Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе. Задачи исследования: охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе, дать понятие «индивидуальной помощи» ,
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5 1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5 1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13 1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21 Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30 2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30 2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33 Заключение 42 Список использованной литературы 45
Индивидуальная помощь подросткам
в школе может дать положительный эффект
при наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, наличия у педагогов
и других работников сферы социального
воспитания установки на необходимость
оказания индивидуальной помощи, а также
определенного уровня психолого-педагогической
подготовки.
Во-вторых, наличия у воспитуемого
готовности принять помощь от воспитателя,
установки на добровольный контакт с ним
по поводу своих проблем, желания найти
у него понимание, получить информацию,
совет, порой даже инструктаж.
В-третьих, наличия у педагога
необходимых для оказания индивидуальной
помощи свойств: здорового самовосприятия,
т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции;
последовательности в установках по отношению
к воспитанникам, справедливости, симпатии,
понимания их нужд и проблем, уважительного
отношения к ним; стремления и умения культивировать
теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения
с воспитанниками, умения пробуждать у
воспитанников чувство свободы в общении,
умения разрядить обстановку во время
беседы, чувства юмора.
В-четвертых, умения воспитателя
вести индивидуальные беседы с воспитанником
в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»:
использовать свое влияние для того, чтобы
прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника,
осмыслить ее; произвести переориентацию
его ущербных установок и точек зрения;
помочь определить ему свои позиции и
взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать
перед воспитанником ряд альтернатив,
вести диалог с ним о достоинствах и недостатках
каждой, помочь осознать возможности для
достижения той или иной альтернативы,
выбрать наиболее реальный и подходящий
для решения проблемы вариант.
В-пятых, использование в воспитательной
организации личностного, дифференцированного,
возрастного и индивидуального подходов.
Три последних принципиально отличаются
от личностного подхода тем, что личностный
подход имеет в виду априорное отношение
к любому воспитуемому как к самоценной
личности независимо от присущих ему особенностей
[26].
Таким образом, под индивидуальной
помощью подросткам в условиях школы понимается
система средств и мер социально-педагогического
характера, обеспечивающая устранение
нарушений усвоения и воспроизводства
воспитанником принятых в обществе норм
и ценностей и создающая условия для его
социально-позитивного развития и самореализации.
1.3. Методика оказания индивидуальной
помощи подросткам в школе
Методика оказания индивидуальной
помощи представляет собой непосредственную
помощь субъекту путем личного взаимодействия
в процессе его адаптации к условиям
жизни. Этот процесс предусматривает не
только планирование помощи, но и проведение
необходимых процедур для выявления оптимального
взаимодействия. Данные методики содержат
в себе ряд технологий.
В школьной практике используются
три ведущих технологии индивидуальной
помощи подросткам:
- технология профилактики
— направлена на предупреждение,
устранение или нейтрализацию
основных причин и условий, вызывающих
различного рода социальные отклонения.
Как правило, представлена групповыми
и массовыми формами работы или индивидуальными
беседами и консультациями;
- технология психолого-педагогического
сопровождения — предполагает
индивидуальную поддержку, организованную
либо педагогом, либо (по его просьбе
или запросу) специалистом. Включает:
сбор информации, первичное формулирование
проблемы, психолого-педагогическую диагностику,
разработку рекомендаций для подростка,
родителей, педагогов;
- технология социально-педагогической
реабилитации — предусматривает проведение
специальной системы мероприятий, разрабатываемых
специалистом и включающей организацию
социального контроля условий воспитания
и поведения подростка, социальную поддержку
тех, кто испытывает лишения из-за неблагоприятной
обстановки в ближайшем окружении, помощь
в преодолении внутриличностного конфликта,
связанного с расстройствами средовой
адаптации, индивидуальное увеличение
затрат педагогического труда на работу
с отдельным ребенком, координацию отношении
ребенка с первичным коллективом [21].
Как показывает практика, эффективность
индивидуальной помощи подросткам с девиантным
поведением в школе обеспечивается наличием
в ней специально созданной структуры,
призванной решать данные вопросы — социально-психологической
службы. Социально-психологическая служба
— это структура, выполняющая задачи психологической
и социальной защиты, социально-педагогической
помощи подросткам в школе. Основными
функциями службы являются:
- диагностическая, т.е. распознание
причин и характера отклонений в развитии,
поведении и деятельности, изучение социальной
ситуации развития подростка, его статуса
в коллективе учеников, определение потенциальных
способностей и возможностей воспитанников,
- социозащитная, т.е. защита
интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные
учебно-воспитательные или семейные условия,
выработка мер по развитию потенциальных
возможностей подростка, выбор наиболее
оптимальных форм оптимизации социальных
условий в его ближайшем окружении,
- воспитательная, т.е. выработка
стратегий педагогического воздействия
на подростков с отклоняющимся
поведением, интеграция воспитательных
воздействий педагогического коллектива,
родителей и сверстников на
школьника.
На основании вышеизложенного
можно выстроить определенную модель
индивидуальной помощи подросткам в условиях
общеобразовательного учреждения, которая
включает в себя условия эффективности
данного процесса, его этапность и методическое
обеспечение:
а) технологический блок модели
индивидуальной помощи подросткам предполагает
прохождение следующих этапов:
- диагностического;
- оказания помощи;
- аналитического.
Данная технология основана
на идее сочетания проблемно-ориентированных
и позитивно-ориентированных методов
индивидуальной помощи подростку, которое
предполагает единство и взаимосвязь
двух направлении социально-педагогической
деятельности по отношению к подростку,
«точечное» воздействие на проблемные
области в личностной и социальной ситуации
воспитанника и создание условий для позитивного
развития процесса социализации, включения
его в здоровые социальные отношения.
б) проблемно-ориентированные
методы индивидуальной помощи — это пути
и способы социально-педагогической деятельности,
содержанием которых становится сама
проблема поведения подростка. Это индивидуальные
беседы и тренинговые занятия с подростком,
консультации родителей, учебно-методические
семинары с педагогами. С использованием
этих методов решаются задачи выявления
и осознания подростком, родителями и
педагогом сущности и причин отклоняющегося
поведения подростка, их обучения путям
и способам устранения девиаций.
в) позитивно-ориентированные
методы индивидуальной помощи — это деятельность,
направленная на создание условий для
позитивной социализации подростка. Здесь
внимание на фактах отклоняющегося поведения
не концентрируется. Подростку презентуются
возможности приобретения нового социально-приемлемого
опыта поведения, создаются условия для
восстановления социальных связей, удовлетворения
социальных потребностей позитивными
способами.
Данная идея реализуется посредством
такого построения программ индивидуальной
помощи подростку, при котором внимание
к проблемной области социального опыта
ребенка выступает в единстве с общей
воспитательной работой, организуемой
в классе и школе в целом.
Более подробно рассмотрим
содержание этапов оказания индивидуальной
помощи подросткам в школе.
Диагностический
этап решает задачи выявления подростков
с отклоняющимся поведением, определения
исходной проблематики, выступающей причиной
возникновения поведенческих отклонений
(диагностика подростка и его социальной
ситуации), основных направлении будущей
социально-педагогической работы по отношению
к ребенку и его микросоциальному окружению.
Этап оказания
помощи заключается в организации
социально-педагогической работы с подростком,
его учебной группой, с педагогами, семьей,
и включает в себя следующую совокупность
содержательно-организационных блоков:
I. Непосредственно в отношении
подростка:
1) проблемно-ориентационный,
т.е. предполагающий организацию рефлексивной
деятельности подростка, направленной
на определение проблемы и позволяющей
педагогу и воспитаннику прийти к единому
видению поведения школьника как не соответствующего
норме.
2) обучающий, т.е. включающий
личностно-ориентированное информирование
подростка о возможных путях
и способах разрешения сложившейся
совокупности проблем, в том числе,
неблагополучных отношений с
родителями, учителями, сверстниками.
3) праксеологический, т.е. предполагающий
включение подростка в здоровые социальные
отношения, организацию взаимодействия
подростка со сверстниками, педагогами,
родителями с новых, конструктивных позиций
в процессе участия в совместной, сообразной
его интересам и склонностям деятельности,
предполагает поиск «социальной ниши»
для приобретения опыта социально-приемлемого
поведения и удовлетворения потребностей
подростка позитивными способами.
4) рефлексивный, т.е. обеспечивающий
условия для обращения подростка
к новому опыту социально-приемлемого
поведения, его оценки, поиска причин
успехов и неудач, проектированию будущего
поведения и деятельности с учетом достигнутых
результатов
II. В отношении родителей
подростка:
1) оценочный, т.е. позволяющий
определить степень благополучия
семейной обстановки, наметить пути
оптимизации отношений между
родителями и подростком.
2) консультационно-обучающий,
т.е. направленный на информирование родителей
о происхождении и возможных причинах
девиантного поведения ребенка, выявление
ошибок в семейном воспитании и обучение
путям их устранения, построения новой
системы воспитательных взаимоотношений
в семье.
3) поддерживающий, т.е. обеспечивающий
информационную, методическую, эмоционально-психологическую
поддержку родителей в процессе изменения
воспитательных стереотипов и отношений
с подростком.
III. В отношении сверстников
подростков:
1) нивелирующий, т.е. обеспечивающий
преодоление сложившихся негативных стереотипов
по отношению к подростку с отклоняющимся
поведением в классе, позволяющий сверстникам
увидеть его возможности с новой, неожиданной
стороны.
2) организационно-деятельностный,
т.е. предполагающий организацию вариативного
пространства деятельности в группе сверстников,
в которую может включиться подросток
(как правило, это спортивная прикладная
или творческая деятельность).
IV. В отношении педагогов
1) ценностно-ориентационный,
т.е. включающий изменение отношения учителей
к подросткам с проблемами в поведении,
формирование готовности оказать помощь
ребенку с поведенческими отклонениями,
2) информационно-методический,
т.е. состоящий в совместной выработке
педагогической стратегии работы с подростком,
выборе оптимальных форм, методов, средств
помощи, координации усилий всех субъектов
данного процесса
Аналитический
этап обеспечивает итоговую диагностику
подростка, его окружения и характера
взаимодействия между ними, педагогическую
рефлексию деятельности, определение
дальнейших перспектив работы, внесение
корректив в используемые технологии
работы с подростками.
Данная деятельность будет
эффективной при реализации следующих
педагогических условий:
- построении искренних, доверительных
отношений между субъектом помощи и подростком,
- организации рефлексии
ценностных приоритетов, поведения
и деятельности подростка,
- включении подростка в ситуации
нравственного выбора и обеспечении приобретения
им опыта отказа от отклоняющегося поведения,
как средства удовлетворения актуальных
потребностей
Условие построения искренних,
доверительных отношений между субъектом
помощи и подростком основывается на принципах
гуманизма как основы педагогического
взаимодействия и добровольности оказания
любых видов помощи.
Условие может быть реализовано
при высокой профессиональной компетентности
субъекта помогающих отношений, которая
проявляется на трех уровнях:
- когнитивном, т.е. предполагающем
сформированность у социального педагога
системы знаний о феномене отклоняющегосяповедения,
особенностях его проявления в детском
и подростковом возрасте, причинах этого
явления, технологии оказания индивидуальной
помощи подростку с подобным поведением,
- технологическом, т.е. состоящем
в практическом владении педагогом методами,
формами, приемами и средствами индивидуальной
помощи,
- ценностно-ориентационном,
т.е. включающем отношение принятия и понимания
проблем подростка, умение соотнести собственную
систему ценностей и ценностные предпочтения
объекта помощи, развитость эмпатических
способностей педагога.
Построение искренних, доверительных
отношений между субъектом помощи, подростком
и его социальным окружением предполагает:
- демонстрацию априорно
позитивного отношения к подростку,
стремления понять его проблему
и помочь,
- избегание оценочных
суждений по отношению к личности
подростка в процессе бесед
и консультирования,
- безусловное соблюдение
конфиденциальности информации, полученной
при индивидуальной работе с
подростком, выдвижение простых, понятных
подростку правил и условий
взаимодействия Иногда эффективно для
этого использовать прием заключения
«договора» между социальным педагогом
и подростком,
- недопустимость дисциплинарных
и иных наказаний за поступки,
ставшие известными социальному
педагогу в процессе работы
с подростком.
Условие организации рефлексии
ценностных приоритетов, поведения и деятельности
подростком основывается на принципе
субъектности в воспитании, на психолого-педагогических
особенностях возраста, свидетельствующих
о способности и потребности подростка
обращаться к самоанализу, решать вопросы
самоотношения и определения своего места
в окружающем мире, внутреннем характере
любой личностной динамики, в том, числе
динамики поведенческой.