Лидерство в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выяснить особенности формирования и проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от степени сплочённости коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива.
2. Исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива
3. Дать характеристику феномена лидерства, и охарактеризовать особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
4. Определить степень сплоченности группы.
5. Определить склонность к лидерству в исследуемой группе.

Содержание

Введение…………………………………………....……………………………..3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………….…….......................6
Основы лидерства: сущность, понятие, содержание.....................................6
Особенности развития личности студента………………..……………..….9
Лидерство и групповая динамика……………………………………..........12
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива, и особенности выявления лидера…………………………….15
Раздел 2. ЭМПИРическое исследование степени сплоченности группы и проявления лидерских качеств у ее членов………………………………………….................................................……....22
2.1. Процедура организации исследования и методики........................................22
2.2. Ход эксперимента……………………………………………………………...25
2.3. Анализ полученных данных и интерпретация результатов……...................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….........…….….30
Список литературы………………………………...…………………………….....32

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Если же изучить студента как  личность, то возраст 18 – 20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой понимается включение человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.

Преобразование мотивации, всей системы  ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их действительной реализацией. 

Время учебы в вузе совпадает  со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям [1]:

1) уход от психологической  интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени,  неспособность строить жизненные  планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих  способностей, неумение мобилизовать  свои внутренние ресурсы и  сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Юноши с пониженным самоуважением  особенно ранимы и чувствительны  ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Факт поступления в вуз укрепляет  веру молодого человека в собственные  силы и способности, порождает надежду  на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко  возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

 

    1. Лидерство и групповая динамика

 

Вся жизнь человека протекает  в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т.п.

Личность лидера и  стиль его поведения как доминирующего  лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Изучая социальное поведение  людей, можно понять динамику лидерства  и вскрыть поворотные моменты  жизни групп.

Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы.

Малая группа выступает важнейшим  фактором изучения в психологии личности, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, кроме того, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства [14; с.14].

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В данной исследовательской работе были взяты респонденты юношеского возраста.

С точки зрения развития юношеский  возраст характеризуется как  чрезвычайно важный в становлении  личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, индивид перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.

Для внутренней позиции индивидуума становится очень значимой новая потребность - найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности индивида по отношению к референтной группе (стремление ничем не выделяться в среде сверстников, быть «как все»), к усилению реакции группирования (стремлению индивида в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще - более популярному, преуспевающему, лидеру). Чувство принадлежности к «юношеской» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности индивидуума, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности, планирования своей дальнейшей жизнедеятельности. В этой ситуации лидер становится референтным лицом, имеющим наибольший авторитет и популярность. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы. С. И. Жигулев, в частности, отмечает, что возникновение групповых норм, их укрепление и самосодержание часто связано с лидирующими в группах личностями [15; c.7].

В большинстве случаев, влияние в группе имеет тенденцию  сосредоточиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде. В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера.

Лидером является такой член малой  группы, который выдвигается в  результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении  конкретной задачи. Он демонстрирует  более высокий, чем другие члены  группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности  лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями. [16]

 

    1. Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива, и особенности выявления лидера

 

Коллектив как целостное развивающееся  социальное образование обладает рядом  характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, направленность, самоорганизованность, а также сплоченность.

Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе. Однако  такой количественной оценки для определения сплоченности коллектива недостаточно, так как здесь отражаются только эмоциональные связи [17].

При оценке сплоченности группы, а  тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты  единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов. Сплоченность коллектива предстает как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые нужно изучать не на одном уровне (эмоциональных контактов), а на трех:

–    эмоциональная привлекательность (первый поверхностный уровень);

– ценностно-ориентационное единство (второй уровень, связанный с отношением членов коллектива к его целям и задачам);

– устойчивость коллектива (третий уровень выявления сплоченности коллектива).

Совершенно очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально значимых целей, поскольку без такой направленности она может встречаться и в других типах групп (например, в корпорациях). Направленность коллектива проявляется не только в целях, им выбранных, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения. А. С. Макаренко указывал, что «там, где есть организация коллектива, там…вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» [Цит. по 2].

Что касается студенческого коллектива, то при формировании студенческой группы также зачастую выдвигается лидер. Он объединяет студентов своей группы, защищает их интересы, организует их деятельность. От правильности выбора этого лидера зависит судьба группы, её сплоченность, успеваемость в учебе, участие в общественной жизни университета.

В зависимости от степени  сплочённости коллектива, необходимо обозначить основные особенности выявления и укрепления лидеров в нём.

Признаки лидерства  можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей  по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как  лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей [18].

Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

Информация о работе Лидерство в малой группе