Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе
Задачи:
-На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника.
-Выявить сущность образного мышления дошкольника
-Составить возрастной портрет старшего дошкольника
-Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника
-Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника
-Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника.
1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника.
1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника .
Глава 2. Практическая часть.
2. 1. Результаты диагностики.
2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Выводы
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к  обобщению,  установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

 

 

Вывод: Таким образом, можно сказать, что главный механизм в работе образного мышления является игра. У ребёнка выстраивается своя система ассоциаций. Важным аспектом мышления является его связь с эмоциями, чувствами человека, которые создают благоприятные условия для развития образного мышления.

 

 

 

 

                                                  10

         1.2. Возрастной портрет старшего дошкольника.

Дошкольное детство - это период с момента осознания  себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

    Для этой стадии детства  характерны:

- максимальная потребность ребенка  в помощи взрослых для удовлетворения  главных жизненных потребностей;

- максимально высокая роль семьи  в удовлетворении всех основных  видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.[7, c 59]

    В дошкольном возрасте  психическое развитие осуществляется  двумя основными путями. С одной  стороны, продолжается развитие  естественных форм психики, возникающих  еще в раннем онтогенезе, с  другой -- появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное

                                                                                                        11

воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок  овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. [7, c 75]         

     Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.  Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести  игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.  Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.  Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимой онтогенетического потенциала к развитию. Это период

                                                                                                             12

овладения социальным пространством человеческих  отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку принципиальные достижения. [7, c 61- 67]

   В дошкольном  возрасте ребенок, осваивая мир  постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему миру, с изумлением открывает  для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения  вещи и относительность этого постоянства.

   В отношениях  со взрослыми  и со сверстниками  ребенок постепенно обучается  тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к индентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

   Испытывая потребность  в любви и одобрении, осознавая  эту потребность и зависимость  от нее, ребенок учится принятым  позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. [14, c 98] В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом. В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей

13

двигательной активности посвящается ребенок и освоение специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.                                                                                                                                  В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно – образного мышления, воображение и память.

     Возникающее  неудержимое, естественное для  этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В это же время ребенок, испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать  новыми способами действий и др.) он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого.

   В возрасте  с трех до семи  лет самосознание  ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [12, с 150]

                       Основные особенности дошкольного возраста.

Мир ребенка вращается  вокруг взрослого. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Игра относится  к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы - палочка - расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры - от копирования к моделированию, от развернутой операционно - технической игры к моделированию (скрытые правила,

    14

скрытая роль, скрытая  воображаемая ситуация).Новообразования - накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания - появляются этические инстанции, нравственного самосознания. Мотивы: желание быть похожим на взрослых и тд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний - в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа). Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.   Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств, в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств. [15, c 105]  Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему

окружающие, проявляет  себя в самооценке. Тревожность связана  с неустойчивостью самооценки. С  ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность - агрессия). Или пассивного типа - ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка - это работа со сказками. Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом. Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий,

                                                                                                                     15

озвучивает свои действия. Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь. Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия.В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование. Развитие памяти: младший дошкольный возраст - сенситивный этап развития памяти. Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства - жест, слово. Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи. [14, c 201- 202].    

    Воображение: Выготский говорил, что воображение это создание нового, но оно отражается на прошлый опыт. Когда ребенок понимает слова «будто, как - будто».

Есть 2 направления в  развитии воображения:

- развитие продуктивности  воображения. С одной стороны  воображение создание нового, с другой стороны опирается на опыт.

- Пиаже выделил познавательное  и аффективное воображение.

    Аффективным воображением занимался Фрейд (продуктивное воображение - страхи), когда ребенок не понимает что-то в мире людей. У ребенка очень много страхов к пяти годам. Ребенок пугает тем, чего сам боится. У детей больше развито воображение, лучше чувствуют беду.  Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные

                                                                                                                       16

взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его  личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. [15, c186]Дети очень легко воспринимают мир через различные картинки, игры, сказки. Сказки - прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец - народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности. В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации, это любое языковое выражение с переносным смыслом. В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев

Информация о работе Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе