Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
 охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
 дать понятие «индивидуальной помощи» ,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Metodika_okazania_individualnoy_pomoschi_podrost.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная помощь подросткам в школе может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей [26].

Таким образом, под индивидуальной помощью подросткам в условиях школы понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.

 

 

1.3. Методика оказания индивидуальной  помощи подросткам в школе

Методика оказания индивидуальной помощи представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к  условиям жизни. Этот процесс предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия. Данные методики содержат в себе ряд технологий.

В школьной практике используются три ведущих технологии индивидуальной помощи подросткам:

- технология профилактики  — направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию  основных причин и условий, вызывающих  различного рода социальные отклонения. Как правило, представлена групповыми и массовыми формами работы или индивидуальными беседами и консультациями;

- технология психолого-педагогического  сопровождения — предполагает  индивидуальную поддержку, организованную  либо педагогом, либо (по его просьбе  или запросу) специалистом. Включает: сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для подростка, родителей, педагогов;

- технология социально-педагогической реабилитации — предусматривает проведение специальной системы мероприятий, разрабатываемых специалистом и включающей организацию социального контроля условий воспитания и поведения подростка, социальную поддержку тех, кто испытывает лишения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении, помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации, индивидуальное увеличение затрат педагогического труда на работу с отдельным ребенком, координацию отношении ребенка с первичным коллективом [21].

Как показывает практика, эффективность индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением в школе обеспечивается наличием в ней специально созданной структуры, призванной решать данные вопросы — социально-психологической службы. Социально-психологическая служба — это структура, выполняющая задачи психологической и социальной защиты, социально-педагогической помощи подросткам в школе. Основными функциями службы являются:

- диагностическая, т.е. распознание причин и характера отклонений в развитии, поведении и деятельности, изучение социальной ситуации развития подростка, его статуса в коллективе учеников, определение потенциальных способностей и возможностей воспитанников,

- социозащитная, т.е. защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия, выработка мер по развитию потенциальных возможностей подростка, выбор наиболее оптимальных форм оптимизации социальных условий в его ближайшем окружении,

- воспитательная, т.е. выработка  стратегий педагогического воздействия  на подростков с отклоняющимся  поведением, интеграция воспитательных  воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на  школьника.

На основании вышеизложенного можно выстроить определенную модель индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения, которая включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение:

а) технологический блок модели индивидуальной помощи подросткам предполагает прохождение следующих этапов:

- диагностического;

- оказания помощи;

- аналитического.

Данная технология основана на идее сочетания проблемно-ориентированных и позитивно-ориентированных методов индивидуальной помощи подростку, которое предполагает единство и взаимосвязь двух направлении социально-педагогической деятельности по отношению к подростку, «точечное» воздействие на проблемные области в личностной и социальной ситуации воспитанника и создание условий для позитивного развития процесса социализации, включения его в здоровые социальные отношения.

б) проблемно-ориентированные методы индивидуальной помощи — это пути и способы социально-педагогической деятельности, содержанием которых становится сама проблема поведения подростка. Это индивидуальные беседы и тренинговые занятия с подростком, консультации родителей, учебно-методические семинары с педагогами. С использованием этих методов решаются задачи выявления и осознания подростком, родителями и педагогом сущности и причин отклоняющегося поведения подростка, их обучения путям и способам устранения девиаций.

в) позитивно-ориентированные методы индивидуальной помощи — это деятельность, направленная на создание условий для позитивной социализации подростка. Здесь внимание на фактах отклоняющегося поведения не концентрируется. Подростку презентуются возможности приобретения нового социально-приемлемого опыта поведения, создаются условия для восстановления социальных связей, удовлетворения социальных потребностей позитивными способами.

Данная идея реализуется посредством такого построения программ индивидуальной помощи подростку, при котором внимание к проблемной области социального опыта ребенка выступает в единстве с общей воспитательной работой, организуемой в классе и школе в целом.

Более подробно рассмотрим содержание этапов оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.

Диагностический этап решает задачи выявления подростков с отклоняющимся поведением, определения исходной проблематики, выступающей причиной возникновения поведенческих отклонений (диагностика подростка и его социальной ситуации), основных направлении будущей социально-педагогической работы по отношению к ребенку и его микросоциальному окружению.

Этап оказания помощи заключается в организации социально-педагогической работы с подростком, его учебной группой, с педагогами, семьей, и включает в себя следующую совокупность содержательно-организационных блоков:

I. Непосредственно в отношении  подростка:

1) проблемно-ориентационный, т.е. предполагающий организацию рефлексивной деятельности подростка, направленной на определение проблемы и позволяющей педагогу и воспитаннику прийти к единому видению поведения школьника как не соответствующего норме.

2) обучающий, т.е. включающий  личностно-ориентированное информирование  подростка о возможных путях  и способах разрешения сложившейся  совокупности проблем, в том числе, неблагополучных отношений с  родителями, учителями, сверстниками.

3) праксеологический, т.е. предполагающий включение подростка в здоровые социальные отношения, организацию взаимодействия подростка со сверстниками, педагогами, родителями с новых, конструктивных позиций в процессе участия в совместной, сообразной его интересам и склонностям деятельности, предполагает поиск «социальной ниши» для приобретения опыта социально-приемлемого поведения и удовлетворения потребностей подростка позитивными способами.

4) рефлексивный, т.е. обеспечивающий  условия для обращения подростка  к новому опыту социально-приемлемого  поведения, его оценки, поиска причин успехов и неудач, проектированию будущего поведения и деятельности с учетом достигнутых результатов

II. В отношении родителей  подростка:

1) оценочный, т.е. позволяющий  определить степень благополучия  семейной обстановки, наметить пути  оптимизации отношений между  родителями и подростком.

2) консультационно-обучающий, т.е. направленный на информирование родителей о происхождении и возможных причинах девиантного поведения ребенка, выявление ошибок в семейном воспитании и обучение путям их устранения, построения новой системы воспитательных взаимоотношений в семье.

3) поддерживающий, т.е. обеспечивающий информационную, методическую, эмоционально-психологическую поддержку родителей в процессе изменения воспитательных стереотипов и отношений с подростком.

III. В отношении сверстников  подростков:

1) нивелирующий, т.е. обеспечивающий преодоление сложившихся негативных стереотипов по отношению к подростку с отклоняющимся поведением в классе, позволяющий сверстникам увидеть его возможности с новой, неожиданной стороны.

2) организационно-деятельностный, т.е. предполагающий организацию вариативного пространства деятельности в группе сверстников, в которую может включиться подросток (как правило, это спортивная прикладная или творческая деятельность).

IV. В отношении педагогов

1) ценностно-ориентационный, т.е. включающий изменение отношения учителей к подросткам с проблемами в поведении, формирование готовности оказать помощь ребенку с поведенческими отклонениями,

2) информационно-методический, т.е. состоящий в совместной выработке педагогической стратегии работы с подростком, выборе оптимальных форм, методов, средств помощи, координации усилий всех субъектов данного процесса

Аналитический этап обеспечивает итоговую диагностику подростка, его окружения и характера взаимодействия между ними, педагогическую рефлексию деятельности, определение дальнейших перспектив работы, внесение корректив в используемые технологии работы с подростками.

Данная деятельность будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:

- построении искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком,

- организации рефлексии  ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка,

- включении подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от отклоняющегося поведения, как средства удовлетворения актуальных потребностей

Условие построения искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком основывается на принципах гуманизма как основы педагогического взаимодействия и добровольности оказания любых видов помощи.

Условие может быть реализовано при высокой профессиональной компетентности субъекта помогающих отношений, которая проявляется на трех уровнях:

- когнитивном, т.е. предполагающем сформированность у социального педагога системы знаний о феномене отклоняющегосяповедения, особенностях его проявления в детском и подростковом возрасте, причинах этого явления, технологии оказания индивидуальной помощи подростку с подобным поведением,

- технологическом, т.е. состоящем в практическом владении педагогом методами, формами, приемами и средствами индивидуальной помощи,

- ценностно-ориентационном, т.е. включающем отношение принятия и понимания проблем подростка, умение соотнести собственную систему ценностей и ценностные предпочтения объекта помощи, развитость эмпатических способностей педагога.

Построение искренних, доверительных отношений между субъектом помощи, подростком и его социальным окружением предполагает:

- демонстрацию априорно  позитивного отношения к подростку, стремления понять его проблему  и помочь,

- избегание оценочных  суждений по отношению к личности  подростка в процессе бесед  и консультирования,

- безусловное соблюдение  конфиденциальности информации, полученной  при индивидуальной работе с  подростком, выдвижение простых, понятных  подростку правил и условий  взаимодействия Иногда эффективно для этого использовать прием заключения «договора» между социальным педагогом и подростком,

- недопустимость дисциплинарных  и иных наказаний за поступки, ставшие известными социальному  педагогу в процессе работы  с подростком.

Условие организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростком основывается на принципе субъектности в воспитании, на психолого-педагогических особенностях возраста, свидетельствующих о способности и потребности подростка обращаться к самоанализу, решать вопросы самоотношения и определения своего места в окружающем мире, внутреннем характере любой личностной динамики, в том, числе динамики поведенческой.

Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе