Личностные характеристики детей подростков из детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.

Содержание

Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Симанова .docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание

Введение                                                                                                     стр.2

Глава 1. Особенности  формирования личностных характеристик  подростков, воспитывающихся в различных условиях                                                стр.4

1.1. Психолого-физиологические  особенности подросткового возраста    стр.4

1.2. Влияние  социальной ситуации на развитие  личностных характеристик подростков                                                                                                     стр.12

1.3. Формирование  личностных характеристик подростка в семье и в интернате                                                                                                  стр.16

1.4. Особенности  детей, воспитывающихся в условиях  детского дома  стр.21

Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования                   стр.25

Глава 3. Анализ  данных  собственного эмпирическому исследованию стр. 31

Выводы                                                                                                      стр.36

Заключение                                                                                               стр.37

Список литературы                                                                                    стр.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Детство —  период, когда закладываются фундаментальные  качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, формируют  жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются  в условиях выраженной родительской любви, когда семья созидает у  ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

Данная проблема особенна актуальна в контексте  имеющейся обстановки в нашей  стране. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в  опеке взрослых, которые могли  бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского  попечительства в раннем детстве (с  рождения до трех лет) попадают в дома ребенка, а позднее — в детские  дома или школы-интернаты.

Эти дети, как  правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут  быть отклонения в физическом и психическом  развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение  развития личности (от эмоциональной  сферы, до жизненной перспективы), нарушение  половой идентификации и др. В  этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.

На сегодняшний  день проблема подростковой агрессии чрезвычайно актуальна. Нестабильное экономическое состояние в стране, снижение жизненного уровня, социальные кризисные процессы, все это влияет на психологию людей: возрастает тревожность, напряженность, озлобленность, прогрессирует  жестокость и насилие. Статистика свидетельствует  об увеличении уровня распространенности и многообразии форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди различных социальных групп населения. Особенно трудно в  это время приходится подросткам. Ведь подростковый возраст - это период становления характера, именно в этот период окружающая среда оказывает влияние с огромной силой.

Тревожным симптомом  является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

Объект – 12 девочки подросткового возраста, воспитывающиеся в детском доме и контрольная группа 12 девочек воспитывающихся в семье.

Предмет – личностные характеристики девочек-подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.

Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме. 

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

1.Сравнение поведенческой сферы  у девочек из детского дома и девочек из семей;

2. Сравнение  уровня тревожности у девочек,  воспитывающихся в детском доме  и у девочек, воспитывающихся  в семьях;

3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.

 

  Гипотеза:

- Психологические особенности у девочек из детского дома отличаются от девочек, воспитывающихся в семьях.

 

 

 

 

Глава 1. Особенности формирования психологических характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях.

1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста

Подростковый  возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в  мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними  гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент – окончание детства и переход  в мир взрослых связан с развитием  в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной  форме. Это и есть определяющее состояние  подростка в психике. Оно и  создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика овладевает умом подростка. Именно так: не он овладевает этой логикой, но она возникает в  его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает  в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становиться  в антагонистические отношения  с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и  человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а  он готов отвергнуть все, что не соответствует  этой логике, так как именно она - господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.[12]

Но, будучи, по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще  ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия  и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием  подросткового возраста можно считать  противоречие между рассудочной  формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для  него ведущей формой сознательного  отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки  рассудочности, и в то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения  поведения – «пубертатного криза».[14]

Подростковый  комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных  причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность  порою уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с  показной независимостью, борьба с  авторитетами, общепринятыми правила  и распространенными идеалами - с  обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование –  с сухими мудрствованием.[11]

В современной  западной психиатрической и психологической  литературе широкое распространение  получила концепция Эриксон о  «кризисе идентичности» как о  главной особенности подросткового  периода. Под «идентичностью» подразумевается  определение себя как личности, как  индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх - Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков.[15]

По мнению Прихожан А.М., пубертатный криз слагается  не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета» и  «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье  или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению  этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением  этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессия и  суицидальному поведению, а также  эпизоды дереализации и деперсонализации.[9]

Пубертатный период – время ускоренного физического  развития и полового созревания, характеризующееся  важными изменениями в организме  подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается  костная система, наблюдаются изменения  состава крови и кровяного  давления. Происходят различные структурные  и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода  являются интенсивность и неравномерность  развития и роста организма –  «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков  и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано  то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда заболеваний, в  том числе и психических.[9]

Необходимо  знать последовательность и ориентировочное  время появления тех или иных признаков, так как это оказывает  заметное влияние на поведение подростков. Их психологические особенности. Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу, как от взрослых, так и от подростков.

Возраст 13 лет  – время, когда у девочек заканчивается  первая фаза пубертатного развития (11 – 13 лет) и начинается вторая (13 – 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая  продолжается примерно с 13 до 15 лет.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические  изменения – всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 – 12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое  сам школьник в силу недостаточной  зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно  сказать, что в это время увеличивается  количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми (в последнее время отмечается, что эти ссоры часто проходят в гораздо более грубой и резкой манере, чем раньше). Дети в это  время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего, по отношению к взрослым. Их поведение  нередко характеризуется демонстративностью. Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или  интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также  а форму выражения обид и протеста.[10]

Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто  и осознаваемой) причины, частая и  резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. Особенно усиливается  в дни менструации.

У мальчиков  возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения  координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.

В 13 – 14 нередко  отмечается своеобразное чередование  всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и  как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность  и продуктивность, у мальчиков  в 13 – 14 лет резко увеличивается  количество ошибочных действий (у  девочек пик ошибок отмечается в 12 лет).[12]

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально  необходимых действий составляет примерно 40 – 50 минут, то у подростков оно  наблюдается через 8 – 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление  специфической подростковой лени. Часто  от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время  хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого  в усиленном росте, требующем  много сил и снижающем выносливость. При таких жалобах следует  давать подростку отсроченные поручения  с тем, чтобы он сам определял  время их выполнения, обучать восстановлению физических сил, разъяснять ценность усиления над собой и знакомить его  со способами осуществления этого  усилия.

Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома