Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования.
1.Описание выборки и условия исследования.
В ходе практики на базе ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (специальный коррекционный детский дом №11 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Фрунзенского района СПб) было обследована 12 девочек в возрасте от 12, до 17 лет. А так же была обследована контрольная группа девочек-подростков в возрасте от 12, до 17 лет, воспитывающихся в семье. Все полученные результаты можно считать достоверным и пригодными для дальнейшего анализа.
2.Методики
Для обследования были использованы методики, которые были взяты из учебного пособия «Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов» под ред. проф. Рыбникова В.Ю., проф. Чермянина С.В.- СПб: «АЙСИНГ»,2009. Для обработки методик использовалась математическая обработка t- критерия Стьюдента и программа Microsoft Office Excel – 2007.
Методика «Копинг-тест»
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Обработка результатов.
1. подсчитываем
баллы, сумируя по каждой
никогда – 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2 балла;
часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и так далее. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, испытуемый набрал 8 баллов:
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
Имерение уровня тревожности Тейлора
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов — о низком уровне тревоги.
16-ти факторный личностный
Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.
Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:
Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.
Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.) слишком часто.
Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться. Нас интересуют только обобщенные показатели.
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);
как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя
из этого, можно разделить проявления
агрессии на два основных типа: первый
– мотивационная агрессия, как
самоценность, второй – инструментальная,
как средство (подразумевая при этом,
что и та, и другая могут проявляться
как под контролем сознания, так
и вне него, и сопряжены с
эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Практических психологов в большей
степени должна интересовать мотивационная
агрессия как прямое проявление реализации
присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая
агрессия – использование
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение
– готовность к проявлению
негативных чувств при
4. Негативизм
– оппозиционная манера в
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная
агрессия – выражение
8. Чувство
вины – выражает возможное
убеждение субъекта в том, что
он является плохим человеком,
что поступает зло, а также
ощущаемые им угрызения
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию.
3.1 Сравнение поведенческой сферы девочек из детского дома и девочек из семей.
Для данного сравнения использовались такие методики как «16-ти факторный личностный опросник Кеттела». При обработки были получены результаты, что поведенческая сфера такая как замкнутость, общительность, сдержанность, экспрессивность, прямолинейность, дипломатичность и так далее, у девочек из детского дома значительно отличаются от девочек, воспитывающихся в семье. При обработке использовалась программа Microsoft Office Excel – 2007. В связи с тем, что выборка составила 24 человека, использовалась математическая обработка t- критерия Стьюдента.
Таблица №1. «Сравнение поведенческой сферы девочек из детского дома и девочек из семьи.
№ |
Название шкалы |
Эксперементальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий St |
Достоверность отличий |
M+/-m |
M+/-m |
||||
1. |
А:замкнутость общит-ть |
4,83-0,04 |
4,83-0,04 |
2,07 |
- |
2 |
В: интеллект |
3 |
3 |
2,07 |
- |
3 |
С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» |
7,42-0,04 |
6,17-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
4 |
Е: «подчиненность-доминантность» |
6,17-0,04 |
5 |
2,07 |
p<0,05 |
5 |
F: «сдержанность – |
6,08+0,04 |
5,06+0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
6 |
G: «низкая нормативность |
7,67-0,04 |
7,67-0,04 |
2,07 |
- |
7 |
Н: «робость – смелость» |
7 |
7 |
2,07 |
- |
8 |
I: «жесткость – чувствительность» |
6,08+0,04 |
6,08+0,04 |
2,07 |
- |
9 |
L: «доверчивость – |
6,58+0,04 |
6,58+0,04 |
2,07 |
- |
10 |
М: «практичность – |
5,83+0,04 |
5,83+0,04 |
2,07 |
- |
11 |
N: «прямолинейность -дипломатичность» |
7,67-0,04 |
6,77-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
12 |
О: «спокойствие – тревожность» |
7,33+0,04 |
7,33+0,04 |
2,07 |
- |
13 |
Q1: «консерватизм – радикализм» |
5,92-0,04 |
5,92-0,04 |
2,07 |
- |
14 |
Q2: «конформизм – нонконформизм» |
4,58+0,04 |
4,58+0,04 |
2,07 |
- |
15 |
Q3: «низкий самоконтроль – |
7,17-0,04 |
6,09-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
16 |
Фактор Q4: «расслабленность – |
6,17-0,04 |
6,17-0,04 |
2,07 |
- |
По данной таблицы видно, что поведенческая сфера у девочек из детского дома отличается от девочек проживающих в семье. Это связано с тем, в детском доме на детей идет влияние от воспитателей и нянечек.
3.2.Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях.
В данном сравнение использовалась методика «Уровень тревожности Тейлора». При обработке использовалась программа Microsoft Office Excel – 2007. В связи с тем, что выборка составила 24 человека, использовалась математическая обработка t- критерия Стьюдента.
Таблица №2. «Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях».
№ |
Название шкалы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий St |
Достоверность отличий |
M+/-m |
M+/-m |
||||
Уровень тревожности Тейлора |
20,33+0,04 |
17,17-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
В таблице по данным значения видно, что у девочек, воспитывающихся в детском доме уровень тревожности выше, чем у девочек, воспитывающихся в семье. Следовательно, уровень тревожности зависит от детско-родительских отношений, так же от отношения со сверстниками и от работающего персонала в детском доме.
3.3. Различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Различий эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи значительно отличаются. Использовались методики такие как «Копинг – тест» и «Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки». При обработке использовалась программа Microsoft Office Excel – 2007. В связи с тем, что выборка составила 24 человека, использовалась математическая обработка t- критерия Стьюдента.
Таблица №3. «Различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи».
№ |
Название шкалы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий St |
Достоверность отличий |
M+/-m |
M+/-m |
||||
1 |
конфронтальный копинг |
50,41-0,02 |
46,05 |
2,07 |
p<0,05 |
2 |
дистанцирование |
51,8 |
53,65 |
2,07 |
p<0,05 |
3 |
самоконтроль |
52,35 |
52,27-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
4 |
поиск соц. поддержки |
65,24+0,02 |
64,47-0,04 |
2,07 |
p<0,05 |
5 |
принятие ответственности |
62,46-0,02 |
61,13-0,06 |
2,07 |
p<0,05 |
6 |
бегство-избегание |
44,42-0,04 |
55,58-0,06 |
2,07 |
p<0,05 |
7 |
планирование решения проблемы |
55,52-0,04 |
58,23-0,06 |
2,07 |
p<0,05 |
8 |
положительная оценка |
57,7+0,04 |
53,95 |
2,07 |
p<0,05 |
Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома