Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Отличительные особенности уверенного, неуверенного и агрессивного поведения личности.

Что понимается под двигательными паттернами? Это то, как проявляется уверенное, неуверенное и агрессивное поведение через позу, жесты, мимику и качество телесных движений. При этом выделяются характерные, специфические особенности данных типов поведения.  
Три типа поведения. Традиционно в психологии личности выделяются 3 типа поведения: уверенное, неуверенное и агрессивное [1-3].  
Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других.  
Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей.  
Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими.  
Данные типы поведения в жизни проявляют себя по-разному: через особенности взаимоотношений с другими людьми, через систему ценностей и установок личности, и через невербальное поведение. При этом по данным разных авторов от 60 до 90% (А.Пиз, А.Мейерабиан, Ю.И.Александров и др.) информации передается невербальными средствами. Поэтому на тренинге уверенности большое внимание уделяется именно телесно-двигательным проявлениям уверенности, неуверенности и агрессивности.  
Осознание и управление собственными телесно-двигательными процессами важно в тренинге уверенности, по крайней мере, по двум причинам.  
Во-первых, это дает возможность саморегуляции и управления собственным состоянием уверенности. Принятие уверенной позы и чувствование нюансов ее телесных ощущений может помочь почувствовать себя более уверенным.  
Во-вторых, это способ управления чужим мнением. Поскольку партнер по общению будет оценивать нашу уверенность во многом опираясь на наблюдение (осознанное или неосознанное) наших телесных проявлений. И это важно для самопрезентации, например, в ситуациях собеседования по поводу приема на работу, в деловых переговорах.  
Кроме этого, хочу отметить, что способность различать разные типы поведения является важной составляющей компетентности в общении. Во многих группах тренинга уверенности в себе актуальным было умение видеть разницу между уверенным и агрессивным поведением, поскольку одно иногда принималось за другое.

 

  1. Теоретические обоснования формирования уверенности и неуверенности.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и  Х.-В. Хёферта проявляется на самых  разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при  планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

Такого рода нарушения, считают авторы, чаще всего вызваны неясными формулировками целей поведения, неполноценными планами поведения, нереалистичными притязаниями, неверной оценки результатов действий, неумением использовать позитивные последствия в качестве "подкреплений" и недостаточной коррекцией планов поведения на основе результатов совершённых в прошлом действий.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном  поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.

Кроме этого, прошлый  опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как  я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

Неуверенность характеризуется  также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов  действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения. Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого "фундамента" этих оценок.

 

 

  1. Социально-психологические характеристики авторитетной личности.

Лидер— лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое  проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Авторитет – это личностный статус. Поэтому естественно, что  авторитетность описывается как  масштаб личности. В свою очередь, “масштабличности” – это интегральная характеристика, которая включает:

а) силу – как способность  совершить задуманное, духовную стойкость, надежность;

б) способность брать  на себя масштабные дела (недаром “служение  общему делу” оценивается как  одна из важнейших характеристик  морального авторитета);

в) способность интегрировать  сообщество (начиная от сподвижников, “своей команды” и кончая мобилизацией симпатизирующих), способность выразить и защитить интересы этого сообщества.

В психологии приняты  различные классификации лидеров:

– по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

– по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

– по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой  лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем  группы.

Различают:

– формальное лидерство  — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

– неформальное лидерство  — процесс влияния на людей  при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства: авторитарный, демократичный, либеральный.

 

  1. Различия между авторитетом личности и авторитетом её ролевой позиции.

Конечно, сама ролевая  позиция руководителя предполагает обязательное принятие им различных  решений, определяющих жизнедеятельность возглавляемой им социальной общности. В связи с этим распространено мнение, что «начальник» как бы вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных качеств наделен в глазах подчиненных устойчивым авторитетом. В определенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать как синоним понятия «власть», а авторитетным считать каждого руководителя, который легко добивается от остальных членов группы подчинения и любое мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению.

Результатом упрочнения авторитета личности сказывается признание за ней (именно за данной конкретной личностью) права принимать значимые для окружающих решения, что ни в малейшей степени не снижает самостоятельности подчиненных, их ответственности за последствия этих решений. Скорее наоборот, такая атмосфера развивает их инициативу, стремление творчески» вдумчиво, заинтересованно работать. Жизнедеятельность настоящего коллектива попросту немыслима без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия. Ничего общего с этим не имеет позиция подчеркнутого превосходства, ролевого давления, следствием которого может выступить и потеря интереса ведомых к делу, и проявление безволия, и бездумное, слепое повиновение. Авторитет роли, или точнее, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности руководителя, как правило, оказывает деморализующее влияние, закономерно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений.

 

  1. Понятие карьеры и профессии с точки зрения психологии.

Часто термины «карьера»  и «профессия» (род занятий) употребляются  как синонимы. В действительности термин «карьера» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него тем, что несет смысловую нагрузку движения. В научной психологической литературе встречается несколько трактовок понятия «карьера»: 1) вид профессиональной деятельности на отдельных этапах трудового пути человека; 2) последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение рабочей жизни человека; определение карьеры расширяется за счет включения и учета до- и постпрофессиональных позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию).

Карьера выступает в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых примат коллективных достижений занимает центральное место в системе ценностей общества. Феномен карьеры непосредственно связан с профессиональным путем личности, ее характеристиками и особенностями, с социокультурными и социально-психологическими обстоятельствами жизнедеятельности человека. Центральной психологической проблемой карьеры является ее развитие и развитие личности в ней.

Профессия в психологии преимущественно определяется через предметную область труда. Под предметной областью труда принято понимать систему свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту. Центральной психологической проблемой исследований взаимоотношений человека и профессии является их взаимосоответствие.

Важнейшими психологическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:

1) понимание соответствия  человека и профессии как гармонии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельностью, осознание человеком своей работы как дела жизни;

2) разработка путей  и средств обеспечения взаимосоответствия;

3) изучение внутренних  психологических механизмов обеспечения  взаимосоответствия (от отдельных  индивидуально-психологических особенностей  до профессиональных типов личности);

4) изучение факторов  выбора профессии и построения  карьеры.

 

  1. Характеристика психологических теорий, объясняющий выбор профессии личностью.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных достижений: для некоторых людей доминирующие состояния-Я становятся главной характеристикой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители — это в основном «Родители»; Диагносты, экономисты, физики, химики, математики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного производства, спортсмены, клоуны — это «Дети».

Общим для психодинамической  и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содержания этого опыта. Согласно психодинамической теории, выбор профессии предопределен установившейся в раннем детстве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, которая делает взрослую личность не только зависимой от прошлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее развития. Согласно сценарной теории, выбор профессий предопределен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный психолого-педагогический вывод: несубъектность профессионального выбора ограничивает проявления индивидуальности, активности личности, может превратить ее карьеру в источник невротических и психосоматических нарушений.

Общепризнана типологическая теория американского исследователя Дж. Холланда (1973), специально разработанная для решения карьерных проблем и используемая в практике работы служб занятости населения. С помощью своей теории он обосновывает существование в западной культуре шести типов личности: реалистического (Р), исследовательского (И), артистического (А), социального (С), предпринимательского (П), конвенциального (К).

В типологической теории Холланда обращается внимание на решающее значение соответствия профессионального окружения и типа личности для развития последней. Выявленные в теории закономерности позволяют прогнозировать профессиональные стремления, достижения, удовлетворенность, профессиональную устойчивость, образовательное и карьерное поведение людей.

 

  1. Типология карьеры личности.

 

Молл выделяет следующие  типы карьер:

• Суперавантюрный - имеет высокую скорость должностного повышения. Выделяют два класса такой карьеры: случайная и совместная. Случайная - это когда в основе карьеры лежит случай. Совместная карьера происходит тогда, когда повышение по карьерной лестнице совершается с более сильным лидером.

• Авантюрный - имеет достаточно высокую скорость повышения. Определяется пропуском двух должностных уровней.

• Традиционный - это постепенное продвижение по карьерной лестнице иногда с пропуском одного должностного уровня, либо понижением в должности.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"