Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
дать понятие «индивидуальной помощи» ,
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45
4.Методы разрушения
Индивидуальная помощь подросткам в школе 29 ведется по следующим направлениям:
1. Изучение документов личного дела.
2. Ознакомительная беседа.
В ходе беседы необходимо
3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.
Индивидуальная помощь ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.
На следующем этапе индивидуальной помощи подростку решаются задачи коррекционной работы. Начинается она с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц.
Педагог в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с подростком, учитывает следующее:
Психологическая характеристика подростка составляется по следующим направлениям:
Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.
Педагогами-психологами ведутся индивидуальные карты подростков, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей индивидуальной помощи подростками, по их дальнейшей адаптации.
В оказании индивидуальной помощи подростками педагоги руководствуются следующими принципами:
В МОУ СОЩ №29 разработана программа индивидуальной помощи подросткам в школе (табл. 1)
Таблица 1
Программа индивидуальной помощи подросткам в школе
Направление деятельности |
Ответственный |
Сроки |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Диагностика | |||
а) Социально-педагогическая диагностика:
|
Социальный педагог, классный руководитель
|
Согласно плану - число, месяц, год
|
Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях, Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом. |
б) Психологическая диагностика:
|
Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог |
Число, месяц, год |
В программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться. |
Аналитическая деятельность | |||
Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Согласно плану (число, месяц, год) |
|
Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей. |
Социальный педагог, педагог-психолог |
||
Разработка индивидуальной программы реабилитации |
Специалисты социально-педагогической службы |
Может проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума. | |
Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума. |
Все заинтересованные стороны |
1 раз в 3 месяца, в конце учебного года |
К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы. |
Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п. |
Зам. Директора по ВР, социальный педагог |
Согласно плана или по мере необходимости |
|
Коррекционная работа | |||
Проведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС) |
Педагог-психолог, социальный педагог |
Встречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый) | |
Коррекция детско-родительских отношений |
Педагог-психолог |
||
Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе |
Педагог-психолог |
Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работы | |
Образовательно- | |||
Социальный патронат семьи и подростка |
Социальный педагог |
Должен быть составлен перспективный график посещений | |
Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.) |
Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог. |
В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением. | |
Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе. |
Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психолог |
||
Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС. |
|||
Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Индивидуальное консультирование по вопросу организации занятости в летний период. Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы. |
Социальный педагог, классный руководитель |
В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подростку | |
Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности) |
Социальный педагог |
||
Организация психолого-педагогического просвещения родителей |
Указывать форму просвещения, темы, которые будут предложены | ||
Взаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п. |
|||
Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи. |
|||
Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи. |
|||
Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего. |
|||
Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка. |
Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе