Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Краткое описание
Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе Задачи: -На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника. -Выявить сущность образного мышления дошкольника -Составить возрастной портрет старшего дошкольника -Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника -Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника -Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Содержание
Введение Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе. 1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника. 1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника. 1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника . Глава 2. Практическая часть. 2. 1. Результаты диагностики. 2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника. Выводы Список использованных источников Приложение
Воспитание
творческих способностей детей будет
эффективным лишь в том случае,
если оно будет представлять собой
целенаправленный процесс,
в ходе которого решается ряд частных
педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели. И в данной курсовой
работе мы, на основе 6изучения литературы
по данной теме, попытаемся определить
основные направления и педагогические
задачи по развитию таких важнейших компонентов
творческих способностей как творческое
мышление и
34
воображение
в дошкольном возрасте.
Главной педагогической
задачей по развитию творческого мышления
в дошкольном возрасте является формирование
ассоциативности, диалектичности и системности
мышления. Так как развитие именно этих
качеств делает мышление гибким, оригинальным
и продуктивным.
Ассоциативность - это способность видеть
связь и сходные черты в предметах и явлениях,
на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию
ассоциативности мышление становится
гибким и оригинальным.
Кроме того, большое
количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать
нужную информацию из памяти. Ассоциативность
очень легко приобретается дошкольниками
в ролевой игре. Так же существуют специальные
игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении,
казалось бы несоединимого. Например,
долгое время казались невозможными полёты
на летательных аппаратах, которые тяжелее
воздуха. Сформулировать противоречия
и найти способ его разрешения позволяет
диалектичность мышления. [5, c 63]
Диалектичность - это способность видеть в
любых системах противоречия, мешающие
их развитию, умение устранять эти противоречия,
решать проблемы. Диалектичность является
необходимым качеством талантливого мышления.
Психологи провели ряд исследований и,
установили, что механизм диалектического
мышления функционирует в народном и научном
творчестве. В частности анализ трудов
Выгодского показал, что выдающийся русский
психолог постоянно использовал этот
механизм в своих исследованиях.
Педагогическими
задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном
возрасте являются:
1. Развитие
умения выявлять противоречия
в любом предмете и явлении;
И еще одно
качество, формирующее творческое мышление
- это системность.
Системность - это способность видеть
предмет или явление как целостную систему,
воспринимать любой предмет, любую проблему
всесторонне, во всём многообразии связей;
способность видеть единство взаимосвязей
в явлениях и законах развития.
Системное мышление
позволяет видеть огромное количество
свойств предметов, улавливать взаимосвязи
на уровне частей системы и взаимосвязи
с другими системами. Системное мышление
познает закономерности при развитии
системы от прошлого к настоящему и применяет
это по отношению к будущему.
Вторым направлением формирования
творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать
в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений,
представлений, знаний, переживаний) посредством
новых их сочетаний к соотношений что-либо
новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой
творческой деятельности. Оно помогает
человеку освободиться от инерции мышления,
оно преобразует представление памяти,
тем самым обеспечивая, в конечном счете
создание заведомо нового. В этом смысле,
все, что окружает нас и что сделано руками
человека, весь мир культуры, в отличие
от мира природы - все это является продуктом
творческого воображения.
Дошкольное
детство является сензитивным периодом
для развития воображения. На первый
взгляд необходимость развивать
воображение дошкольников
может показаться обоснованной. Ведь весьма
распространено мнение о том, что воображение
ребенка богаче, оригинальнее воображения
взрослого. Такое представление об изначально
присущем дошкольнику
36
ярком воображении существовало
в прошлом и у психологов.
Однако уже
в 30-е годы выдающийся русский психолог
Л. С. Выготский доказал, что воображение
ребенка развивается постепенно, по мере приобретения
им определенного опыта. С. Выготский утверждал,
что все образы воображения, как бы причудливы
они ни были, основываются на тех представлениях
и впечатлениях, которые мы получаем в
реальной жизни. [9, c 35]. Из этого следует,
что творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости от богатства
и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать
из всего выше сказанного, заключается
в необходимости расширять опыт ребенка,
если мы хотим создать достаточно прочные
основы для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил,
чем больше он знает и усвоил, чем большим
количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных условиях,
будет деятельность его воображения. Именно
с накопления опыта начинается всякое
воображение. Но как передать ребенку
этот опыт заранее? Часто бывает так, что
родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают
ему, а потом жалуются, что у него, как говорится,
в одно ухо влетело, а из другого вылетело.
Это происходит в том случае, если у малыша
нет интереса к тому, о чём ему рассказывают,
нет интереса к знаниям вообще, то есть
когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы
ребенка дошкольника очень рано начинают
о себе заявлять. Проявляется это сначала
в форме детских вопросов, которыми малыш
осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет
ли такое детское любопытство устойчивым
познавательным интересом или оно исчезнет
навсегда, зависит от взрослых, окружающих
ребенка, прежде всего от его родителей.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность
детей, воспитывая любовь и потребность
в знаниях.
В дошкольном
возрасте развитие познавательных интересов ребенка
37
должно идти
по двум основным направлениям:
1. Постепенно
обогащение опыта ребенка, насыщение
этого опыта новыми знаниями
о различных областях действительности.
Это вызывает познавательную активность
дошкольника. Чем больше перед детьми
открывается сторон окружающей действительности,
тем шире возможности для возникновения
и закрепления у них устойчивых познавательных
интересов.
2. Постепенное
расширение и углубление познавательных
интересов внутри одной и той
же сферы действительности.
Для того чтобы
успешно развивать познавательные
интересы ребенка, родители должны знать,
чем интересуется их малыш, а уже
затем оказывать влияние на формирование его интересов.
Следует отметить, что для возникновения
устойчивых интересов недостаточно просто
познакомить ребенка с новой сферой действительности.
У него должно возникнуть положительное
эмоциональное отношение к новому. Этому
способствует включение дошкольника в
совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь
ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать
вместе с ним любимую пластинку. Возникающее
у малыша в таких ситуациях чувство причастности
к миру взрослых создаёт положительную
окраску его деятельности и способствует
возникновению у него интереса к этой
деятельности. Но в этих ситуациях следует
будить и собственную творческую активность
ребенка, только тогда можно добиться
желаемого результата в развитии его познавательных
интересов и в усвоении новых знаний. Нужно
задавать ребенку вопросы, побуждающие
к активному размышлению. Накопление знаний,
опыта - это только предпосылка для развития
творческого воображения. Любые знания
могут быть бесполезными грузом, если
человек не умеет обращаться с ними, отбирать
то нужное, что ведет к творческому решению
задачи. А для этого нужна практика таких
решений, умение использовать накопленную
информацию в
38
своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение
характеризуется не только такими особенностями
как оригинальность и богатство
продуцируемых образов. Одним из
важнейших свойств такого воображения является умение направлять
представления в нужную сторону, подчинять
их определённым целям. Неумение управлять
идеями, подчинять их своей цели, приводит
к тому, что самые лучшие замыслы и намерения
гибнут, не находя воплощения. Поэтому
важнейшая линия в развитии воображения
дошкольника - это развитие направленности
воображения. У младшего дошкольника воображение
идет за предметом и все, что он создаёт,
носит отрывочный, неоконченный характер.
Взрослые должны помочь ребенку научиться,
не просто отрывочно фантазировать, а
реализовывать свои замыслы, создавать
пусть небольшие, но законченные произведения.
С этой целью родители могут организовать
ролевую игру и в ходе этой игры влиять
на выполнение ребенком всей цепочки игровых
действий. Можно также устроить коллективное
сочинение сказки: каждый из играющих
говорит по несколько предложений, а участвующий
в игре взрослый может направить развитие
сюжета, помочь детям завершить задуманное.
Хорошо завести специальную папку или
альбом, куда помещались бы наиболее удачные
рисунки, сказки, сочиненные ребенком.
Такая форма фиксации продуктов творчества
поможет ребенку направлять своё воображение
на создание законченных и оригинальных
произведений.
Для развития детского воображения
можно предложить методику развития детского
воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы,
а также специальные игровые тренинги
воображения, разработанные психологом
Е.В. Заикой. Также на специальных занятиях
по музыке, рисованию, конструированию,
развитию речи нужно давать детям задания
творческого характера. [23,c 54]
Развивать
творческое воображение можно
не только на специальных занятиях.
Огромное значение для развития
фантазии детей имеет игра,
39
которая является
основным видом деятельности дошкольников.
Именно в игре ребенок делает первые
шаги творческой деятельности. Взрослые
должны не просто наблюдать за детской
игрой, а управлять её развитием,
обогащать ее включать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный
характер, то есть это действие с различными
предметами. На этом этапе очень важно
научить ребенка различными способами
обыгрывать один и тот же предмет. Например,
кубик может быть столом, стулом, кусочком
мяса и т.д. Взрослые должны показать детям
возможность различных способов использования
одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает
складываться сюжетно-ролевая игра, которая
предоставляет широчайшие возможности
для развития фантазии и творчества. Взрослым
необходимо знать как, и во что играют
их дети, насколько разнообразны сюжеты
игр, в которые они играют. И если дети
изо дня в день играет в одни и те же "дочки
- матери" или войну, воспитатель должен
помочь им научиться разнообразить сюжеты
игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая
разыгрывать разные сюжеты принимать
на себя разные роли. Ребенок должен сначала
в игре проявлять свою творческую инициативу,
планировать и направлять игру. [2,c 16]
Кроме того, для развития
воображения и творческих способностей
существуют специальные игры, в которые
можно играть с детьми в свободное от занятий
время. Интересные развивающие игры разработаны
Б.Н. Никитиным, Никитин Б. Развивающие
игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е.
Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего
на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.. Богатейшим
источником развития фантазии ребёнка
является сказка. Существует множество
приемов работы со сказкой, которые могут
использовать воспитатели для развития
воображения детей. Среди них: "перевирание"
сказки, придумывание сказки наоборот,
придумывание продолжения сказки, изменение
конца сказки. Можно сочинять сказки вместе
с детьми. Говоря о развитии детского воображения
с
40
помощью сказки,
нельзя не вспомнить замечательную
книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии
".
У многих детей надо развивать
такую творческую способность
как надситуативно - преобразовательный характер
творческих решений. Для развития этой
способности перед детьми необходимо
ставить различные проблемные ситуации,
решая которые, они должны не просто выбрать
оптимальную из предложенных альтернатив,
а на основе преобразования исходных средств
создать свою альтернативу. Взрослые должны
всячески поощрять творческий подход
детей к решению любой проблемы. Развитие
рассматриваемой способности тесно связано
с формированием диалектичности мышления.
Поэтому игры и упражнения на формирование
диалектичности мышления могут быть использованы
для развития разбираемой способности.
[2, c 18]
Говоря
о проблеме творческих способностей
детей, нам бы хотелось подчеркнуть,
что их эффективное развитие
возможно лишь при совместных
усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений,
так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги
жалуются на отсутствие должной поддержки
со стороны родителей, тем более, если
это касается педагогики творчества. Поэтому
целесообразно проводить специальные
беседы и лекции для родителей, на которых
бы рассказывалось о том, почему так важно
развивать творческие способности с детства,
какие условия необходимо создавать в
семье для их успешного развития, какие
приёмы и игры можно использовать для
развития творческих способностей в семье,
а также родителям рекомендовалось бы
специальная литература по этой проблеме.