Наследственные формы нарушений психического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:39, контрольная работа
Краткое описание
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Содержание
Введение. 1.Объект исследование, предмет исследование, Цель исследование, задачи……………………………………………………………5 2. Общее представление о наследственности……………………………….6 3. Симптомы и причины нарушений психического развития………………………………………………………………..7-9 4. Основные формы патологии психического развития……………………………………………………………….10-15 5. Методы исследование нарушений психического развития у детей дошкольного возраста……………………………………16-18 6. Методы экспериментально- психологического исследования………………………………………………….19-20 7. Эксперементальное изучение психического развитие детей дошкольного возраста……………………………………….21-24 8. Рекомендации……………………………………………………………………………25-28 9.Вывод………………………………………………………………………………………….29 10.Список литературы………………………………………………………………….30 11.Приложение……………………………………………………………………………..31-33
Эксперементальное изучение психического
развитие детей дошкольного возраста
Рисуночный метод для оценки
интеллектуального развития детей
Объект исследование: Луцук
С.С
Возраст на период исследование:
6 лет.
Цель исследование: Выявить
представление человека о себе самом:
то, что он из себя представляет, какими
качествами и способностями обладает,
как выглядит, как его оценивают другие,
что он думает о себе, как он сам оценивает
свои действия и поведение.
ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
Рисунок человека наделяют
различными значениями. Некоторые считают
изображение человеческой фигуры проекцией
образа тела, другие отражением я-концеп-ции.
Его принимают за проекцию отношений ребенка
к значимой личности из его окружения,
проекцию образа его идеального "я",
выражение привычных действий. Он может
быть выражением того, как человек воспринимает
внешние обстоятельства, как он относится
вообще к жизни и обществу или сочетанием
перечисленного. Чем бы в большей степени
ни был рисунок человека, ясно одно - он
не то, к чему можно относиться легкомысленно.
Я-концепция - это сумма
представлений человека о себе самом:
то, что он из себя представляет, какими
качествами и способностями обладает,
как выглядит, как его оценивают другие,
что он думает о себе, как он сам оценивает
свои действия и поведение. Эти представления
несут в себе оценочную составляющую.
Складывается Я-концепция под влиянием
внешних воздействий, прежде всего взаимоотношений
с близкими и значимыми для него людьми.
Образ тела - это представление человека
о себе как
телесной организации.
Идеальное "я"
- это представление человека о том, каким
бы он хотел быть.
Процедура теста состоит
из того, что ребенку дают простой карандаш
средней мягкости и стандартный чистый
лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят
создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста,
человека, какого хочешь". Ваша просьба
может породить массу вопросов или отказ.
Если ребенокотказывается, надо
постараться его убедить. На всевозможные
вопросы, которые, как правило, носят уточняющий
характер ("А какого человека?"), следует
отвечать уклончиво, например: "Любого",
"Рисуй какого хочешь". На любые выражения
сомнений можно сказать: "Ты начни, а
дальше легче будет..."
В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст
полноценный рисунок человека. Он может
нарисовать человека частично, нечто вроде
бюста или в виде карикатуры, мультипликационного
героя, абстрактного изображения. В принципе
любой рисунок может предоставить важную
информацию о ребенке, тем не менее если
рисунок не удовлетворяет требованиям,
ребенка просят взять другой лист бумаги
и нарисовать человека еще раз, теперь
в полный рост, целиком: с головой, туловищем,
руками и ногами. Инструкция повторяется
до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный
рисунок фигуры человека. Все вопросы
и реплики ребенка в процессе рисования,
особенности его поведения, а также такие
манипуляции, как стирание элементов рисунка
и дополнения, вы должны фиксировать. То
же самое касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком,
сделанные в процессе работы над рисунком,
дадут вам немаловажную информацию о его
особенностях. Как он отнесся к заданию?
Выражал ли он сопротивление или резкий
отказ? Задавал ли дополнительные вопросы
и как много? Выражал ли острую потребность
в дальнейших указаниях?
Если да, то каким образом:
заявлял об этом прямо или это выражалось
в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к
выполнению задания и ничем не выражал
сомнений в своих способностях? Или его
сомнения и неуверенность отражались
во всем, что он делал и говорил? Подобные
наблюдения дают немало пищи для размышлений:
может быть, ребенок чувствует себя незащищенным,
он тревожен, беспокоен, не уверен в себе,
сомнителен, подозрителен, высокомерен,
проявляет негативизм, чрезвычайно критичен,
враждебно настроен, напряжен, спокоен,
доверчив, любопытен, смущен, насторожен,
импульсивен и т.д. и т.п.
После того как рисунок
завершен, спросите ребенка, все ли он
нарисовал, а затем переходите к беседе,
которая строится на основании рисунка
и его особенностей. В процессе беседы
вы можете прояснить все неясные моменты
рисунка, а через отношения, чувства и
переживания, которые ребеноквыражает во время
беседы, вы может получить уникальную
информацию относительно его эмоционального,
психологического состояния. Беседа может
включать вопросы: Кто этот человек? Где
он живет? Есть ли у него друзья? Чем он
занимается? Добрый он или злой? На кого
он смотрит? Кто смотрит на него?
В принципе вы можете
прибегнуть к краткой версии обработки
графической информации. Каких-то глубоких
откровений вы не встретите, но некоторые
данные относительно умственного развития
ребенка получите. Ответы на представленные
ниже вопросы дадут понять, не проявляет
ли ребенок каких-то явных отклонений,
не наблюдаются ли признаки психопатологии.
В целом рисунок ребенка должен
соответствовать приведенному описанию.
Чем его рисунок ближе к этому образцу,
тем выше уровень его развития. Присвойте
каждому положительному ответу один балл
и суммируйте полученные баллы. Нормально
умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим
возрастом указанные внизу очки.
5 лет - 10 очков
6 лет - 14 очков
7 лет - 18 очков
8 лет - 22 очка
9 лет - 26 очков
10 лет - 30 очков
11 лет - 34 очка
12 лет - 38 очков
13 лет - 42 очка
14 лет - свыше 42 очков
Вывод: Таким образом проведя
тест выявила представление
человека о себе самом: то, что он из себя
представляет, какими качествами и способностями
обладает, как выглядит, как его оценивают
другие, что он думает о себе, как он сам
оценивает свои действия и поведение.
Можно сказать, что рисунок Луцука С.С
позволяет вынести гопотетические суждение
о таких личностных качествах как: уравновешенность,
стремление подчеркнуть мужественность
мужской фигуры. Ребенок не испытывает
сложности в общении, привык решать
свои проблемы самостоятельно. Заботится
о своей внешности, сдержанный и любознательный.
(Приложение 1)
Рекомендации
Рекомендации для педагогов:
1. Необходимо соблюдение охранительного
режима при обучении детей , что будет
способствовать сохранению здоровья учащихся.
Заключается охранительный режим, прежде
всего, в дозированности объема учебного
материала, на каждом уроке необходима
смена видов деятельности, проведение
физминуток разной направленности, применение
здоровьесберегающих технологий.
2. Для того чтобы ребенок приспособился
к обучению в школе, ему нужно оказывать
поддержку. В процессе урока использовать
разные виды работ, разнообразные формы
уроков, разнообразный красочный наглядный
материал. Самая главная цель учителя
- заинтересовать детей, чтобы у них возникла
мотивация к обучению.
3. Крайне важен высокий профессиональный
уровень педагогов. Постоянное самообразование
и повышение своего мастерства – неотъемлемая
часть работы. Изучение новых методик,
методических приемов, разработка новых
форм работы на уроке, использование интересного
дидактического материала и применение
всего этого на практике поможет педагогу
сделать учебный процесс более интересным
и продуктивным.
4. Следует помнить, что типы ведущей деятельности
у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием
от их нормально развивающихся сверстников,
поэтому планируя уроки, следует в учебный
материал включать задания в игровой форме.
5. На занятиях необходимо проводить различные
игры, на которых развиваются у ребенка
такие мыслительные процессы, как обобщение,
сравнение, абстрагирование, классификация,
установление причинно-следственных связей,
способность рассуждать.
6. Необходимо проводить мероприятия
по развитию сенсорной и моторной
сферы. Упражнения для развития
общей моторики повышают функциональный
уровень систем организма (дыхательной,
сердечно-сосудистой), влияют на развитие
таких двигательных качеств и способностей
ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие тонкой моторики, умение производить
точные движения кистью и пальцами рук
связано с развитием речи и мышления ребенка.
Стимуляция сенсорного развития очень
важна в целях формирования творческих
способностей детей.
7. Необходимо обучать ребёнка способам
снятия мышечного и эмоционального напряжения,
важно проводить с детьми младшего школьного
возраста релаксационные игры.
8. Для повышения уровня самооценки необходимо
предоставлять детям возможность оценить
себя положительно (в игре, в исследовании,
в беседе).
9. Необходимо обучить родителей детей
с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только
совместная работа педагогов и семьи пойдет
ребенку с задержкой психического развития
на пользу и приведет к положительным
результатам.
Рекомендации для родителей
1) Необходимо подготавливать ребенка
к школе, заниматься с ним, приучать ребенка
к определенному режиму дня.
2) С детьми необходимо постоянно общаться,
проводить занятия, выполнять рекомендации
педагога и психолога.
3) Больше времени следует уделять ознакомлению
с окружающим миром: ходить с ребенком
в магазин, в зоопарк, на детские праздники,
больше разговаривать с ним о его проблемах,
рассматривать с ним книжки, картинки,
сочинять разные истории, чаще ребенку
рассказывать о том, что вы делаете, привлекать
его к посильному труду.
4) Главное - необходимо оценить возможности
ребенка и его успехи, заметить прогресс
(пусть незначительный), а не думать, что,
взрослея, он сам всему научится.
5) Не требуйте от ребенка того, чего он
еще не умеет.
