Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить феномен нежелательной беременности как фактора нарушения формирования детско-материнской привязанности.
Задачи исследования:
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме привязанности
Рассмотреть динамику формирования привязанности в онтогенезе
Дать психологическую характеристику понятию нежелательная беременность
Провести пилотажное исследование на выявление взаимосвязи нежелательной беременности и нарушения формирования привязанности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты проблемы изучения материнской привязанности и особенности ее развития при нежеланной беременности………………………. 5
1.1 Психологическая характеристика понятия «привязанность»………………. 5
1.2. Формирование привязанности в системе «мать-дитя»…………………….. 10
1.3. Психологическая характеристика понятия «нежелательная беременность»……………………………………………………………………... 14
1.4. Нежелательная беременность как фактор нарушения развития привязанности……………………………………………………………….. 19
2. Экспериментальное исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование детско-материнской привязанности………………………… 24
2.1. Этапы и методы изучения нежелательной беременности и детско-материнской привязанности……………………………………………………… 24
2.2.Анализ результатов исследования…………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Тип привязанности, согласно точке зрения М. Эйнсворт, в большой степени зависит от предыдущего опыта взаимодействия матери и младенца. При чувствительном отношении матери к ребенку привязанность чаще всего может быть безопасного типа. В стрессовой ситуации младенец с целью уменьшения неприятного чувства опасности ориентируется на мать или двигается в ее направлении. Однако в некоторых случаях, при негативном опыте предыдущих отношений, ребенок в стрессовых ситуациях может проявлять амбивалентное отношение, сопротивляться или избегать взаимодействия с матерью [3, 234].

Матери младенцев избегающего  типа привязанности отличались от других тем, что были более отвергающими. Их положительные чувства по отношению к младенцу часто перекрывались раздражительностью и гневом. Отвержение со стороны этой группы матерей проявлялось в отвращении к близкому телесному контакту с младенцем, предоставлении ему опыта неприятного телесного контакта. Они характеризовались недостаточной эмоциональной выразительностью, принуждением и строгостью по отношению к детям.

Матери младенцев амбивалентно-сопротивляющегося типа привязанности оказались, как и в предыдущей группе, относительно нечувствительными к сигналам младенцев, но менее отвергающими. В случаях телесного контакта с ребенком они проявляли очень мало любви. Авторы обнаружили, что матери безопасно привязанных младенцев были более сотрудничающими и чувствительными к младенцам в ситуациях кормления и игры по сравнению с матерями из группы небезопасной привязанности избегающего типа [19, 84].

Таким образом, проведенные в последние годы исследования показали, что на качество отношений матери и ребенка и  социально-эмоциональное развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте влияют широкий круг факторов, включающих в себя демографические данные (расовая принадлежность, уровень дохода и социальной поддержки в семье, религиозные предпочтения), свойства матери (тревожность, эмоциональная вовлеченность, эмоциональная готовность, ориентация локуса контроля матери), в том числе свойства личности [2, 171].

С психоаналитической позиции  следует учитывать фантазии матери во время беременности, ожидания и внутренние конфликты, а также воспоминания матери о своем детстве. Считается, что паттерны взаимодействия ребенка и матери интернализуются в раннем возрасте и определяют ожидания младенца, направляют проводимую им оценку отношений [1, 67]. Несмотря на то, что эти внутренние репрезентации могут изменяться под воздействием текущего опыта, они рассматриваются как не поддающиеся изменению и продолжающие влиять на отношения в течение всей жизни, и даже в следующем поколении.

Таким образом, привязанность ребёнка к матери имеет начало своего формирования ещё задолго до его рождения. При этом в онтогенезе на её развитие влияет множество факторов, в результате чего, у ребёнка формируется уникальная рабочая модель мира, на основе которой он взаимодействует с другими людьми. Поведение привязанности имеет свои этапы формирования, которые будет рассмотрены далее.

 

  1. Формирование привязанности в системе «мать-дитя»

Основой взаимодействия человека со средой является общение, которое выступает, как главная  и ведущая характеристика взаимоотношений  индивидов.  В основе общения лежит  обмен информацией: генетической, гормональной, биохимической, видовой, культурной. Таким образом, уже с момента имплантации яйцеклетки между организмом матери  и ребенка происходит определенный обмен информацией на соответствующем уровне, т.е уже тогда начинает формироваться неразрывная система мать-дитя [2,14].

В настоящее время понятие «диада» используется в ряде направлений, изучающих раннее развитие личности. Общим для всех этих направлений является представление о системном характере взаимоотношений в диаде, стадиальном развитии диадических отношений, об их  феноменах, закономерностях и механизмах  как основе всех сторон психофизического развития ребенка.

Эмоциональный обмен между матерью  и ребенком в первые месяцы жизни младенца являются не только первичной формой социальной коммуникации и ведущей формой деятельности, но и базой, на основе которой будет происходить дальнейшее развитии психической деятельности младенца [15, 36]. Исследователи пришли к согласию относительно следующего эмпирического факта: в течение первых двенадцать месяцев практически у всех младенцев в норме возникает сильная связь с матерью. Однако есть разногласия по поводу того, как быстро она устанавливается, как долго она сохраняется, какую функцию она выполняет.

Для процесса формирования привязанности  важное значение имеет ранний постнатальный опыт детско-материнских взаимодействий. Он возможен благодаря этологическому механизму импринтинга [25, 26]. Первые часы жизни новорожденного являются критическим периодом в становлении адекватной системы мать-дитя и формирования чувства привязанности между матерью и ребенком [3, 156].

Состояние матери после родов, характеризуемое  по интенсивности эмоций как стрессовое, однако переживаемое как состояние эйфории, причем практически независимо от течения родов, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения их эмоциональной связи, которой придается в психологии большое значение.

По данным Д. Ворстера, от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью  после родов и в первые дни, и от качества этого контакта зависит  количество плача в первые два года жизни, качество привязанности, количество психологических проблем в более старшем возрасте.

Возникновение привязанности  матери к новорожденному подтверждено многочисленными опытами по узнаванию  только что родившими женщинами  своих детей. И важным звеном для начала реализации этой программы, по мнению некоторых исследователей, является обонятельная стимуляция,  визуальные сигналы, тактильная стимуляция при сосании, акустическая.

Р.Штерн считает началом  реализации поведения привязанности  специфическое восприятие взрослыми младенческих черт: припухлость тела, большие глаза и т.д. Начиная с пубертатного возраста, мальчики и девочки  положительно реагируют на младенческие черты лица. Таким образом, лицо младенца может служить избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности. М. Клаус, Дж. Кенелл в качестве механизмов привязанности рассматривают гормональные изменения в послеродовом периоде у матери, что обуславливает наличие сенситивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде. [32, 176].

Д. Боулби, М.Эйнсворт, считают, что формирование привязанности  младенцев к родителям в первые месяцы жизни опирается на некоторые инстинктивные формы поведения детей, интерпретируемые взрослыми как знаки общения [3, 287]. В теории привязанности такие формы поведения носят название «паттернов привязанности». Наиболее важные из них — это плач и улыбка.

Существует различные  мнения на то, как происходит формирование привязанности, однако четких границ разделения этапов развития привязанности нет. Дж.  Боулби выделяет четыре стадии формирования поведения привязанности.

Первая стадия – это  недифференцированная ориентировка и  адресация сигналов любому лицу. Стадия начинается с момента рождения и длится не менее восьми недель. На этой стадии ребенок реагирует на людей определенным образом, однако его способность отличать одного человека от другого или совсем отсутствует, или очень ограничена [3, 275]. Однако уже с первых дней младенец может выделять голос, лицо матери  среди других, что говорит о начале взаимодействия матери и ребенка ещё во внутриутробном периоде.

На второй стадии происходит ориентация на определенное лицо (или  лица) и адресация ему (им) сигналов. Начинают проявляться избирательные реакции плача, улыбки, цепляния, вокализации. Значение этих сигналов для формирования привязанности велико, т.к. они являются сигналами привлечения внимания объекта привязанности для установления контакта с матерью. Продолжительность стадии до шести месяцев.

На третей стадии осуществляется сохранение близкого положения к  определенному лицу с помощью  локомоций и сигналов. На этой стадии у младенца не только постепенно дифференцируется отношение к людям, но и репертуар его реакций расширяется: он включает теперь следование за уходящей матерью, приветствие ее по возвращении и использование ее в качестве базы, откуда он совершает свои исследовательские вылазки [3, 252]. К незнакомым людям ребенок начинает относиться с возрастающей осторожностью, и рано или поздно реагирует на них тревогой и избеганием.

Указанные особенности  свидетельствуют о сформированности первичной привязанности. Этот этап начинается в возрасте шести-семи месяцев, но может начаться и с запозданием — после года, особенно у младенцев, не имевших тесного контакта с главным лицом, к которому он привязан. Данная стадия охватывает второй год и частично третий год жизни ребенка.

Качество же привязанности, формирующееся к концу первого  года, носит индивидуальный характер и имеет культурные особенности. Это доказано классическими и современными кросскультурными исследованиями привязанности у детей и взрослых [25, 26 ].

На последней стадии происходит формирование целекорректируемого  партнерства. Сам процесс характеризуется формированием партнёрских отношений с взрослым, появлением равновесия в установлении дистанции.

Однако существует возможность  задержки формирования привязанности, которая связана с тем, что  ребенок получает меньше социальной стимуляции от матери. В результате признаки избирательно направленного поведения привязанности у таких детей формируются только к двум годам и позже.

Привязанность ребенка  к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она уменьшается к 2,5-3 годам, вследствие стремления ребенка к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания. Кроме того, поведение привязанности продолжает провялятся и в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте привязанность ребенка к родителям ослабевает. Вновь усиливается привязанность в преклонном возрасте, и часто бывает направленf на более молодое поколение [3, 230].

Таким образом, начиная  с трехлетнего возраста у большинства  детей проявления поведения привязанности  становятся не столь частыми и  настойчивыми, как раньше, и эта тенденция сохраняется у детей на протяжении нескольких лет, хотя полностью поведение привязанности никогда не исчезает.

В психоаналитической концепции  привязанности исследователи считают, что нужно рассматривать психическую  историю самой матери и период ее беременности. Так чувство привязанности матери к ребенку возникает не после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком [10, 40].

Качество привязанности  зависит от мотивационного аспекта  беременности, течения  перинатального периода, отношения между супругами. Родители, которые несчастливы в браке к моменту рождения ребенка, как правило, малочувствительны к его потребностям, имеют неверное представление о роли взрослых в воспитании детей, не способны устанавливать со своими детьми тесные эмоциональные отношения, обеспечить чувство базового доверия к миру.

Таким образом, развитие привязанности – это своего рода система взаимодействия. Поведение малыша побуждает взрослого к ответным действиям, а они, в свою очередь, вызывают у младенца те или иные отклики. Активность, первичные действия ребенка вызывают соответствующий отклик со стороны заботящегося о нем взрослого, который не только удовлетворяет его физические потребности, но и общается с ним посредством  улыбок и прикосновений.

Такая активность взаимодействия зависит  от отношения матери к своему ребенку. В основе этого лежит желанность беременности, мотивы зачатия этого  ребенка. Влияние данных факторов на развитие привязанности будут рассмотрены в следующих пунктах главы.

 

  1. Психологическая  характеристика понятия «нежеланная беременность»

Отношение к материнству  изменялось в каждый исторический период. Современное отношение к материнству имеет многосторонний подход: от феминистского, рассматривающего материнство как препятствие для профессиональной, творческой реализации женщины,  до нравственно-духовного, который определяет материнство как главную, приоритетную жизненную позицию, ее предназначения,  и социально-паритетного, т.е понимание самореализации женщины как  в материнстве, так и в профессиональной деятельности [16, 38]. Такие тенденции в обществе влияют на понимание женщины своей роли матери, понимание ценности ребенка и взаимоотношений между матерью и ребенком.

Исследование разных культурных вариантов  материнства в современном обществе  свидетельствует о  влиянии имеющихся  моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское  поведение и переживаний женщины. Кросскультурные исследования показали, что в тех случаях, когда рождение ребенка противоречит социальным ожидания, то женщина старается прервать беременность, либо если это невозможно - сохранить нежеланного ребенка [25, 24].

 Также на формирование материнской потребносто-мотивационной сферы влияет качество материнско-дочерних связей, привязанность, стиль их эмоционального общения, участием матери в эмоциональной жизни дочери.

Информация о работе Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности