое предполагает отделение понятия «способности» от фактора «усилия». Начиная с 12 лет, дети уже в состоянии и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи соотнести оценку своих усилий со своими способностями. Ребенок начинает объяснять успех или неудачу исходя из наличия или отсутствия усилий, из способностей, легкостью или трудностью задания, везением или невезением. Д. Мак-Клелландпроследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7—8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в естественных условиях жизни человека мотив достижения существенно не изменяется.

 

  1. Мотивация достижения и избегания неудач.

Замечено, что люди с  сильно выраженным стремлением к  достижению успехов добиваются в  жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных  с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей, деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включая, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей и их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени  трудности.

Мотивация избегания  неудачи. Они малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего». Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником. Предпочитает задачи, наиболее легкие и наиболее трудные. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

 

  1. Характерные черты уверенной в себе личности.

Под уверенностью в себе понимают способность индивидуума  предъявлять требования и запросы  во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме  этого к уверенности относится  способность разрешать себе иметь  запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).

Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого "фундамента" этих оценок.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"