Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38
Две группы высказываний – описание себя как друга, и своего умения понимать других людей – значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната, то есть значимость именно этих сторон общения в наибольшей степени зависит от того, находится ли подросток в семье или в интернате.[6]
Дети из интерната
очень мало пишут о себе как
о друге: поскольку они живут
в ситуации эмоционального дефицита.
Это говорит о недостаточном
внимании подростков из интерната к
интимно-личностной стороне общения
со сверстниками, хотя повышенное внимание
к стороне общения – одна из
важнейших характеристик
В интернате
постоянно находятся в ситуации
обязательного общения с
Итак, характеристики подростков, растущих в семье и вне семьи, различающихся по ряду существенных параметров, главные из которых:
1) ориентации
на собственные личностные
2) интенсивное
становление подростка в
3) яркая выраженность
собственно подростковых
Дело не в том, что подросток развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, по другому пути, чем у подростков растущих в семье.
Другое важнейшее
психологическое
Психологический
самоанализ профессионального
В данном случае
отсутствие противоречивости в профессиональном
определении не может быть оценено
положительно. Подросток из массовой
школы, выбирая «земную», более соответствующую
своим способностям и объективным
обстоятельствам жизни
Профессиональная
перспектива может быть полностью
сформулирована лишь как часть целостной
временной перспективы
Другая область
психического развития личности –
становление психосексуальной идентичности.
В подростковом возрасте, в периоде
созревания человека эта область
занимает особое место. Именно в это
время проблемы, связанные с полом,
психосексуальным поведением и развитием,
формированием системы
Осознание и
переживание человеком своей
половой идентичности предполагает
наличие у него сформированных образцов,
эталонов мужского и женского образов,
моделей мускулинности и
Повышенная
ценность семьи и недостаточный
опыт жизни в ней способствуют
идеализации воспитанниками интерната
взаимоотношений в семье, образа
семьянина. Их положительная модель
в значительной мере расплывчато, не
наполнена конкретными бытовыми
деталями, хотя и не очень эмоционально
насыщена. Одновременно существует и
другой эталон - отрицательный, конкретный
образ того, какими эти взаимоотношения
не должны быть, какими качествами не должны
обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение
двух образов порождает конфликтную
систему требований: идеализированных
и неопределенных с одной стороны,
и чрезвычайно низких ограниченных
выполнением элементарных норм поведения
– с другой. Конфликтная система
требований, отнесенная к тому же только
к одной стороне
Школьники из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием.
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации.
Психологические
исследования уровня и особенностей
интеллектуального развития воспитанников
детского дома свидетельствуют, что
уровень развития внимания и памяти
воспитанников не имеет существенных
отклонений от среднестатистической нормы.
Однако исследования выявляют слабо
сформированную картину мира, повышенную
ситуативность, которая в познавательной
сфере проявляется в
Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников детских домов являются средовые влияния, педагогическая запущенность. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников проявляются в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Ребенок,
лишенный самого главного для него
- материнской любви и ласки, а
в условиях закрытого учреждения
- возможности нормального
У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако в совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку. Это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.
Характерными
чертами эмоционального портрета воспитанника
детского дома являются пониженный фон
настроения; бедная гамма эмоций, склонность
к быстрой смене настроения; однообразность
и стереотипность эмоциональных
проявлений, неадекватные формы эмоционального
реагирования на одобрение и замечание
(от пассивности и равнодушия до
агрессивности и враждебности); повышенная
склонность к страхам, тревожности
и беспокойству; основная направленность
положительных эмоций - получение
все новых и новых
Проблема
половой идентификации
Смутное
представление о будущей
К одной
из наиболее актуальных проблем воспитанников
интернатных учреждений исследователи
относят и трудности
Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома