Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
 охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
 дать понятие «индивидуальной помощи» ,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Metodika_okazania_individualnoy_pomoschi_podrost.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

4.Методы разрушения отрицательного  типа характера.

Индивидуальная помощь подросткам в школе 29 ведется по следующим направлениям:

1. Изучение документов  личного дела.

2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать  дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять  стремление подростка рассказать  о себе. В ходе беседы желательно  не делать каких-либо записей.

3. Непосредственное изучение  осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.

Индивидуальная помощь ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.

На следующем этапе индивидуальной помощи подростку решаются задачи коррекционной работы. Начинается она с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц.

Педагог  в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с подростком, учитывает следующее:

  • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
  • Уровень развития познавательных способностей.
  • Способность работать самостоятельно
  • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
  • Работоспособность на уроке.
  • Мотивация учения
  • Устойчивость познавательных интересов.
  • Методы коррекции.

Психологическая характеристика подростка составляется по следующим направлениям:

  • Состояние эмоционально-волевой сферы.
  • Уровень тревожности.
  • Уровень агрессивности.
  • Нравственная культуры подростка.
  • Самооценка.
  • Уровень притязаний.
  • Общительность
  • Самокритичность
  • Стремление к успеху.
  • Развитие волевых качеств
  • Самоконтроль
  • Методы коррекции.

Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.

Педагогами-психологами ведутся индивидуальные карты подростков, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей индивидуальной помощи подростками, по их дальнейшей адаптации.

В оказании индивидуальной помощи подростками педагоги руководствуются следующими принципами:

  • установление межличностных и деловых контактов на уровне "педагог-подросток";
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

В МОУ СОЩ №29 разработана программа индивидуальной помощи подросткам в школе (табл. 1)

Таблица 1

Программа индивидуальной помощи подросткам в школе

Направление деятельности

Ответственный

Сроки

Примечания

1

2

3

4

Диагностика

а) Социально-педагогическая диагностика:

  • Сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов);
  • Изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;
  • Первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;
  • Социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребёнка;
  • Изучение уровня социального развития ребёнка (в т. числе определение степени удовлетворения материальных запросов);
  • Наблюдение за подростком в учебной деятельности.

Социальный педагог, классный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно плану - число, месяц, год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях,

Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом.

б) Психологическая диагностика:

  • проведение первичной консультации для родителей;
  • проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптации

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог

Число, месяц, год

В программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться.

Аналитическая деятельность

Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка

 Социальный  педагог, педагог-психолог

Согласно плану (число, месяц, год)

 

 

 

 

Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей.

Социальный педагог, педагог-психолог

   

Разработка индивидуальной программы реабилитации

Специалисты социально-педагогической службы

 

Может проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума.

Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума.

Все заинтересованные стороны

1 раз  в 3 месяца, в конце учебного года

К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы.

Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п.

Зам. Директора по ВР, социальный педагог

Согласно плана или по мере необходимости

 

Коррекционная работа

Проведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС)

Педагог-психолог, социальный педагог

 

Встречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый)

Коррекция детско-родительских отношений

Педагог-психолог

   

Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе

Педагог-психолог

 

Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работы

Образовательно-профилактическая деятельность

Социальный патронат семьи и подростка

Социальный педагог

 

Должен быть составлен перспективный график посещений

Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.)

Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог.

 

В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением.

Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе.

Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психолог

   

Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС.

     

Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Индивидуальное консультирование по вопросу организации  занятости в летний период.

Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы.

Социальный педагог, классный руководитель

 

В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подростку

Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности)

Социальный педагог

   

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

   

Указывать форму просвещения, темы, которые будут предложены

Взаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п.

     

Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи.

     

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи.

     

Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего.

     

Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка.

     

 

   Таким образом, в МОУ СОШ №29 имеется организованная методика оказания индивидуальной помощи подросткам, в которую включены диагностические процедуры и различные воспитательные и развивающие формы работы, помогающие подростку в самоопределении, решении проблем и трудностей, коррекции поведения.

Заключение

 

Под индивидуальной помощью подросткам-школьникам понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.

В результате анализа теоретических положений, представленных в реферате, можно сделать вывод, чтометодика индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение.

Модель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты. Целевой компонент содержит цель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе, которая заключается в создании условий для устранения нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и обеспечения его социально-позитивного развития и самореализации. Содержательный компонент определяет основные направления деятельности в рамках процесса оказания помощи. Технологический компонент включает основные требования к нему и внутреннюю логику организации. Методический компонент определяет формы, методы, приемы, средства индивидуальной помощи подросткам в школе.

Процесс индивидуальной помощи, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов, среди которых особенно значимыми для нас являлись принципы активности личности в процессе воспитания, гуманизма, позитивной перспективы, позитивной ориентации воспитания, целостности, рефлексии.

Данные принципы стали основополагающими требованиями к индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением и могут быть конкретизированы в ряд педагогических условий:

-построения искренних, доверительных  отношений между субъектом помощи  и подростком;

- организации рефлексии  ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка;

- включения подростка  в ситуации нравственного выбора  и обеспечении приобретения им  опыта отказа от социально неодобряемого поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей.

Таким образом, при осуществлении социальным педагогом деятельности по оказанию помощи подростку в школе необходимо решить следующие задачи:

- подобрать диагностический  инструментарий для выявления  проблем подростков;

- провести первичную диагностику  склонности к различным видам  отклоняющегося поведения среди  подростков и в результате  этого выявить потенциальных  представителей «групп риска»;

- провести углубленную  диагностику индивидуально-психологических  особенностей подростка, нуждающегося  в помощи социального педагога  и социальной ситуации его  развития, в результате чего выявить  этимология поведенческих отклонений  в каждом конкретном случае, определить  группу ресурсов (личностных и  социальных), которые могут использоваться  в процессе индивидуальной помощи;

- организовать индивидуальную  работу с подростком, основанную на реализации таких форм как беседа, консультирование, упражнение, элементы тренинга и игры, ведение дневника, воспитывающая ситуация;

-организовать обучающую работу с родителями, основанную на семейном консультировании, организации рефлексии стиля семейного воспитания и взаимодействия, упражнениях, элементах ситуационно-ролевого взаимодействия, тренинговых формах работы;

- организовать информационно-методическую работу с педагогами в рамках действующих методических семинаров;

- провести итоговую диагностику, которая позволит выявить результаты индивидуальной помощи подросткам, обобщить ее итоги и разработать программу специального патронажа подростка и его микросоциального окружения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы; – изд. 4-е. – М.: Академия, 2007. – 189 с.

  1. Бессарабова Ю.М., Букина Е.Н. Методика воспитательной работы с проблемным ребенком // Социальная педагогика. – 2011. - № 2. – С.55-60.

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова; 5-е изд. стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 440 с.

  1. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов –  М.: Владос, 2008. - 191 с.

  1. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений; Изд. 2-е. – М.: Академия, 2007. – 236 с.

  1. Дмитриева В.Г. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М.: Пед. общество России, 2007. - 96 с.

  1. Ковалев Н.Е.,  Матюхина М.В.,  Патрина К. Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975.

  1. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2004. – 60 с.

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.

  1.  Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.: под ред. М.А.Галагузовой, - 2-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.

  1.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 184 с.

  1.  Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга,2003. – 527 с.

  1.  Никитин В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебно- методическое пособие. - М.: Владос, 2007. - 400 с.

  1.  Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска :Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. - (Высшее образование).

  1.  Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. – 416 с.

  1. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с.

  1.  Социальный педагог: введение в профессию, учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Н.Н.Кравченко, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 256 с.

Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе