Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
 охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
 дать понятие «индивидуальной помощи» ,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Metodika_okazania_individualnoy_pomoschi_podrost.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Институт педагогики и психологии

                            Кафедра социальной педагогики

Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса                                                                        Института педагогики и психологии

Специальности «Социальная педагогика»

Макеенкова Александра Геннадьевна

Научный руководитель:

к.п.н, доцент Павлова Оксана Александровна

 

 

Кострома 2014

Содержание

 

 

 

Введение

 

Сложный период коренной перестройки политической, социальной, идеологической сфер, пройденный нашим обществом в последние десятилетия, привел к ситуации разрушения привычных систем нравственных ориентиров человека, девальвации устоявшихся ценностей, общепринятых ранее норм и правил поведения в обществе. Современные подростки взрослеют в многополярном, часто противоречивом ценностном мире современной России. Это, наряду с семейным неблагополучием, распространением в молодежной и взрослой среде различных по силе тяжести девиаций, становится причиной негативных результатов социального развития личности, формирования асоциальных и антисоциальных моделей поведения взрослеющего человека.

Ввиду этого особенно актуальной становится организация педагогической работы, направленной на нивелирование негативных факторов стихийной социализации, раннее выявление различных форм отклоняющегося поведения и оказание помощи воспитаннику в их преодолении. Поскольку сам феномен девиации носит выраженно социально детерминированный характер, то и решать данную проблему нужно, оказывая комплексное воспитательное влияние на личность и окружающий ее микросоциум, то есть социально-педагогическими методами. В практике решения данных задач при использовании психолого-педагогических методов работы с ребенком, применяются социально-педагогические технологии индивидуальной помощи, субъектом которой могут стать различные воспитательные организации, в первую очередь, общеобразовательные учреждения. На настоящий момент достаточно активно развивается практика образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях, накапливается опыт применения форм, методов, средств индивидуальной помощи подросткам.

Данная проблема рассмотрена в работах таких авторов как Алмазов Б.Н., Бессарабова Ю.М., Гилленбранд К., Дмитриева В.Г., Краснова В.Г., Мудрик А.В.,  Никитин В.А., Олиференко Л.Я., Суртаева Н.Н., Шакурова М.В. и др.

Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.

Объект исследования – оказание индивидуальной помощи подросткам в школе.

Предмет исследования – методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
  • дать понятие «индивидуальной помощи» ,
  • описать технологии индивидуальной помощи подросткам в школе,
  • описать классификацию технологий индивидуальной помощи подросткам в школе,
  • выявить этапы оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретической и методической литературы, наблюдение.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 29».

 

Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе

    1. Основные проблемы современных подростков в школе

 

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах [7].

Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию [21].

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь [7].

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу [21].

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников [7].

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Ранняя юность – это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается  контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются:

  • Этический максимализм.
  • Внутренняя свобода.
  • Эстетический и этический идеализм.
  • Художественный, творческий характер восприятия действительности.
  • Бескорыстие в увлечениях.
  • Стремление познать и переделать реальность. 
  • Благородство и доверчивость. 

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами.

Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе