Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить феномен нежелательной беременности как фактора нарушения формирования детско-материнской привязанности.
Задачи исследования:
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме привязанности
Рассмотреть динамику формирования привязанности в онтогенезе
Дать психологическую характеристику понятию нежелательная беременность
Провести пилотажное исследование на выявление взаимосвязи нежелательной беременности и нарушения формирования привязанности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты проблемы изучения материнской привязанности и особенности ее развития при нежеланной беременности………………………. 5
1.1 Психологическая характеристика понятия «привязанность»………………. 5
1.2. Формирование привязанности в системе «мать-дитя»…………………….. 10
1.3. Психологическая характеристика понятия «нежелательная беременность»……………………………………………………………………... 14
1.4. Нежелательная беременность как фактор нарушения развития привязанности……………………………………………………………….. 19
2. Экспериментальное исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование детско-материнской привязанности………………………… 24
2.1. Этапы и методы изучения нежелательной беременности и детско-материнской привязанности……………………………………………………… 24
2.2.Анализ результатов исследования…………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное

 образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

Факультет психологии  и педагогики

Кафедра специальной  и клинической психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ КАК ФАКТОР

НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКОЙ  ПРИВЯЗАННОСТИ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3                                                                                                    

1. Теоретические аспекты проблемы изучения материнской привязанности и особенности ее развития при нежеланной беременности……………………….  5

1.1 Психологическая характеристика понятия «привязанность»……………….  5

1.2. Формирование привязанности  в системе «мать-дитя»…………………….. 10

1.3. Психологическая характеристика  понятия «нежелательная беременность»……………………………………………………………………... 14

1.4.  Нежелательная  беременность как фактор нарушения  развития привязанности………………………………………………………………..  19

2. Экспериментальное исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование детско-материнской привязанности………………………… 24

2.1. Этапы и методы  изучения нежелательной беременности  и детско-материнской привязанности……………………………………………………… 24

2.2.Анализ результатов  исследования…………………………………………… 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На  сегодняшний день во многих странах остро стоят  на первом плане демографические проблемы. Одной из самых важных задач является – рождение детей здоровых как в физическом, так и в психологическом плане.

 Развитие таких  наук как эмбриология,  перинатальная  психология, возрастная психология позволяет выявить причины нарушения внутриутробного развития, разработать пути коррекции на данном и последующих этапах. Однако эта область знаний остается не до конца изученной, существует множество подходов определения явления зачатия, влияния отношения матери  к ребенку на его дальнейшее психическое развитие, формирование  системы  мать-дитя  и её воздействия на обоих партнеров.

 Особое внимание  исследователи уделяют  таким  аспектам, как отношению матери  к ребенку в период беременности, желанность и нежеланность ребенка, мотивы зачатия, привязанность самой матери и каким образом все это влияет на дальнейшее психическое развитие ребенка. События первого года жизни влияют на дальнейшее развитие ребенка – становление общения, налаживание эмоциональных контактов,  обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. Развитие потребности в общении необходимо для формирования первых привязанностей младенца, имеющих важное значение для его дальнейшей жизни.

Еще внутриутробно устанавливается  физический и психологический контакт  между матерью и плодом.  При  нарушениях формирования данного взаимодействия происходит неадекватное формирование привязанности ребенка к матери. Создание надежной привязанности позволяет ребенку успешно адаптироваться к социуму, вырабатывать такую рабочую модель, которая бы позволяла ребенку активно взаимодействовать с людьми и успешно реализовывать себя.

Цель: изучить феномен  нежелательной  беременности как  фактора нарушения формирования детско-материнской привязанности.

Объект  исследования:  привязанность ребенка к матери.

Предмет исследования: влияние нежелательной беременности на формирование детско-материнской привязанности.

Гипотеза: нежелательная  беременность будет влиять на формирование привязанности у ребенка к  матери.

Задачи исследования:

  1. Анализ зарубежной и отечественной  литературы по проблеме привязанности
  2. Рассмотреть динамику формирования привязанности в онтогенезе
  3. Дать психологическую  характеристику понятию нежелательная беременность
  4. Провести пилотажное исследование на выявление взаимосвязи нежелательной беременности и нарушения формирования привязанности

Проблему привязанности  и её влияния на дальнейшее развитие человека изучали Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.Г. Филиппова, М. Эйнсворт, феномен нежеланной беременности рассматривался в работах В.И. Брутман, И. В. Добрякова, А.И. Захарова, М.С. Родионовой, М. Г. Панкратовой.       

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что  в нем выявлены особенности формирования привязанности в пренатальном развитии и в онтогенезе, определены условия и роль нежелательной беременности в формировании привязанности.

Практическая значимость исследования: выявление взаимосвязи  между  нежелательной беременностью  и привязанностью, позволит уже на ранних этапах пренатального развития ребенка и даже до зачатия проводить коррекцию данного состояния, типа гестационной доминаты, изменения ценности ребенка, что повлияет на формирование привязанности, на установление оптимальных паттернов между матерью и ребенком.

 

 

 

 

  1. Психологическая характеристика понятия привязанность

Исследованию взаимодействия матери и ребёнка посвящено множество работ, однако данный аспект остается до конца не изученным на сегодняшний день. Существуют различные подходы к определению формирования детско-материнских отношений, влиянию системы «мать-дитя» на развитие ребёнка, на его отношения к матери,  другим людям, к миру.

Одной из популярных и наиболее развитых концепций является теория привязанности, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт. Данное направление исходит как из психоаналитических, так и из этологических идей и предположения о существовании у младенцев врожденных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны окружающих людей [19, 30].

Привязанность – это устойчивая эмоциональная связь с объектом привязанности,  которая выражается в любви и доверии к объекту, а также проявляется в негативных эмоциональных реакциях на разлуку и в стремлении быть рядом с близким человеком [3, 46].

Дж. Боулби в отличие от представителей психоаналической концепции считал, что у младенцев наблюдается не связанное с удовлетворением физиологических потребностей и фокусирующееся на наиболее близком человеке поведение привязанности [3, 58]. Для обеспечения привязанности необходимо проявление заботы взрослого и демонстрации ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. Это положение доказывают опыты X. Харлоу с макетами двух «матерей»  и обезьянкой, которая проявляла поведение привязанности к «мягкой маме», а не к «холодной», которая его кормила, но была без шерсти.

Большое значение для понимания  природы детско-материнской привязанности имеет положение Л. С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением. Отношение ребенка к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека, все социальные  проявления младенца вплетены в его конкретную актуальную ситуацию, образуя с ней слитное и нераздельное целое. По мнению автора, взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте.

В отсутствие взрослого  младенец попадает в ситуацию беспомощности, его активность ограничена и стеснена [19, 30]. В результате ребенок будет проявлять следующие формы поведения, служащие средством выражения привязанности: плач и улыбка – направлены на то, что бы мать  подошла и осталась с ним, цепляния и следование – ребенок сохраняет свое положение возле матери и когда ребенок сам зовет мать [3, 232]. Таким образом, ребенок является не пассивным, а активным участником развития детско-материнских отношений. Р. Шпиц утверждает, что в материнско-детских отношениях мать занимает доминирующую, активную позицию, таким образом, индивидуальные особенности матери будут влиять на развитие ребенка.

Дж. Боулби и М.Эйнсворт считают,  что у ребенка есть потребность в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь — матери. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает [27, 176].  При этом  для формирования прочной привязанности важна доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций, т.е. защита от всех форм дискомфорта на ранних этапах развития.

 На основе заботы  и поддержки, оказываемых, матерью  в первый год жизни, у ребенка  образуется привязанность к ней,  как к объекту. Однако при отсутствии биологической матери ее может заменить любой человек, который сможет проявлять заботу и любовь по отношению к ребёнку [23, 140]. Основная функция объекта привязанности, по Дж. Боулби, заключается не в удовлетворении врожденной потребности в любви и не в удовлетворении физиологических потребностей ребенка, а в обеспечении защиты и безопасности [3, 254].

Мать, или заменяющее её лицо, является первичным объектом привязанности, однако бывают и вторичные объекты. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в  своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми. М.Эйнсворт утверждает, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам  [23, 144].

Таким образом, качества матери как объекта привязанности  служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности, обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем [27, 176].

М. Эйнсворт и Дж.Боулби сходятся в  том, что к 12—18 месяцам у детей на основании опыта социально-эмоционального взаимодействия развивается некоторая рабочая модель представлений себя и своих отношений с наиболее близким человеком [19, 24]. В течение первого года жизни ребенок обобщает опыт своих отношений с матерью, и формируют на основе этого рабочую модель, в которую входят представления о себе, других людях, о матери.

Рабочая модель является центральным понятием теории привязанности. Дж. Боулби предположил, что в процессе взаимодействия с другими людьми и с миром индивид конструирует рабочие модели важнейших аспектов этого мира, с помощью которых он воспринимает и интерпретирует разные события жизни [21, 44].

В центре рабочей модели находится модель себя и близкого человека, которые неразрывно связаны и взаимообусловлены. Ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности. В центре модели другого — его принятие меня и эмоциональная поддержка [23, 146]. Рабочие модели себя и другого возникают и развиваются в неразрывном единстве.

Важную роль в формировании рабочей  модели играет глубинная память, которая  сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия, в результате  происходит обобщение опыта отношений с матерью и закрепляются привычные формы поведения. В отличие от этого, семантическая память включает обобщенные представления о структуре отношений и о конкретных отношениях с другими людьми, выраженные в вербальной форме [23,142]. А также эпизодическая память, которая сохраняет конкретные случаи из жизни, важные и личностно значимые эпизоды, которые могут фиксироваться как визуально, так и вербально. Таким образом, мы еще раз можем подчеркнуть, что индивидуальные особенности поведения определяются сложившийся в результате предыдущего опыта взаимодействия ребёнка с объектом привязанности.

М. Айнсворт утверждает, что качество привязанности, проявляемое ребёнком по отношении к матери, в значительной степени является следствием, получаемой им материнской заботы. Такими показателями отношения матери к ребёнку являются: чувствительность, принятие - отвращение, сотрудничество, доступность матери для ребёнка, эмоциональная выразительность матери, ригидность материнского поведения. Эти особенности материнского поведения влияют на формирование типа привязанности у младенцев.

Обобщение данных литературы приводит к выводу, что в основе надежной привязанности лежат чувствительность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне [19, 85]. Эмпирические исследования выявили, что показателем привязанности к матери могут быть реакция младенца на незнакомых людей или незнакомую ситуацию, на кратковременное разлучение с матерью, поведение ребенка при стрессе, ощущении боли и потребности в успокоении [ 19, 24- 25].

В результате исследований в лаборатории, на основе процедуры «незнакомая ситуация» выделяются три вида привязанности младенца и матери: безопасная привязанность, обозначенная авторами как группа «В», небезопасная привязанность избегающего типа «А», небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа «С» [2, 343]. Позже был выделен еще один, четвертый вид привязанности — небезопасная привязанность дезорганизованного типа «D».

Информация о работе Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности