Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить феномен нежелательной беременности как фактора нарушения формирования детско-материнской привязанности.
Задачи исследования:
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме привязанности
Рассмотреть динамику формирования привязанности в онтогенезе
Дать психологическую характеристику понятию нежелательная беременность
Провести пилотажное исследование на выявление взаимосвязи нежелательной беременности и нарушения формирования привязанности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты проблемы изучения материнской привязанности и особенности ее развития при нежеланной беременности………………………. 5
1.1 Психологическая характеристика понятия «привязанность»………………. 5
1.2. Формирование привязанности в системе «мать-дитя»…………………….. 10
1.3. Психологическая характеристика понятия «нежелательная беременность»……………………………………………………………………... 14
1.4. Нежелательная беременность как фактор нарушения развития привязанности……………………………………………………………….. 19
2. Экспериментальное исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование детско-материнской привязанности………………………… 24
2.1. Этапы и методы изучения нежелательной беременности и детско-материнской привязанности……………………………………………………… 24
2.2.Анализ результатов исследования…………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, материнское чувство привязанности  к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту. Телесно-эмоциональный комплекс, по мнению Брутмана и Родионовой участвует в формировании привязанности не только как фактор, стимулирующий появление тех или иных фантазий будущих матерей, как это считают психоаналитически ориентированные исследователи, но и непосредственно связан с более глубинными, витальными, физиологическими аспектами этого чувства.

Таким образом, стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребенка, а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком [27,178].

Наиболее крайним проявлением  нежелательной беременности является отказ от ребенка и последующая  деривация. Дж. Боулби изучая «интернатскую депривацию», пришел к выводу, что такие дети не способны установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности,  имеют трудности в формировании межличностных отношений. Так же он утверждал о необратимости данного эффекта, так как у детей не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Таким образом, нежелательная  беременность является предпосылкой для  нарушения формирования в период беременности образа ребенка, адекватного теслесно-эмоционального комплекса, а также последующие нарушения в раннем взаимодействии и соответственно адекватного формирования привязанности.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование привязанности

2.1. Этапы и  методы изучения нежелательной  беременности и привязанности

 В ходе теоретического  анализа литературных источников, изучения различных точек зрения на вопрос нежелательной беременности  у женщин и формирования привязанности у детей, гипотеза исследования была теоретически подтверждена.            

Целью экспериментального исследования является выявление нежелательной беременности у женщин и её воздействия на восприятие своего ребенка.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Определение методологических подходов и их обоснование
  2. Проведение экспериментальной работы с учетом цели исследования
  3. Анализ и обобщение результатов исследования
  4. Количественная и качественная обработка результатов
  5. Формулировка выводов

Для эмпирической проверки теоретически подтверждённой  гипотезы данного исследования была сформирована выборка, состоящая из беременных третьего триместра, находящихся стационарно  в  родильном доме №2 МЛПУ Чебаркульской  городской больнице.

Количество человек в выборке – 5 женщин,  возраст – 18-25 лет. (В качестве испытуемых были выбраны беременные третьего триместра, так как к этому времени сформирован телесно-эмоциональный комплекс, психический компонент гестационной доминанты, что позволяет получить более достоверные данные). Беременность у всех пяти испытуемых незапланированная.

Незапланированная беременность может характеризоваться как  желанная (в будущем планировалась  иметь детей), так и нежеланная, последняя может быть осознаваемой и неосознаваемой. Нежеланная беременность влияет на восприятие матери ребенка, понимание его ценности, на развитие отношений в системе «мать-дитя». 

          Для подтверждения или опровержения  гипотезы были проведены следующие  методики:

  1. Тест отношений беременной ( И.В. Добряков) [12, 257]
  2. Проективный тест « Я и мой ребенок»  (Г.Г. Филиппова) [26, 20]

Во время  беременности и послеродовый период у женщины происходит смена трех доминат: гестационной, родовой и  лактационной. Своевременная их сформированность и актуализация обеспечивает адекватное развитие диады «мать-дитя». Объективным показателем психического состояния женщины в период беременности является психологический компонент гестационной доминанты.

Для выявления  психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) была проведена методика И.В. Добрякова «Тест отношений беременной (ТОБ)». Определение ПКГД, по мнению И.В. Добрякова, отражает особенности основных значимых отношений беременной женщины [12, 255].

Тест содержит три блока утверждений, отражающих:

А – отношение женщины к себе беременной;

Б – отношения женщины  в формирующейся системе «мать  – дитя»;

В – отношения беременной женщины к отношениям к ней  окружающих.

В каждом блоке  есть три раздела, содержащие утверждения, отражающие различные аспекты отношений беременных женщин.  Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), который отражает формирование особенности отношения женщины к своей беременности и её поведенческие стереотипы [12, 254].

Процедура проведения:

  1. Раздаём бланки ответов и стимульный материал (Приложение 1), зачитываем инструкцию опросника: «Просим Вас отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, которое наиболее полно отражает ваше состояние».
  2. После того, как все ответили, собираем бланки.
  3. Подсчитываем полученные результаты по ключу

Результаты  представляются в пяти шкалах, соответствующих  типу ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный.

Для выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка был проведен проективный тест « Я и мой ребенок».

Процедура проведения:

  1. Раздается испытуемым чистые листы А4 и набор цветных  карандашей.
  2. Зачитывается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, себя и своего ребенка».
  3. Сбор ответов, интерпретация рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ  результатов исследования

 

Для подтверждения  гипотезы было проведено эмпирическое исследование состоящие из трех методик: Тест отношений беременной (ТОБ) ( И.В. Добряков), Проективный тест « Я и мой ребенок» ( Г.Г. Филиппова).

Общие данные по результатам методики ТОБ представлены на рис.1.

Таким образом, преобладающим типом психологического компонента гестационной доминанты  в выборке является гипогестогнозический, который характеризуется игнорирующем протеканием беременности, скрытым или явным непринятием беременности. Также у каждой испытуемой присутствует тревожный компонент, что возможно связано с предстоящими родами

 Депрессивный вариант также присутствует у испытуемых №1,2,3,5, что связано с ответами беременных по отношению к родам и образу жизни. Возникает боязнь родов, неправильного их течения, неспособностью сделать «все правильно». Преобладающий эйфорический компонент у испытуемой №4  говорит о повышенном фоне настроения, идеализированной беременности и родов.

 

Методика «  Я и мой ребенок» ( Г.Г. Филиппова).

По рисуночному  тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике.

Так у двух беременных наблюдается тревожные незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности у испытуемых №1,2. Это проявлялось в штриховке рисунка, расположен внизу угла, что свидетельствует о наличии тревоги и неуверенность. Возможно, это связано с предстоящими родами. Ребенок изображен младенцем, совместная деятельность матери с ребенком отсутствует. Следует отметить, что на одном из рисунков изображен ещё отец, который держит младенца, это может указывать на то, что  ребенок был выношен для отца или скрепления брачного союза.

У испытуемой №3 выявлена повышенная тревожность, что  соотносится с результатами по тесту  ТОБ – тревожный ПКГД. На рисунке  неадекватно использовано пространство, присутствуют на рисунке муж, и два ребенка (старший и ожидаемы), у всех членов семью не дорисованы ноги и руки не прорисованы, спрятаны в карманы. Дети дошкольного возраста. Отмечается дистанция между всеми членами семьи.

У испытуемой №4 в общем можно охарактеризовать благоприятное состояние беременности. Это соотносится с эйфорическим типом ПКГД. Изображена идеализированная картина семьи, присутствует муж, дом, природа. Дочь изображена в дошкольном возрасте, с короной на голове, что говорит о представлении дочери главной в семье, которой будут больше уделять внимания.

У испытуемой №5 просматривается конфликтное отношение  к беременности, в отличие от других испытуемых на рисунке изображена беременной. Так, испытуемая не «скрывает» ребенка, она не готова к взаимодействию с ним, или не желает этого делать. При этом пространство занято неадекватно,  в левом углу листа находится главный персонаж. Это говорит о неприятии беременности, не комфортности положения

 

Таким образом,  полученные данные по проективным методикам  подтверждают выявленный тип психологического компонента гестационной доминанты у каждой испытуемой. У трех из пяти испытуемых был выявлен гипогестогнозический тип ПКГД, у двух других эйфорический и тревожный тип ПКГД. Также у всех испытуемых была отмечена тревожность в различной степени выраженности, что связано с предстоящей родовой деятельностью.

    Также,  проанализировав результаты  можно  сделать вывод о том, что  у женщин вынашивающих незапланированную  беременность могут сформироваться данный типы ПКГД, отклоняющиеся от оптимального. Типы ПКГД сочетаются с выделенными Г.Г.Филиповой стилями переживания беременности, что подтверждается проведенными методиками.

Таким образом,  полученные данные по проективным методикам  подтверждают выявленный тип психологического компонента гестационной доминанты у каждой испытуемой. У трех из пяти испытуемых был выявлен гипогестогнозический тип ПКГД, у двух других эйфорический и тревожный тип ПКГД. Также у всех испытуемых была отмечена тревожность в различной степени выраженности, что связано с предстоящей родовой деятельностью.

    Также,  проанализировав результаты  можно  сделать вывод о том, что  у женщин вынашивающих незапланированную  беременность могут сформироваться данный типы ПКГД, отклоняющиеся от оптимального. Типы ПКГД сочетаются с выделенными Г.Г.Филиповой стилями переживания беременности, что подтверждается проведенными методиками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день проблема нежелательной беременности занимает особое место в пренатальной психологии. Главными аспектами изучения является мотивы зачатия, психологические компоненты гестационной доминанты, формирование телесно-эмоционального комплекса. Эти факторы оказывают влияние на формирования качества привязанности.

Качество привязанности  является следствием отношения матери к ребёнку, основные параметры которых: чувствительность, принятие - отвращение, сотрудничество, доступность матери для ребёнка, эмоциональная выразительность матери, ригидность материнского поведения. Эти особенности материнского поведения влияют на формирование типа привязанности у младенцев.

При нежеланной беременности снижается или вообще отсутствует чувствительность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне.

На развитие адекватных отношений матери и ребенка влияют такие факторы как общественное понимание феномена материнства, ранний опыт взаимодействия со своей матерью, с другими детьми, успешная дифференциация мотивационных основ половой и родительской, и  конкретизация онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком в период беременности, родов и младенческий период.

В результате анализа  научной литературы и проведенного эмпирического исследования, можно  сделать следующие выводы:

1. Привязанность ребенка  к матери начинает формироваться  с внутриутробного периода, при этом важную роль в развитии играет телесно-эмоциональный комплекс, формирование образа ребенка, идентификация материм с пренейтом.

2. Телесно-эмоциональный комплекс у женщин, вынашивающих нежелательную беременность характеризуются двумя психологическими статусами: гипоэргией и гиперстезией телесных симптомов.

3. Отсутствие актуализации отношений привязанности в период беременности не приводит к формированию у матери собственной позиции объекта привязанности по отношению к ребенку, что после родов проявляется в игнорирующем, эмоционально-отстраненном материнском отношении.

4.  Нежеланные дети обладают пониженной самооценкой, высокой зависимостью от других людей, равнодушием, эмоциональной глухотой, низкой стрессоустойчивостью и проблемами социальной адаптации.

5. Нежеланная беременность выявляется в таких вариантах психологического компонента гестационной доминанты, как гипогестогнозическом, эйфорическом, тревожно - депрессивном.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило  гипотезу. Следовательно, цель достигнута, задачи решены. Результаты исследования показали практическую значимость, которая состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для определения нежелательной беременности на ранних этапах её развития, с целью предотвращения искажения формирования отношений привязанности в системе «мать-дитя».

Информация о работе Нежелательная беременность как фактор нарушения формирования материнско-детской привязанности