Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности формирования и проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от степени сплочённости коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива.
2. Исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива
3. Дать характеристику феномена лидерства, и охарактеризовать особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
4. Определить степень сплоченности группы.
5. Определить склонность к лидерству в исследуемой группе.
Введение…………………………………………....……………………………..3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………….…….......................6
Основы лидерства: сущность, понятие, содержание.....................................6
Особенности развития личности студента………………..……………..….9
Лидерство и групповая динамика……………………………………..........12
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива, и особенности выявления лидера…………………………….15
Раздел 2. ЭМПИРическое исследование степени сплоченности группы и проявления лидерских качеств у ее членов………………………………………….................................................……....22
2.1. Процедура организации исследования и методики........................................22
2.2. Ход эксперимента……………………………………………………………...25
2.3. Анализ полученных данных и интерпретация результатов……...................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….........…….….30
Список литературы………………………………...…………………………….....32
Немного подробнее остановимся на сущности и целях используемых методов.
Для того, чтоб проверить и дополнить наши первоначальные предположения, мы использовали 2 методики:
Цель: выявить степень интеграции группы, а также степень ее сплочения.
Инструкция: Испытуемому предлагается ответить на 5 вопросов, которые содержат несколько вариантов ответов, каждый из которых кодируется в баллах.
Максимальная сумма баллов, которые указывают на высокую степень сплочения, составляет-19.
Минимальная сумма баллов, которые указывают на низкую степень сплочения, составляет-5.
Перечень вопросов с вариантами ответов представлен в приложении. (Приложение Б. Образцы бланков для заполнения)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.
Тестирование по методике на определение групповой сплоченности осуществлялось 16 января 2012. Данные для первой экспериментальной группы: начало тестирования: 11.30, окончание тестирования: 12.00. Продолжительность исследования: 30 минут, место проведения – аудитория № 26 КЭГИ ТНУ.
Данные для второй экспериментальной группы: начало тестирования: 14.00, окончание тестирования: 14.30. Продолжительность исследования: 30 минут, место проведения – аудитория № 23 КЭГИ ТНУ. В тестировании приняли участие студенты специальностей «Финансы», «Психология», в количестве 28 человек. Состав: 9 юношей, 19 девушек. Перед тестированием студентам была зачитана инструкция по заполнению бланка. (См.: Приложение А. Инструкции) После чего, студентам представилась возможность заполнить бланки. (См.: Приложение Б. Образцы бланков для заполнения) Все испытуемые безоговорочно выполнили задание, и вернули бланки в количестве 28 штук. Поврежденных бланков не обнаружено. (См.: Приложение В. Бланки с ответами респондентов)
Тестирование по методике диагностики лидерских способностей осуществлялось 21 января 2012. Данные для первой экспериментальной группы: начало тестирования: 10.15, окончание тестирования: 11.00. Продолжительность исследования: 45 минут, место проведения – аудитория № 17 КЭГИ ТНУ.
Данные для второй экспериментальной группы: начало тестирования: 11.00, окончание тестирования: 11.45. Продолжительность исследования: 45 минут, место проведения – аудитория № 18 КЭГИ ТНУ. В тестировании приняли участие студенты специальностей «Финансы», «Психология», в количестве 28 человек. Состав: 9 юношей, 19 девушек. Перед тестированием студентам была зачитана инструкция по заполнению бланка. (См.: Приложение А. Инструкции) После чего, студентам представилась возможность заполнить бланки. (См.: Приложение Б. Образцы бланков для заполнения) Все испытуемые безоговорочно выполнили задание, и вернули бланки в количестве 28 штук. Поврежденных бланков не обнаружено. (См.: Приложение В. Бланки с ответами респондентов).
Вначале целесообразно продемонстрировать полученные результаты при диагностировании двух экспериментальных групп по тесту групповой сплоченности Сишора. Результаты представлены в таблицах 1 и 2. (См.: Приложение Д. Таблицы).
Данные таблиц демонстрируют результаты проведенного исследования, рассматривая которые, мы можем заметить, что различия между выборками имеют место. Сопоставив данные диагностики каждого члена коллектива, мы выявили общий балл степени сплоченности, указывающий на характеристику группы в целом.
Несложно заметить, что выборки отличаются по среднему баллу, который выведен в последней строке таблиц по каждой группе. Так, для первой экспериментальной группы он составляет 10 (53%), что при интерпретации соответствует среднему, с тенденцией к низкому уровню сплоченности группы, во второй экспериментальной группе данный показатель равен 17 (90%), что соответствует высокому уровню сплоченности коллектива.
Таким образом, говоря о группе студентов 4 курса, судя по высокому среднему показателю изучаемой характеристики в группе, мы можем отметить, что данный уровень приближен к максимальному, что свидетельствует о высокой степени интеграции и сплоченности коллектива, чего мы не можем сказать об эксеприментальной группе студентов третьего курса, где изучаемый показатель находится на среднем уровне, с некоторой тенденцией к низкому.
Для более
наглядной демонстрации первоначальных
результатов проведенной
Рассмотрев
данный график, мы можем констатировать,
что более высокий общий
Следующим этапом нашей работы стало исследование двух групп по методике диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.).
Результаты представлены в таблицах 3, 4. (См.: Прил. Д. Таблицы).
На этапе обработки полученных данных изначально в таблицу занесены сырые баллы, которые затем переведены в стандартные. Кроме того, по стандартным баллам каждого члена двух групп в отдельности просчитан общий средний балл показателя выраженности лидерских качеств по группе в целом.
При интерпретации данных следует учитывать характеристику каждого стандартного балла, а именно:
1 – качества лидера выражены слабо;
2 – качества лидера выражены средне;
3 – лидерские качества выражены сильно;
4 – данный человек как лидер склонен к диктату.
Таким образом, средний балл по первой группе испытуемых равен 1.5, что соответствует слабо выраженным лидерским качествам в данной группе. Средний балл по второй группе испытуемых составил 2,8, что соответствует среднему, с тенденцией к высокому, уровню выраженности лидерских качеств в группе в целом.
Аналитические данные исследования предложенной методикой заключаются в следующем:
-первая группа испытуемых
62,5% испытуемых имеют слабовыраженные лидерские способности.
31,3% - имеют средний уровень выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности лидерских качеств.
У 6,2% спытуемых лидерские качества выражены сильно.
-вторая группа испытуемых
33,3%- испытуемые, имеющие средневыраженные качества;
50%- испытуемые, у которых лидерские качества выражены сильно;
16,7% составляют члены группы, которые в некоторой степени склонны к диктату.
Таблица 5. и график 2. наглядно демонстрируют уровни выраженности лидерских качеств сравнительно по двум группам. (См.: Прил. Д, Прил. Е).
Учитывая все вышеописанные факты, следующим этапом нашей работы стало сопоставление данных по двум тестам, и выявление соответствующей динамики зависимости проявления лидерских качеств членов группы, и укрепление институализации лидерства от степени сплоченности коллектива.
Из графика 3. (См.: Прил. Е. Графики. Рисунок 3) видно, что в каждой из экспериментальных групп наблюдается особая зависимость между уровнем лидерских качеств по группе в целом, соответствующих определенному критерию, и величине уровня сплоченности и интеграции группы. Так, для первой группы характерна тенденция повышения феномена институализации лидерства при высоком уровне эмоционального единства и сплоченности коллектива (90%), при рассмотрении второй экспериментальной группы, мы можем наблюдать тенденцию пониженной степени выраженности лидерских качеств с учётом более низкого показателя по категории сплоченности.
Кроме того, достоверность данных, полученных нами в ходе исследования была подтверждена при помощи корреляционного анализа, результаты которого представлены в таблице 6. (См.: Прил.Д. Таблицы. Таблица 6). При оценке результатов был использован критерий Пирсона. Для начала мы внесли данные по результатам тестов в электронные таблицы, и путем ввода параметра «статистические функции», получили коэффициенты корреляции для двух групп, которые затем проанализировали при помощи таблицы критических значений коэффициента корреляции Пирсона. Таким образом, для первой группы, которую составляют испытуемые третьего курса коэффициент корреляции = 0,523814, при р≤0,01, для второй группы, которую составляют испытуемые четвертого курса коэффициент корреляции = 0,589897, при р≤0,01. Полученные данные можно считать достоверными.
На основании проведенных нами исследований, можно
сделать вывод о том, что учитывая специфику
двух групп, которые отличаются по длительности
взаимовлияния, мы определили, что различия
в плане становления лидерства, как специфического
феномена имеют место. В частности, это
подтверждают результаты тестирования.
Однако, в ходе всего исследования, принимая
во внимание не только тестирование, но
и результаты наблюдения за экспериментальными
группами, нами был сделан важный вывод:
в процессе становления коллектива, как
единого целого, наблюдается не только
одностороннее влияние данного процесса
на укрепление институализации лидерства,
но и взаимовлияние данных категорий.
В частности, выделение лидеров в группе
также играет немаловажную роль в процессе
формирования и укрепления коллектива,
и межличностного взаимодействия его членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе мы пронаблюдали тенденции понимания феномена лидерства на современном этапе, рассмотрели и сопоставили степень проявления лидерских качеств в группе в зависимости от уровня сформированности и степени эмоционального единства коллектива.
В ходе проведения исследования, мы проанализировали научную литературу по проблеме внутригруппового взаимодействия, в частности, студенческого коллектива, изучили особенности развития личности студента и формирования студенческого коллектива, дали характеристику феномена лидерства, и охарактеризовали особенности проявления лидерских качеств в межличностных отношениях.
Кроме того, для проверки гипотезы о том, что, в процессе становления коллектива, как единого целого, то есть, возрастания потребностей в совместной деятельности и взаимодействии членов группы, прочно закрепляется институализация лидерства в данной группе мы провели эмпирическую процедуру. Использовали соответствующие методики, при помощи которых определили степень сплоченности группы, склонность к лидерству в исследуемой группе, а также, выяснили взаимосвязь степени сплочённости группы с чёткими позициями лидеров в ней.
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс − в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда − в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
Лидерство - сложный социально-
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы реализована, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