Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности формирования и проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от степени сплочённости коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива.
2. Исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива
3. Дать характеристику феномена лидерства, и охарактеризовать особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
4. Определить степень сплоченности группы.
5. Определить склонность к лидерству в исследуемой группе.
Введение…………………………………………....……………………………..3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………….…….......................6
Основы лидерства: сущность, понятие, содержание.....................................6
Особенности развития личности студента………………..……………..….9
Лидерство и групповая динамика……………………………………..........12
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива, и особенности выявления лидера…………………………….15
Раздел 2. ЭМПИРическое исследование степени сплоченности группы и проявления лидерских качеств у ее членов………………………………………….................................................……....22
2.1. Процедура организации исследования и методики........................................22
2.2. Ход эксперимента……………………………………………………………...25
2.3. Анализ полученных данных и интерпретация результатов……...................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….........…….….30
Список литературы………………………………...…………………………….....32
Стр.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблемы
лидерства в малых группах……………………………….……........
Раздел 2. ЭМПИРическое исследование степени сплоченности
группы и проявления лидерских качеств
у ее членов…………………………………………........
2.1. Процедура организации исследования
и методики......................
2.2. Ход эксперимента………………………………………………
2.3. Анализ полученных
данных и интерпретация результатов…….................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………
Список литературы……………………………….
Приложение…………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни. Здесь всегда есть вожак - наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами.
Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы, самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах. Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой.
Таким образом, проблематика исследования заключается в том, что в системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще. По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает.
Актуальность исследования состоит в том, что в процессе сопоставления теоретических основ по вопросу феномена лидерства необходимо, в первую очередь, учитывать специфику малой группы, её особенности, характер взаимодействия и степень сплочённости членов группы. Зачастую вышеизложенные факторы играют немаловажную роль в формировании и выделении функции лидера, как одного из главных звеньев в построении фундамента процессов взаимодействия и взаимовлияния участников коллектива.
Объект исследования: студенты 3-4-х курсов КЭГИ ТНУ.
Предметом исследования является феномен лидерства в студенческом коллективе.
Цель исследования: выяснить особенности формирования и проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от степени сплочённости коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива.
2. Исследовать особенностей
3. Дать характеристику феномена лидерства, и охарактеризовать особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
4. Определить степень
5. Определить склонность к
6. Выяснить взаимосвязь степени сплочённости группы с чёткими позициями лидеров в ней.
Гипотеза. В основу нашего исследования было положено предположение о том, что, в процессе становления коллектива, как единого целого, то есть, возрастания потребностей в совместной деятельности и взаимодействии членов группы, прочно закрепляется институализация лидерства в данной группе.
Теоретико-методологическая база исследования
Данное исследование основывается на трудах в области лидерства западных и отечественных ученых, таких как: Э. Эриксон , А. С. Макаренко, А. В. Петровский, Г. Тард. [1; 2; 3; 4]
Экспериментальная база исследования: студенты 3-4 курсов, КЭГИ ТНУ, специальностей «Финансы» и «Психология».
В ходе данной работы мы использовали следующие методики:
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, шести приложений. Основная часть работы изложена на 33 страницах печатного текста.
Во введении описываются предмет, объект, цели, задачи исследования, поставленная гипотеза, а также, теоретико-методологическая и экспериментальная базы исследования.
Первая глава включает в себя теоретические основы лидерства в студенческих группах: проблемы становления личности студента, сущность лидерства, а также, особенности проявления лидерских качеств в группе.
Во второй главе представлено эмпирическое обоснование взаимосвязи процесса укрепления коллектива и институализации лидерства в данном коллективе.
В заключении мы делаем вывод о проделанной работе, и подводим итог по проблеме изучаемого явления.
Список литературы состоит из 25 источников.
Приложение включает инструкции, ключи к тестам, 6 таблиц, 3 графика.
Раздел 1
Теоретико-методологические основы проблемы лидерства в малых группах
Проблема лидерства - это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.
Лидер - это человек, способный объединить людей для достижения определённой цели. Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией [5].
Лидерство является культурным феноменом и, как следствие, его тип, образ, характеристика детерминируется определенным историческим типом культуры.
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Г. Тард [4], один из основоположников теории социализации. Он доказывает, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру.
С. Ф. Фролов [6] предполагает рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, и дает человеку статус лидера. Он считает, что лидеры это люди, имеющие влияние на других, но не любое влияние, а такое, для которого характерны определенные особенности.
Одна из классических типологий лидерства восходит к учению М. Вебера [7] о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных, рационально-легальных или бюрократических, и харизматичских – наделенных, по мнению масс, особой «благодатью», выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит обычай, второго – коллективный разум, третьего – вера и эмоции.
Кроме того, выделяется «теория черт», которая возникла под влиянием исследований английского психолога Ф. Гальтона [8], объяснявшего лидерство на основе того, что лидер обладает качествами, передающимися по наследству, которые отличают его от других людей. Однако составить перечень таких черт тогда не удалось. Позднее появилась вторая волна развития этой теории - «факторно-аналитическая концепция» Ю. Дженнингса [9; c.15].
Системы классификации лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер эпохи», «представитель класса», «представитель культуры» и т.д., малоэффективны и нефункциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько дифференцированны, что исключена возможность достижения господства со стороны какого-либо политического класса и чтобы лидер представлял исключительно его интересы и потребности [10].
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:
1) Ведущий, руководитель;
2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов;
3) Спортсмен или спортивная
4) Едущий впереди велосипедиста
мотоциклист (гонка за лидером)
Термин «лидерство» (англ. – Leader) – управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера [11; c. 24].
Лидер – это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности [5].
Лидер является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности, группы, общества в целом. Эта структура определяется целями общности, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств. Необходимо отметить, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако это не всегда соответствует действительности. Современные исследования показали, что эффективные лидеры действительно отличаются от других людей по нескольким характеристикам, включая: мотивацию к лидерству – лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих; когнитивные способности – лидеры могут обрабатывать и интерпретировать большой объем информации; приспособляемость - лидеры могут адаптироваться к потребностям свих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации [12; c. 199].
Отмечается, что проблема лидерства в гуманитарных науках на протяжении культурно-исторического развития общества всегда вызывала интерес, который не ослабевает и сейчас.
М. Вебер [7], как и его последователи, интерпретировали лидерство как возможность настаивать на своем, даже при наличие сопротивления. Близок к такому подходу Ф. Бурлацкий [10], определяющий способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Такой подход в научной литературе получил определение бихивиористского. В общенаучном контексте, данное понятие существует на трех социальных уровнях, выполняя различные функции: лидерство в малой группе, лидерство в политических движениях и лидерство как способ организации власти.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [13].
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон [13]:
1) С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.
3) С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.