6) При неудаче в учебе, никогда не ставьте
в пример конкретного ученика, или человека.
7) Давайте ребенку возможность вести
себя в свободное от учебы время, как дошкольник.
Ему это очень надо. Гуляйте с ребенком
не меньше 40 минут в день.
8) Бег, подвижные игры, плавание помогут
снимать напряжение. Важно, чтобы занятия
спортом не переутомляли ребенка.
9) Ограничьте время приготовления у роков
до 1 часа.
12) Найдите, за что похвалить ребенка,
за малейшее достижение в учебной деятельности
и в поведении, чтобы ребенок чувствовал
себя успешным.
13) Оказывайте ребенку эмоциональную
поддержку, не усугубляйте сложившуюся
ситуацию. Проявляйте участие к проблемам
ребенка.
14) Создайте для ребенка щадящий режим:
15) Сохраните дневной сон (у кого он был
до школы) или послеобеденный отдых.
16)Ограничьте виды деятельности возбуждающе
действующие на ребенка: посещение театра,
приглашение гостей или нанесение визитов.
17) Сократите время просмотра телевизора
и время, проводимое за компьютером (общее
время не более полутора часов).
18) Если ребенок сильно устает, можно укладывать
его пораньше спать.
19) Не кричите на ребенка.
20) Не обсуждайте при ребенке ни положительные,
ни отрицательные качества школы, учителя,
одноклассников и их родителей.
21) Любите и во всем помогайте своему ребенку.
Практический опыт показывает, что почти
все дети с временной задержкой развития
могут стать успевающими учениками общеобразовательной
школы. При этом очень важно, чтобы учитель
и родители знали, что трудности на начальном
этапе обучения ребенка не всегда являются
результатом нерадивости или лени, а имеют
объективные причины, которые могут быть
успешно преодолены. Успешность адаптации
зависит от общения ребенка с одноклассниками
и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит
работу психолог, оказывает помощь дефектолог.
Он проводит коррекционно-развивающие
занятия для адаптации ребенка к учебе.
Родителям, в свою очередь, важно понять,
что их ребенок будет обучаться медленнее
других детей, но для того, чтобы достичь
наилучших результатов, нужно обратиться
за квалифицированной помощью к специалистам
(педагогу-дефектологу и, если нужно, к
врачу-психотерапевту). Как можно раньше
начать продуманное и целенаправленное
воспитание и обучение, создать все необходимые
условия в семье, которые соответствуют
состоянию ребёнка. При оказании помощи
со стороны специалистов и поддержке родителей
дети с ЗПР легче адаптируются.
Вывод
Таким образом
молодым людям, вступающим в брак, следует
помнить, что по наследству передаются
не только внешние признаки и многие биохимические
особенности организма (обмен веществ,
группы крови и др.), но и некоторые болезни
или предрасположенность к болезненным
состояниям. Поэтому каждому человеку
необходимо иметь общие представления
о наследственности, знать свою родословную
(состояние здоровья родственников, их
внешние особенности и таланты, продолжительность
жизни и др.), иметь представления о влиянии
вредных факторов (в частности алкоголя
и курения) на развитие внутриутробного
плода. Все эти сведения могут быть использованы
для ранней диагностики и лечения наследственных
заболеваний, профилактики врожденных
пороков развития. При написании контрольной
работы выявила наследственные
формы нарушений в психическом развитии. Рассмотрела общее представление
о наследственности. Проанализировала
основные симптомы и причины психического
развития. Выявила представление
о человеке и о самом себе с помощью тестирования. Написала рекомендации для
родителей и педагогов при нарушении
психического развитие детей дошкольного
возраста.
Список литературы
1.Специальная психология:
Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.
Заведений / В.И.Л убовский, Т.В. Розанова,
Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского
- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 464с.
2.Рубинштейн С.Я. Психология
умственно отсталого ребенка: Учеб.
Пособие для студентов пед. ин-тов
по «Дефектология». - 3-е изд., перераб. И
доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192с.
3.Отбор детей во вспомогательную
школу/Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская,
В.Ф. Мачихина. М., 1983.
4.Особенности умственного развития
учащихся вспомогательных школ / Под ред.
Ж.И. Шиф. М., 1965.
5.Ковалев В.В. Психиатрия детского
возраста. М., 1979.
6.Певзнер М.С. Дети-олигофрены.
М., 1959.
7.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии
детского возраста (клиника олигофрении),
т. 3. М., 1965.
8.Выготский Л.С. Умственно отсталый
ребенок. М., 1935.
9.Маринчева Г.С., Гаврилов В.И.
Умственная отсталость при наследственных
болезнях. М., 1988.
10.Лебединский В.В. Нарушения
психического развития у детей. М.,1985.
11.Белопольская Н.Л. К вопросу
об особенностях личности и деятельности
детей с задержкой психического развития
и их коррекции. - В кн.: Психологические
исследования, вып. 6. М., 1974.
12.Марковская И.Ф. Задержка психического
развития. Клинико-нейропсихологическая
диагностика. М., 1993.