Помимо критерия уровня развития,
для деления олигофрении и других форм
психического недоразвития на группы
используется еще признак вялости (или
торпидности) и возбудимости. Отмечено,
что не существует полного параллелизма
между моторикой и интеллектом. Наблюдаются
подвижные и двигательно ловкие олигофрены,
вместе с тем описана «моторная дебильность»
(Dupré, Heller), характеризуемая отставанием
развития моторики при относительно удовлетворительном
развитии интеллекта. Вопросы особенностей
моторики в связи с психикой освещались
у нас в работах Л. Ю. Квинта, М. О. Гуревича,
Н. И. Озерецкого и М. С. Лебединского.
Олигофрению следует отличать
от патологии развития, вызванной органическим
поражением мозга, возникшим хотя и в детском,
но относительно более позднем возрасте.
При таких поражениях головного мозга
задержка развития психики соединяется
с регрессом или патологическим изменением
уже сложившихся психических процессов
и функций.
Очень важно различать олигофрению
от временных задержек развития под влиянием
различных причин, временно создающих
неблагоприятные условия развития (соматическая
болезнь, особо неблагоприятные социальные
условия и пр.).
Не всегда нарушения психического
развития связаны с первичным поражением
мозга. Кретинизм или микседема, т. е. заболевание,
связанное с недостаточностью щитовидной
железы, является наиболее ярким примером
эндокринно обусловленного недоразвития
психики. Соматические заболевания, ослабляющие
и истощающие, могут вызвать временное
отставание ребенка в развитии. При устранении
соматических причин такой ребенок обычно
наверстывает упущенное.
Отставание психического развития
может иметь причиной нарушения в отдельных
анализаторах. Слепые, глухие и тугоухие
дети только в результате специального
обучения могут интеллектуально догнать
своих здоровых сверстников. Замечательные
успехи педагогического процесса у слепо-глухих
детей у нас были достигнуты И. А. Соколянским
и другими специалистами педагогами.
От олигофрении как врожденного
или в раннем возрасте обусловленного
отставания психического развития отличаются
также задержки развития отдельных функциональных
систем. Сюда, прежде всего, надо отнести
алалию, т. е. врожденную задержку развития
речи. Конечно, нарушение столь важной
системы, как речь, не может не отражаться
в той или иной мере и на общем развитии
психики. Можно указать и на алексию, которая
в некоторых случаях имеет и наследственные
источники.
Нужно учесть, что местный очаг
поражения может задерживать общее развитие
также в силу его влияния на общую мозговую
динамику, так же и вследствие образования
неблагоприятных условий отражения действительности,
характера общения с внешним миром, отношения
больного к дефекту.
При всех обстоятельствах врач,
психолог и педагог должны, во-первых,
отличать болезненно обусловленное общее
недоразвитие психики от недоразвития
той или иной из ее отдельных систем или
от временной задержки развития; во-вторых,
необходимо как можно раньше начинать
и как можно систематичнее и настойчивее
проводить обучение, какова бы ни была
степень выраженности нарушения.
Другая форма патологического
развития – психопатия – многократно
и многообразно описывалась в психиатрии.
К вопросу о психопатии в свое время подошел Morel с
его учением о дегенерации, т. е. прогрессирующем
ухудшении свойств нервной системы, начиная
с психической неуравновешенности, которая
особенно характеризовала «дегенератов».
Но эта теория имеет лишь историческое
значение. Термин и понятие психопатии
связаны с именем И. М. Балинского и В. X.
Кандинского. Аналогичные картины описывал Koch под
названием психопатической неполноценности.
Главное в понятии психопатии относится
к особенностям личности психопата. Прежде всего,
психопатия определяется как врожденно
обусловленная аномалия психического
развития, т. е. аномалия, вызываемая не
внешними или соматическими причинами,
а какими-то еще конкретно недостаточно
ясными особенностями мозга и его динамики.
Хотя ряд авторов справедливо указывал
на то, что патологическое развитие психопата
является результатом комбинации врожденных
условий и неблагоприятных прижизненных
влияний, но наиболее убедительной и поучительной
формой является та, в которой патологическая
личность формируется вопреки благоприятным
внешним условиям воспитания.
Личность психопата обычно
характеризуется нервно-психической диспропорцией
или дисгармонией, чрезмерно выраженной
гипертрофией одних черт характера и недоразвитием
других. Так, импульсивный психопат характеризуется
чрезмерной возбудимостью при недостаточности
самоконтроля. «Неустойчивые» психопаты,
«инстабли» характеризуются частыми немотивированными
колебаниями настроения, которые при недостатке
контроля сказываются в неустойчивости
всего поведения.
Здесь патология проявляется
недоразвитием определенных черт. Это
аффективно лабильные, неустойчивые люди,
часто легко подпадающие под посторонние
влияния, лишенные в своем поведении прочной
доминанты.
В других случаях, например,
у гипертимных или депрессивных психопатов,
развитие нарушается наличием таких черт,
которые нельзя рассматривать как гипертрофию
или недоразвитие, но которые представляют
стойкие нарушения психического тонуса,
препятствующие нормальному формированию
личности. Наконец, в третьей группе психопатов
выступают на первое место такие черты,
которые можно признать психопатическими,
если условия развития были нормальными,
но которые также могут быть и результатом
травмирующих и уродующих психику внешних
влияний. В последнем случае мы рассматриваем
их как невротическое развитие, т.
е. как болезненное развитие, обусловленное
не врожденными свойствами, а в основном
прижизненными неблагоприятными влияниями.
Примером могут служить «неуверенные
в себе», «боязливые» и «ищущие признания».
Как показывает опыт, первые два свойства
характерны не только для психопатов,
но и для страдающих неврозами типа психастении,
третье свойство характерно для истерии.
Следует упомянуть о нарушении
развития по типу невротического развития
в связи с состояниями так называемой депривации, которые привлекают
в настоящее время внимание многих психологов
и врачей. Авторы монографий, посвященных
этим вопросам (Langmeyer, Matejeck), определяют
депривацию как состояние, при котором
взрослый или ребенок лишен возможности
удовлетворения жизненно важных психических
потребностей.
Надо, наконец, заметить, что
неправильное воспитание может, не вызывая
болезни, сформировать подобные черты
характера (воспитание подавляющее или
изнеживающее). Однако о патологии характера
можно говорить не только по степени выраженности
указанных свойств личности, но и по степени
неподатливости убеждению, перевоспитанию
или корригирующему воздействию.
Обе указанные основные формы
патологического психического развития,
психопатическое и невротическое, являются
непосредственным результатом патологического
изменения динамики мозговых процессов.
Методы исследование нарушений психического
развития у детей дошкольного возраста.
Метод беседы.
Беседа служит средством
установления контакта с ребенком.
Беседа позволяет судить о
личностных качествах и поведении
ребенка, помогает вскрыть причины
некоторых отклонений в развитии.
В ходе беседы выявляются запас
сведений и точность представлений.
Чтобы выполнять функции метода исследования,
беседа должна быть целенаправленной.
При установлении умственных способностей
ребенка в беседе следует выявить:
1) точность представлений ребенка
о себе, своих родителях, ближайших
родственниках, друзьях (имя, отчество,
фамилия, возраст) и способность
дифференцировать понятия «семья»,
«соседи», «родственники» и т.д.;
2) характер представлений о времени (время
по часам, понимание временной протяженности);
3) представления о явлениях природы (поры
года, явления природы и их признаки);
4) умение ориентироваться в пространстве
(практическое обладание понятиями «справа-слева»,
«вверху-внизу», «ближе-дальше» и т.д.);
5) запас сведений о своей родине, о выдающихся
событиях, понимание прочитанных книг,
просмотренных фильмов и т.д.
Вопросы должны быть четкими и понятными,
а сама беседа должна носить непринужденный
характер. Важно соблюдать педагогический
такт. Не рекомендуется начинать беседу,
если дети имеют дефекты речи, слуха или
трудно вступают в контакт. В этих случаях
можно воспользоваться наглядным материалом,
который заинтересует ребенка и позволит
выявить то, что требуется исследователю.
Метод наблюдения.
Является одним из ведущих при
изучении детей. Оно начинается с момента
появления ребенка в консультации и продолжается
на протяжении всего времени обследования.
Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно.
Его материалы необходимо фиксировать.
Особое значение имеет наблюдение за игровой
деятельностью ребенка, так как в ряде
случаев оно является основным методом
исследования в условиях МППК. Свободная
игра позволяет установить контакт с ребенком,
особенно когда он боится обследования.
Предоставив ребенку возможность заниматься
с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки
и поиграй, а я с мамой поговорю»), фиксируем
новые сведения о нем, характер эмоциональных
реакций при виде игрушек (радость, безразличие)
способность самостоятельно выбирать
игрушки и организовать игру, разумность
проводимых с игрушками действий, стойкость
интереса к игровой деятельности. Создавая
игровые ситуации, ребенок производит
анализ, синтез, обобщение и классификацию,
отбирая именно те игрушки и предметы,
которые нужны для определенного действия
(отбирает предметы одежды, чтобы организовать
игру с куклой; кубики, чтобы погрузить
их на машину, и т.д.). В ходе производимых
ребенком манипуляций наблюдаем за координацией
движений, состоянием моторики.
Помимо наблюдения за свободной игровой
деятельностью ребенка в ряде случаев
(если ребенок не учился, явное снижение
интеллекта и др.) проводится специальное
обследование с помощью игрушек.
Метод изучения рисунков.
Как уже отмечалось выше, рисунок является
важным дифференциально-диагностическим
показателем при изучении детей. В тех
случаях, когда рисунок, находящийся в
педагогической документации ребенка,
чем-то настораживает, целесообразно провести
специальное исследование, предложив
ребенку рисование (свободное и по заданию).
Способность ребенка выбрать тему, характер
изображения, сам процесс рисования могут
дать ценный дополнительный материал
для уточнения окончательного диагноза.
На это указывали многие исследователи:
С.А.Болдырева, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков,
В.С.Мухина и др.
Как правило, умственно отсталые дети затрудняются
выбрать тему, прибегая к изображению
привычных однотипных предметов, не создавая
сюжета. В их рисунках на свободную тему
нет замысла, фантазии. Они даже не всегда
выполняют его в соответствии с инструкцией.
Бедность и нечеткость представлений
проявляются в несоблюдении форм, пропорций
частей предмета, в ограниченном и не всегда
верном использовании цвета. Умственно
отсталые дети затрудняются объяснить
рисунок. В зависимости от степени интеллектуального
снижения эти недостатки меньше или больше
выражены.
Своеобразны рисунки детей с психическими
заболеваниями. Нелогичность, нелепость
изображения; неадекватное, беспорядочное
использование цвета, несообразность
пропорций; сексуальная выраженность
и др. могут проявляться в их рисунках.
Так, для больных шизофренией характерны
незавершенность, отсутствие основных
частей, геометризация, вычурность, нагромождения
и наслоения, несогласование замысла рисунка
с размерами листа, боязнь рисовать далеко
от края, уплощение рисунка.
При эпилептической деменции характерны
чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность,
выраженная медлительность, трудность
переключения. Они тратят на рисунок очень
много времени, застревают на вырисовывании
отдельных несущественных деталей. Им
сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.
Методы экспериментально-психологического
исследования.
Методы экспериментально-психологического
исследования играют важную роль при изучении
детей в медико-психолого-педагогических
комиссиях. Они предусматривают создание
определенных ситуаций, при которых актуализируются
психические процессы, подлежащие специальному
изучению. С помощью экспериментально-психологических
методик можно вскрыть причину и механизмы
тех или иных состояний.
Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще
всего выявляют те или иные особенности
в развитии ребенка. Объяснить эти факты,
понять их структуру помогает специальное
экспериментальное задание, моделирующее
соответствующую психическую функцию.
Экспериментальные методики дают возможность
не только констатировать состояние ребенка,
но и сделать прогноз в его развитии, а
также дать рекомендации для работы с
ребенком.
При обследовании детей в психодиагностических
целях используется
Метод тестов.
Наиболее широкое распространение получил адаптированный
детский вариант теста Д.Векслера. В условиях
МППК этим тестом пользуются редко, так
как он требует много времени, но при индивидуальных
исследованиях оказывает большую помощь.
Особенно полезен этот тест при отграничении
легких степеней умственной отсталости
от задержек психического развития. Исследования
ряда авторов свидетельствуют о достаточной
надежности этого теста в плане дифференциальной
диагностики, о возможности с его помощью
понять структуру интеллекта при задержках
психического развития.
Тест Д.Векслера включает набор диагностических заданий вербального и
невербального характера. Всего 12 субтестов,
рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор
вербальных заданий входят субтесты на
исследование общей осведомленности,
понятливости; арифметический субтест
на установление сходства; повторение
цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных
заданий входят субтесты на нахождение
недостающих деталей; установление последовательности
картинок; составление фигур из кубиков;
на складывание объектов; шифровка цифр
(«Кодирование») и «Лабиринт». Во всех
этих субтестах исследуются различные
стороны интеллекта и сенсомоторных функций.
Оценка результатов выполнения субтестов
выражается не только в количественных
показателях, но и в виде психологического
профиля, характеризующего уровень развития
отдельных психических функций.
Как показывает практика работы МППК,
у специалистов еще много трудностей при
комплектовании специальных учреждений.
Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических
методик достаточно велик, многие из них
нуждаются в большей точности. Необходимо
продолжать работу по апробированию заданий,
позволяющих полнее раскрыть особенности
обследуемого ребенка. При этом важно
учитывать, чтобы задания-методики были не
просто констатирующими (как традиционные
тесты), а обучающими, направленными на
формирование новых умственных действий,
выявляющими «зону ближайшего развития
детей». Требуется дальнейшая разработка
и обоснование критериев, которые должны
лечь в основу дифференциальной диагностики
умственной отсталости и сходных состояний.
Следует всегда помнить о социальной природе
человеческой психики, о том, что познавательные
способности являются продуктом прижизненного
формирования, а потому и изучаться они
должны в условиях их становления, в разных
видах деятельности.