Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:33, доклад
Перемены в вузе, связанные с реформированием высшего профессионального образования, вызывают обострение социально-психологической ситуации на кафедрах. Изменение условий деятельности требует от преподавателей напряжения адаптационного потенциала для сохранения привычного качества жизни. Адаптация может проявляться в деструктивной форме поведения, обзначаемой как «моббинг». Боссинг сопровождается созданием группировок на кафедре, подключением к психологическому давлению на работника и других членов коллектива. Кроме того боссинг может проявляться как деструктивное поведение преподавателя со студентами.
Введение 3
I Глава. Теоретическое исследование термина «моббинг» 5
1.1 История развития понятия «моббинг» 5
2.1 Виды моббинга 5
1.3 Причины моббинга 6
1.5 Последствия моббинга в студенческой среде 8
1.6 Предупредительные и профилактические меры 8
II Глава. Исследования мобинга в вузах 11
2.1 Формы проявления боссинга на кафедре вуза 11
2.2 Причины и последствия психологического прессинга на кафедре вуза 11
2.2.1 Личностные предпосылки и причины моббинга 11
2.2.2 Организационные причины 12
2.3 Последствия для объектов моббинга, для коллектива кафедры и для вуза 12
2.3.1 Последствия моббинга для коллектива кафедры 12
2.3.2 Последствия моббинга для его объектов и инициаторов 12
2.3.3 Последствия моббинга для кафедры 13
2.3.4 Последствия моббинга для вуза 13
2.4 Прогноз развития ситуации и возможные пути ее прекращения 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Моббинг в вузе
Доклад
студентки дневного отделения 4 курса группы 85001004
Морозовой Анны Игоревны
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент Кучерявенко И.А.
БЕЛГОРОД 2013
Оглавление
Введение 3
I Глава. Теоретическое исследование термина «моббинг» 5
1.1 История развития понятия «моббинг» 5
2.1 Виды моббинга 5
1.3 Причины моббинга 6
1.5 Последствия моббинга в студенческой среде 8
1.6 Предупредительные и профилактические меры 8
II Глава. Исследования мобинга в вузах 11
2.1 Формы проявления боссинга на кафедре вуза 11
2.2 Причины и последствия психологического прессинга на кафедре вуза 11
2.2.1 Личностные
предпосылки и причины моббинга
2.2.2 Организационные причины 12
2.3 Последствия для объектов моббинга, для коллектива кафедры и для вуза 12
2.3.1 Последствия
моббинга для коллектива
2.3.2 Последствия моббинга для его объектов и инициаторов 12
2.3.3 Последствия моббинга для кафедры 13
2.3.4 Последствия моббинга для вуза 13
2.4 Прогноз развития ситуации и возможные пути ее прекращения 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Существует несколько причин, из-за которых миллионы мужчин и женщин всех возрастов, национальностей и рас ненавидят ходить на работу, постепенно впадают в отчаяние и часто серьезно заболевают. Некоторым приходится спасаться бегством именно с той работы, которую они когда-то любили, другие терпят такую ситуацию, не в состоянии найти выход.
Одна из этих причин носит название моббинг. Психолог и ученый-медик, доктор Ханц Леймен впервые провел исследование такого явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х гг. он охарактеризовал его как психологический террор, который включает систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного[1].
Негативные высказывания и постоянная критика как со стороны работодателя, так и со стороны коллег, социальная изоляция внутри организации, постоянная критика работника, исключение его из социальных контактов, распространение о нем ложной информации, необъективная оценка результатов труда влекут за собой снижение мотивации и заинтересованности в труде, «замораживание» инициативы и стимулов к активной позиции у моббинг-жертвы.
Подвергнуться моббингу может каждый. Это не агрессия, направленная против кого-либо, кто принадлежит к определенному кругу, находящемуся под защитой, как дискриминация по возрасту, полу, расе, вероисповеданию или национальности. Им обозначают такие действия, которые являются общими для всех, или не различающими статуса.
У многих, кто стал объектом моббинга, настолько сильно подрывается здоровье, что они больше не могут выполнять свои служебные обязанности. В конце концов они увольняются по собственному желанию или против него, с ними расторгают контракт или они вынуждены выходить раньше на пенсию. Как ни странно, жертв делают самих в этом виноватыми, представляют их людьми, которые сами навлекли на себя эти несчастья. И во многих случаях после того, как человека уволили или он сам ушел, возникшие проблемы со здоровьем могут остаться и даже усилиться и привести к такому диагнозу, как посттравматический стресс.
Но не только
психическое состояние и
Признаки моббинга вызывают разную реакцию руководителей. Иногда начальство совсем не восприимчиво к ним, а иногда гласно или негласно поощряет соперничество. И в том, и в другом случае ситуация, как правило, выходит из-под контроля, даже если руководителю кажется, что он управляет ей.
Все эти слова описывают положение дел в организации, однако не для кого ни секрет, что и в школе, и в ВУЗе существует проблема моббинга.
Перемены в
вузе, связанные с реформированием
высшего профессионального
Однако на сегодняшний день в России не существует никаких правовых документов, которые бы защищали работников организаций от моббинга, не говоря о студентах и преподавателях вуза. Поэтому данная проблема актуальна и требует скорейшего решения.
I Глава. Теоретическое исследование термина «моббинг»
1.1 История развития понятия «моббинг»
Понятие «моббинг» было введено в 1963 г. К.Лоренцем (Lorenz К.). Он называл моббингом феномен группового нападения нескольких мелких животных на более крупного противника. Термин получил известность среди исследователей после публикации в 1972 г. работы шведского врача П.Хайнемана (P.Heinemann), который сравнивал жестокое поведение детей по отношению к сверстникам с агрессивным поведением животных и называл его моббингом [2]. В современном значении термин был впервые употреблен шведским исследователем психологии труда Х.Лейменном (Leymann H.), изучавшим в начале 80-х годов XX века особенности поведения людей в коллективе. В дальнейшем Ноа Дэвэнпорт (Noa Davenport), специалист в области управления конфликтами, с соавторами Рутом Шварцем (R.Schwartz) и Гейлом Эллиоттом (G.Elliott) в своей книге «Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США» рассмотрела возникновение и динамику этого явления, его последствия для участников и ущерб для фирмы, а также возможные пути его предотвращения
В России исследования указанного явления фактически начаты генетиком В.П.Эфроимсоном (1908–1989), который в своих трудах по «родословной альтруизма» писал о так называемой неэтической конкуренции, имея в виду острые отношения в среде ученых-генетиков. За это ученый, который не побоялся писать письма И.В.Сталину с обличениями Т.Д.Лысенко, подвергся преследованию со стороны академика Н.П.Дубинина (1907–1988). По свидетельству историка науки В.В.Бабкова, преследование В.П.Эфроимсона остановило только прямое указание («окрик») из ЦК КПСС, а идея «родословной альтруизма» получила широкую известность за рубежом.
Моббинг не только стал хорошо знакомым словом в Скандинавии и немецкоговорящих странах, но, для того чтобы решить проблему моббинга законодательным путем, несколько стран приняли новые законы, упреждающие появление этого явления, защищающие и обеспечивающие безопасность сотрудников на рабочем месте, включая эмоциональную составляющую здоровья на работе. Например, в 1993 г. Национальное управление по охране труда Швеции приняло положение о преследованиях по месту работы за моббинг.
Итак, в современной России данный социально-психологический феномен малоизвестен, поскольку граждане, подвергшиеся моральному преследованию, стараются не афишировать то, что произошло с ними на их рабочем месте. Можно констатировать, что термин «моббинг» законодателю пока не известен, так как иначе он должен был бы найти отражение в Трудовом кодексе РФ и в других федеральных законах, которые регламентируют социально-трудовые отношения.
2.1 Виды моббинга
Моббинг представляет собой коллективный психологический террор, травлю в отношении кого-либо из работников при прямой или косвенной поддержке начальства (боссинг), или исходящая от самого коллектива (горизонтальный моббинг) на протяжении длительного периода времени.
В современной литературе выделяют следующие разновидности моббинга[3]:
Моббинг представляет собой не единичное действие, а рассматривается как процесс. Объектом моббинг-процесса выступает личность, на которую направлены моббинг-действия, т.е. это тот, кто подвергается моббингу. Субъект моббинга – это тот от кого исходят моббинг действия, т.е. тот, кто направляет их. Моббинг-процесс имеет однозначно негативное развитие[4].
В настоящее время известны следующие формы моббинга [5]:
1) вербальная агрессия (провокационные
вопросы; лживые утверждения;
утверждения, построенные на
2) вербальная агрессия, сопровождаемая грубыми жестами;
3) постоянная дискуссия со студентом с целью демонстрации своего должностного статуса и превосходства (грубое и надменное прерывание подчиненного; выражение несогласия прежде, чем студент успеет высказать собственную мысль, изложить точку зрения, привести аргумент; восприятие только того, что можно каким-либо образом использовать против работника; игнорирование объективных и обоснованных доводов и т. д.);
4) действия, выражающие неприязненное отношение к личности (бойкот со стороны одногруппников; размещение на рабочем месте различных посторонних предметов; развешивание анонимных карикатур и др.);
5) вспышки гнева,
6) демонстративный отказ от продолжения обсуждения проблемы совместно со студентом или в его присутствии;
7) специальное сокращение сроков выполнения поручений либо нарочитая медлительность в принятии решений, касающихся выполненных заданий;
8) умышленное непредставление студенту полной и достоверной информации, необходимой для выполнения порученного задания;
9) намеренное распространение ложной информации и слухов о студенте;
10) нелегитимное коллегиальное рассмотрение поведения студента;
11) рассмотрение сфабрикованных жалоб и докладных, которые по объективным причинам не могут привести к наложению дисциплинарного взыскания;
12) действия, направленные против студента и квалифицируемые как сексуальное домогательство.
Таким образом, развитие моббинга в коллективе несет реальную опасность как для рабочей, так и для психологической обстановки. Изучение данной проблемы необходимо.
1.3 Причины моббинга
Существует много причин того, почему одни коллеги вдруг резко меняют свое отношение к другим, и те становятся мишенью для скандалов и интриг, придирок и обвинений. Отдельно следует рассмотреть причины боссинга (преподаватель – студент) и вертикального (студент-студент) моббинга в вузе.
1.3.1. Причины возникновения боссинга
Выделяют три основные личностные причины боссинга [6].
1. Боссинг как жизненный стиль. Преподаватель в угоду своим амбициям жертвует не только отношениями в группах, но и интересами вуза. Игра с подчиненными как с пешками – одна из самых древних, аморальных и, к сожалению, самых увлекательных. Для такого преподавателя властвовать, вносить раздор, сталкивать интересы студентов – дело жизни.
2. Боссинг как компенсация собственной закомплексованности. Неуверенность в себе, патологическая подозрительность, заставляющая преподавателя видеть во всех «врагов», привычка самоутверждаться за счет подчиненных. В этом случае давление с его стороны становится поводом для горизонтального моббинга.
3. Некомпетентность в
управленческой сфере, в