Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:33, доклад
Перемены в вузе, связанные с реформированием высшего профессионального образования, вызывают обострение социально-психологической ситуации на кафедрах. Изменение условий деятельности требует от преподавателей напряжения адаптационного потенциала для сохранения привычного качества жизни. Адаптация может проявляться в деструктивной форме поведения, обзначаемой как «моббинг». Боссинг сопровождается созданием группировок на кафедре, подключением к психологическому давлению на работника и других членов коллектива. Кроме того боссинг может проявляться как деструктивное поведение преподавателя со студентами.
Введение 3
I Глава. Теоретическое исследование термина «моббинг» 5
1.1 История развития понятия «моббинг» 5
2.1 Виды моббинга 5
1.3 Причины моббинга 6
1.5 Последствия моббинга в студенческой среде 8
1.6 Предупредительные и профилактические меры 8
II Глава. Исследования мобинга в вузах 11
2.1 Формы проявления боссинга на кафедре вуза 11
2.2 Причины и последствия психологического прессинга на кафедре вуза 11
2.2.1 Личностные предпосылки и причины моббинга 11
2.2.2 Организационные причины 12
2.3 Последствия для объектов моббинга, для коллектива кафедры и для вуза 12
2.3.1 Последствия моббинга для коллектива кафедры 12
2.3.2 Последствия моббинга для его объектов и инициаторов 12
2.3.3 Последствия моббинга для кафедры 13
2.3.4 Последствия моббинга для вуза 13
2.4 Прогноз развития ситуации и возможные пути ее прекращения 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
Какими бы благими на словах ни были намерения человека, занимающегося боссингом, единственная причина этого явления кроется в нем самом. Часто это личность с деструктивными изменениями, профессиональными деформациями. У преподавателя развивается синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной, а иногда и личной жизнью студентов.
Организатор боссинга руководствуется принципом: «Тот, кто нам не нравится, должен исчезнуть» [7]. Помимо устранения потенциальных конкурентов, могут применяться особенно изощренные методы устрашения для повышения своего авторитета. Для студента искусственно изменяются условия его учебной деятельности, за ним осуществляется тотальная слежка с целью «поймать», его вынуждают совершать адаптивные действия защитного типа.
На основании результатов исследований Скавитин [8] попытались представить типологию "агрессоров", условно выделив четыре наиболее распространенных типа.
"Двуглавый змей" - они
манипулируют общественным
"Кричащая Мими" - тип "агрессора", для которого вызывающее поведение является нормой, это "скандальные" персоны (14%). Вербально такое поведение выражается в криках, воплях, ругани, провоцирующих репликах. Цель "агрессора" - ввязать "жертву" в скандал, в котором "агрессор" чувствует себя как рыба в воде.
"Привратник". Его цель - установить контроль над всеми видами ресурсов, от которых зависит успешное выполнение работы (время, бюджет, поддержка), а затем ограничивать доступ к этим ресурсам "жертвы". В итоге последняя заведомо направляется по пути обнаружения служебного несоответствия выполняемой работе. Такой подход наблюдается у каждого пятого "агрессора" (20% случаев).
"Постоянный критик".
Второй по распространенности
тип, используемый в 30% случаев
и находящий выражение в
1.3.2 Причины возникновения горизонтального моббинга
Существует много причин того, почему одни одногруппники вдруг резко меняют свое отношение к другим, и те становятся мишенью для скандалов и интриг, придирок и обвинений. Иногда все дело лишь в больном воображении некоторых студентов. Специалисты выделяют следующие причины [9]:
•внутренняя конкуренция среди студентов внутри группы за большую эффективность работы с преподавателями;
•внешняя кризисная ситуация;
•воспринимаемый как угроза приход нового одногруппника;
•обычная зависть или жажда славы;
•страх за свое существование;
•нежелание раскрытия подробностей «старых дел»;
•слабость;
•неприятие иногородних, провинциалов, «столичных штучек», представителей другой национальности, иностранцев;
•предубеждение против инвалидов;
•социально-политическая ангажированность;
•неприятие «белых ворон»;
•«миссионерская забота» о жертве;
•особо галантное или грубое отношение к женщинам;
•активное противостояние сексуальному преследованию.
-типология агрессоров.
Причины появления моббинга в коллективе различны – начиная от личных комплексов, заканчивая плохой рабочей обстановкой в коллективе. Но необходимо как можно раньше диагностировать данную проблему в коллективе, ведь бороться с ней на начальных этапах намного проще и последствия будут не такими угнетающими.
.
1.5 Последствия моббинга в студенческой среде
Последствия моббинга могут быть ужасающими. Моббинг не просто сказывается на климат в коллективе, он ведет к разнообразным психологическим проблемам, вреду здоровья, вплоть до смерти.
Значительная часть временных и интеллектуальных ресурсов студентов используется неэффективно, не по назначению, так как энергия одних уходит на интриги, других – на переживания по поводу этих интриг, следовательно, учиться им некогда. У всех студентов, даже у тех, кто избежал втягивания в конфликт, теряется внутреннее ощущение безопасности и резко снижается лояльность к обучению.
Моббинг наносит непоправимый вред профессиональному развитию личности как на этапе адаптации, так и в процессе профессионального развития: формирует негативный образ профессии, приводит к выполнению труда по профессионально искаженным нормам, равнодушию к работе, профессиональному выгоранию, деформирует личность, препятствует самореализации, ухудшает качество жизни человека в целом.
Для здоровья и психического состояния человека последствия моббинга ужасающие. Вследствие моббинга возникали различные заболевания: аллергия, экзема, астено-невротический синдром, язва желудка, инсульт, инфаркт и т.д. Кроме того, травля в вузе приводит к перегрузкам, излишней нервозности, доходящей до депрессивного состояния, стрессам, сопутствующим такими психосоматическими симптомами, как головные боли, ночные кошмары, бессонница и рассеянность. У некоторых значительно изменяется вес, наблюдается выпадение волос. Отмечается общее снижение иммунитета с вытекающими отсюда последствиями - рост заболеваемости вирусными инфекциями, обострение хронических заболеваний и, как следствие, - увеличение количества больничных, вызванных некомфортным морально-психологическим климатом в группе.
Все пагубные воздействия моббинга и его безнравственная сущность ярко отражаются в следующем высказывании: «К сожалению, уводя из агрессивной среды свой отдел, мне не удалось помочь своим сотрудникам всем легко перенести эти переживания…один инсульт 46-летней сотрудницы и одна смерть 36-летней женщины…это слишком дорогая плата за право делать свое дело …»[10]
1.6 Предупредительные и профилактические меры
Проблема предупреждения моббинга лежит в плоскости таких видов деятельности общества и государства, как нормотворчество (централизованное и локальное), а также управление (менеджмент) в организациях государственного и частного секторов экономики. Посредством централизованного и локального нормотворчества могут быть предусмотрены меры, направленные на предупреждение моббинга, и ответственность студентов, преподавателей, которые осуществляют моральное преследование определенного индивидуума или социальной группы.
Представляется необходимым осуществлять следующие действия, направленные на предупреждение моббинга:
1) разрабатывать и утверждать
локальным нормативным актом
либо включать в действующий
коллективный договор
• на нецивилизованное, неэтичное поведение преподавателей по отношению студенам;
• умышленные действия (подстрекательство к ним), которые могут оскорбить, унизить человеческое, нанести моральную или психологическую травму;
• содействие конкурентной посредством применения различных форм моббинга;
2) создавать условия для
того, чтобы каждый студент мог
обжаловать действия (бездействие)
преподавателей в случаях
4) вводить в практику контроль за состоянием социально-психологического климата в группах и на факультете.
Все перечисленные формы моббинга подразделяются на действия, направленные против индивидуума или социальной группы и представляющие собой агрессию, и на действия, которые в той или иной степени являются противоправными.
Специалисты отмечают, что женщина становится «жертвой» чаще своего коллеги-мужчины, она острее переживает конфликты. Противостоять моббингу хватает сил и воли далеко не у многих представительниц прекрасной половины человечества. Несколько советов, которые помогут не только «выжить», но и «подняться над ситуацией»[3].
• Учись разбираться в организационной культуре группы и отслеживай все изменения, касающиеся твоих взаимоотношений с одногруппниками. Старайся быть одинаково приветливым и доброжелательным ко всем студентам.
• Стремись не давать ни малейшей возможности упрекнуть себя в некомпетенции и непрофессионализме. Постарайся стать практически незаменимым для преподавателей и одногруппников.
• Избегай ситуаций, которые могут дать повод для пересудов: сегодняшний участливый и доброжелательный одногруппник завтра вполне может оказаться завистливым недругом.
• Заведи дневник «минусов». Записывай в него, если тебе вовремя не передали сообщение преподавателя или нечаянно разлили кофе на распечатанные документы. Проанализировав свои записи, ты поймешь, есть ли повод для беспокойства, и если да, то кто является «заводилой» в дружбе против тебя.
• Выделив зачинщика, попробуй поговорить с ним, или даже попроси его помочь тебе в чем-то. Тем самым ты покажешь заинтересованность в личных и профессиональных качествах человека, и он, удовлетворив свои амбиции, станет доброжелательнее относиться к тебе.
• Ни в коем случае не опускайся до криков, взаимных обвинений и скандалов. Вступая в склоку, ты доставишь море удовольствия своему обидчику, и не удивительно, что он будет провоцировать тебя снова и снова.
• Видя, как один из членов коллектива страдает от моббинга, не стой равнодушно в стороне. Завтра проблема вполне может коснуться и тебя. Лучше подумай, как объединить коллег в борьбе против зачинщика травли. У дружного коллектива есть все шансы победить!
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что потенциальная опасность моббинга существует в любой организации, в том числе и в вузе. Более того, существуют вузы, в которых данное явление успешно «процветает». Ситуация осложняется тем, что в России данной проблеме пока не уделяется должного внимания на государственном уровне, следовательно, для жертв моббинга практически не существует правовой защиты и компенсаторных механизмов. Однако противостоять моббингу можно и нужно.
II Глава. Исследования мобинга в вузах
2 Моббинг в среде преподавателей
Исследования С. Дружилова [2] проводились в связи с реформой высшего профессионального образования, когда изменение системы высшего образования привело к возникновению боссинга в подразделениях вузов.
2.1 Формы проявления боссинга на кафедре вуза
К формам боссинга можно отнести ряд, характерных для высшего учебного заведения, форм: скрупулезная, с мелочными придирками проверка заполнения форм текущей отчетной документации (журнала преподавателя, его индивидуального плана и др.), постоянный контроль занятий с попыткой «поймать» преподавателя, если он чуть раньше отпустит с лекции студентов, и т.д.
В ходе боссинга «нападающая» сторона осуществляет поиск социальной поддержки, поэтому происходит расслоение коллектива на группировки по основаниям «подобное притягивается подобным». В одну группировку объединяются сотрудники, на данный момент поддерживающие давление на жертву. Как правило, эти сотрудники «подкармливаются» шефом из внебюджетных фондов, находящихся в его распоряжении, и получают иные преференции в виде «выгодной» учебной нагрузки, внутренних совместительств и т.д. Они начинают заниматься горизонтальным моббингом, – психологической «травлей» своего коллеги. Вторую группировку составляют сотрудники, являющиеся объектами (жертвами) боссинга и расширяющегося моббинга. К третьей группировке относятся сотрудники, занимающие нейтральные позиции.
Для шефа смысл сталкивания сотрудников в интригах – разъединить их, не дать им стать коллективом единомышленников, ибо это грозит уже самому заведующему кафедрой. В постоянном прессинге, обвинениях подчиненных босс видит средство для поддержания так называемого порядка на кафедре. Руководитель осознанно выбирает себе «жертву», другие же сотрудники, как правило, боясь потерять свои рабочие места, становятся просто орудиями в руках начальника.
Существует важная особенность боссинга на учебной кафедре вуза, делающая его гораздо более опасным, чем боссинг в других организациях или офисах. Это особенность состоит в том, что в ситуацию так или иначе оказываются включены студенты, обучаемые на кафедре. И здесь к описываемым выше формам вертикального моббинга присоединяется дискредитация подвергаемого гонениям преподавателя среди студентов, распространение в их академических группах ложной информации и слухов.
Итак, с подачи босса происходит искусственное разделение преподавателей на «злых» (требовательных), к которым относят жертву моббинга, и «добрых» (менее требовательных) из числа преследователей, участвующих в моббинге. Подсказывается, что последним с меньшими усилиями можно сдать зачеты, курсовые работы, экзамены по учебной дисциплине преподавателя, подвергаемого боссингу. Более того, студенты подталкиваются, а то и принуждаются (с привлечением административного ресурса) к написанию жалоб, докладных записок и т.д. на данного преподавателя.
2.2 Причины и
последствия психологического
2.2.1 Личностные предпосылки и причины моббинга
Личностные предпосылки распадаются на два вида: предпосылки быть жертвой и предпосылки быть агрессором.
Среди факторов, предопределяющих
положение жертвы, выделяется низкую
профессиональную компетентность, молчаливость,
высокий уровень