Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
дать понятие «индивидуальной помощи» ,
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Наше исследование методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе было проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 29». Нами были изучены уставные и методические документы школы, а также проведено наблюдение за деятельностью педагогического состава школы.
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 29 – одно из первых образовательных учреждений города Костромы. Школа была основана как реальное училище 16 марта 1873 года, которое в 1918 году преобразовано во вторую советскую школу. Все прошедшие годы школа осуществляла учебно-воспитательную работу с детьми микрорайона.
Общий контингент обучающихся 575 человек.
Школа предоставляет учащимся возможность получения образования в различных формах, предусмотренных Уставом: очная, индивидуальная, экстернат, семейная. Наличие данных форм обучения позволяет обеспечить успешное развитие каждого ученика в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, состоянием здоровья, а также психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями. Наиболее востребованными на данный момент являются очная и индивидуальная формы обучения.
С 1991 года школа работала на основе углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. С 1995-1996 учебного года в школе развивается система профильного обучения старшеклассников за счет открытия классов разной направленности: театрально-педагогических на базе ИПП КГУ им. Н.А. Некрасова, технологического профиля на базе ИПФ КГУ им. Н.А. Некрасова, проабитуриентских классов на базе КГСХА.
Наряду с общеобразовательными программами, школа реализует программу коррекционно-развивающего обучения на I и II ступенях, обеспечивающую дифференциацию образования и позволяющую решать задачи помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Создана система, обеспечивающая педагогическое, логопедическое и социальное сопровождение детей в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Работа в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных проявлений эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Учащиеся, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья и отнесенные на основании медицинского заключения к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, занимаются по особой программе.
Программа «Одаренные дети» является частью Программы развития школы и предусматривает возможность решать задачи по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, поставленные на федеральном уровне. С этой целью созданы классы развивающего обучения в начальной школе, лицейские классы на II и III ступени, сформирована система внеурочной деятельности и дополнительного образования. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в школьных и городских предметных Олимпиадах, научно-практической конференции «Шаг в будущее», интеллектуальных и творческих конкурсах.
Школа даёт возможность учащимся активно включаться в общественную деятельность, создаёт условия для свободного выбора участия в общественных, творческих и эколого-трудовых объединениях. В рамках работы ученического самоуправления каждый год планируются и реализуются социальные проекты.
Продолжая совершенствовать систему управления учебно-воспитательной работой школы за счет включения школьников в управление в 2006 году началась реализация школьного проекта «Система детского самоуправления». Проект получил Диплом Лауреата второго Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (город Москва, октябрь 2006 года).
Школа № 29, имеет богатый опыт внедрения технологии М. Монтессори и создания вариативной образовательной среды.
Вариативность образования обеспечивают индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальный образовательный маршрут с точки зрения школьника – это персональный путь реализации личностного, индивидуального потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного и временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуально-образовательный маршрут с точки зрения образовательного учреждения – это целенаправленно проектируемая дифференцируемая образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательного пути при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Такой подход, применяемый в школе № 29, способствует формированию познавательного интереса школьника.
Главная задача работы с подростками в школе №29 состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Оказание индивидуальной помощи – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Система индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 включает в себя:
Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формируются:
Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формулируются следующим образом:
Изучение личностных особенностей подростков при оказании индивидуальной помощи в МОУ СОШ №29 происходит по следующим направлениям:
Основные принципы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 сформулированы следующим образом:
Методы и формы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью решения определенных задач в оказании индивидуальной помощи подростку.
1.Методы мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.
б) ориентация самосознания.
в) убеждение.
г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.
2.Методы перестройки жизненного опыта:
а) предписание.
б) ограничения.
в) переучивание.
г) переключение.
д) регламентация образа жизни.
З.Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:
а) поощрения и наказания.
б) соревнования.
в) положительные перспективы.
Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе