Лидерство в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выяснить особенности формирования и проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от степени сплочённости коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива.
2. Исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива
3. Дать характеристику феномена лидерства, и охарактеризовать особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
4. Определить степень сплоченности группы.
5. Определить склонность к лидерству в исследуемой группе.

Содержание

Введение…………………………………………....……………………………..3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………….…….......................6
Основы лидерства: сущность, понятие, содержание.....................................6
Особенности развития личности студента………………..……………..….9
Лидерство и групповая динамика……………………………………..........12
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива, и особенности выявления лидера…………………………….15
Раздел 2. ЭМПИРическое исследование степени сплоченности группы и проявления лидерских качеств у ее членов………………………………………….................................................……....22
2.1. Процедура организации исследования и методики........................................22
2.2. Ход эксперимента……………………………………………………………...25
2.3. Анализ полученных данных и интерпретация результатов……...................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….........…….….30
Список литературы………………………………...…………………………….....32

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

1) можно путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

2) можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения) [19].

Общим критерием этих двух методов  выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально  мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.

На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посредине располагаются лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи.

В малых сплоченных группах, как  правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные условия для выдвижения многих лидеров [20].

Лидер и критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации.

В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие  шаги следует предпринять, чтобы  достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид  сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

Степень опасности или  трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.

Исторический анализ возникновения диктаторов показывает, что они появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить этот контроль.

Американский ученый Лейтон [21] изучал возможность возникновения лидера в условиях лагеря, где были интернированы лица японского происхождения вовремя второй мировой войны. Он отмечает слепую, апатичную уступчивость людей под влиянием условий изоляции, разрушения привычных норм жизни и чувства бесполезности существования, которые, казалось, последуют за любым лидером: «власть лежала на улицах лагеря, ожидая, чтобы ее кто-нибудь подобрал» [21].

Если проблемы, с которыми сталкивается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства  обычно распределяются между несколькими  лицами. По мере упрощения задач  лидерство становится концентрированным (но при трудности не ниже определенного уровня). При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее самостоятельно) [22].

Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.

В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение  равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным  лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).

Как отмечал сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт, изучивший 72 группы в правительственных и промышленных организациях, группы, члены которых имеют различное мнение относительно целей группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств» [23].

Лидеры и бывшие руководители. Новый лидер скорее всего может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор. В цитированной работе Крокетта указывается, что в 83% случаев, когда лидер пренебрегал или не мог справиться с перечисленными функциями, кто-либо другой из членов группы принимал на себя эти функции. В то же время в тех группах, где формальный лидер эффективно выполнял эти обязанности, новый лидер выдвигался только в 39% случаев [23].

Доказано также, что  если лидер не справляется с функцией представительства группы во внешней  среде, не умеет «говорить от имени  всех», то группа выдвигает нового лидера.

Лидеры и их потребности. Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера). В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

В том случае, когда  он сам стремится к руководящей  деятельности, механизм социальной самоорганизации уступает место целенаправленной деятельности, складывающейся из различные элементов.

Среди этих потребностей могут быть стремление к власти, повышение своего социального статуса  и другие составляющие ценностных ориентации личности.

Только в том случае, если среди членов группы есть люди с такими потребностями, можно ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней не возникнет, и группа может легко распасться.

Итак, чтобы понять сущность возникновения лидерства, мы должны учесть не только внутригрупповые факторы, представления и потребности  участников группы, но также психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров  без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих ими стать. Другими словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены группы, оказавшись без фактического лидера, становятся формальными участниками группы, но не последователями. Практически в этой группе может быть формальный руководитель, но он регулирует деятельность участников только административно-правовыми средствами [24].

Понятия «лидер» и  «руководитель» похожи по значению, поэтому  часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство – это психологический феномен, тогда как руководство – сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель – это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот [25].

Таким образом, можно  сделать выводы:

Лидерство – сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство – один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера – умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать  ряд реалистических шагов для  достижения этой конечной цели. Эти  цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому – процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» – это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

 

РазДеЛ 2

ЭМПИРическое исследование степени сплоченности группы и проявления лидерских качеств у ее членов

 

2.1. Процедура организации исследования и методики

 

Можно выделить следующие три этапа  исследования:

1. Подготовительный этап, на котором  прошел подбор методик для  исследования, подготовка раздаточного  материала, выбор группы исследуемых.

2. Полевой этап, на котором пошло  непосредственное проведение исследования, сбор данных для последующей их обработки.

3. Подсчет данных и математическая  обработка.

Эмпирическая база исследования - КЭГИ ТНУ. В качестве испытуемых выступили студенты третьего и четвертого курсов специальностей «Финансы» и «Психология». Общий объем выборки составил 28 человек в возрасте от 20 до 22 лет. Подборка испытуемых осуществлялась в соответствии со степенью длительности совместной деятельности и межличностных взаимоотношений. В данном случае, мы отобрали 2 группы испытуемых (студенты 3 и 4 курса), которые отличаются по условиям взаимовлияния и взаимного контактирования в зависимости от сроков построения коллектива.

Что касается более детальной характеристики выборки, и экспериментальных групп в отдельности, то можно отметить следующие факты.

Экспериментальная группа № 1

В качестве первой экспериментальной  группы выступили студенты третьего курса в количестве 16 человек. Все испытуемые охотно приняли участие в процедуре исследования. В данном случае, мы наблюдали небольшой процент несогласованности в сфере взаимоотношений, в некоторой степени, скованность в ходе общения членов группы между собой. Однако, в целом группа произвела хорошее впечатление, с претензиями на сплоченный коллектив в дальнейшем, при условии постоянного сохранения основного состава группы.

Экспериментальная группа № 2

Состав второй экспериментальной группы – студенты четвертого курса в количестве 12 человек. В ходе общения с членами данной группы было заметно, что испытуемые проявляют более доверительные отношения в процессе общения друг с другом, в отличие от участников первой экспериментальной группы. Чувствуется атмосфера открытости, взаимосогласованности и взаимопомощи. Члены данной экспериментальной группы также с большим интересом приняли участие в исследовании.

Кроме теоретического обоснования проблемы, для данного исследования был составлен план экспериментальной работы, направленной на проверку теоретических фактов.

Тестирование – экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью  исследования; обеспечивают возможность  получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Одним из вариантов теста может  быть опросник, но при условии, что  он отвечает требованиям, предъявляемым  к тестам. Опросник – это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием.

План нашей эмпирической программы был разработан таким образом, чтобы диагностика дала как можно более точные и достоверные данные для проверки гипотезы. В эмпирическую программу были включены специальные методики по определению уровня сплоченности коллектива и выявлению лидерских качеств у членов экспериментальных групп.

Информация о работе Лидерство в малой группе