Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель: изучить феномен нежелательной беременности как фактора нарушения формирования детско-материнской привязанности.
Задачи исследования:
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме привязанности
Рассмотреть динамику формирования привязанности в онтогенезе
Дать психологическую характеристику понятию нежелательная беременность
Провести пилотажное исследование на выявление взаимосвязи нежелательной беременности и нарушения формирования привязанности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты проблемы изучения материнской привязанности и особенности ее развития при нежеланной беременности………………………. 5
1.1 Психологическая характеристика понятия «привязанность»………………. 5
1.2. Формирование привязанности в системе «мать-дитя»…………………….. 10
1.3. Психологическая характеристика понятия «нежелательная беременность»……………………………………………………………………... 14
1.4. Нежелательная беременность как фактор нарушения развития привязанности……………………………………………………………….. 19
2. Экспериментальное исследование нежелательной беременности и её влияния на формирование детско-материнской привязанности………………………… 24
2.1. Этапы и методы изучения нежелательной беременности и детско-материнской привязанности……………………………………………………… 24
2.2.Анализ результатов исследования…………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 32
Д. Винникотт говорит, что способность матери «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства [27, 176]
Однако все больше исследователей считают, что важную роль в развитии ребенка играет внутриутробный этап жизни. С. Фанти, М. Марконе полагают, что начало развития будущего отношения матери к ее ребенку закладывается еще внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и продолжается в младенчестве. Во время беременности у женщины актуализируется этот эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства [27, 244].
Беременность —
Важными аспектами рождения ребенка является планирование беременности, ее желанность или нежеланность, представления о ребенке и своем материнстве до беременности, специальная организация зачатия.
Желание иметь ребёнка может возникать в связи с различными мотивами. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за новорожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому [12, 38].
Однако беременность не всегда бывает запланированной, желанной. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 25% беременностей в мире относятся к разряду незапланированных и ежегодно 50 миллионов из них оканчиваются абортами. Эти статистические показатели очень сильно варьируют по странам [15, 478]. По данным статистики на 2007 год в Российской Федерации до 30% женщин вынашивают нежеланную беременность [12,72].
В случае незапланированной беременности у женщины есть три основных варианта разрешения этой проблемы: сохранить ребенка, отдать его на усыновление или прервать беременность. В формировании решения матери отказа от ребенка играет важную роль ранний негативный опыт общения с матерью, который закладывает у нее искаженный образ материнского поведения и тем самым нарушают готовность женщины к эффективному материнству [8, 47]. Многие из женщин, бросающих своих детей, как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения матери [13, 16].
Также важное влияние на принятие решения о сохранение беременности влияет преобладающий психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) у женщины. Гестационная доминанта подразумевает собой доминантный характер протекания физиологических и нервно-психических состояний. Исследования Н.П. Новиковой и И.В. Добрякова указывают на то, что у 68% незапланированных беременностей отмечается отклонения от оптимального ПКГД.
И.В. Добряков выделет следующие виды ПКГД: оптимальный вариант, который характеризуется адекватным восприятием беременности; гипогестогнозический, для которого характерно явное или скрытое неприятие беременности, игнорирование её симптомов, движений пренейта; эйфорический вариант характеризуется повышенном настроении, идеализированием беременности, сниженной критичностью; для тревожного варианта характерна повышенная тревожность, семейные проблемы, амбивалентность переживаний; депрессивный вариант определяется пониженным эмоциональным фоном, ипохондрическими идеями, дисморфоманические расстройствами.
Анализ данных исследований позволяет говорить, что если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмоциональный фон характеризуется амбивалентностью, вегетативными нарушениями, невротические реакции и депрессивные состояния [12, 72]. С другой стороны наблюдается нарушения в развитии и у детей. Нежеланных детей рожают преждевременно в 8 раз чаще, чем желанных, при этом возрастают соматические и неврологические осложнения. В.И. Брутман и А.А. Северный выявили, что у нежеланных детей часто отмечаются факторы риска психической патологии, среди которых неготовность женщины к материнству, различные нарушения в период беременности, задержки созревания я плода и недонашиваемость.
Таким образом, сильные и устойчивые отрицательные переживания матери, вынашивающей нежеланную беременность, отражающиеся на ее физическом состоянии и влияют на физиологическое развитие ребенка, и таким образом могут послужить причиной нарушений развития физических и психических процессов внутриутробно. [9,36].
Позитивный и негативный опыт усваивается плодом через эндорфины и соответственно через катехоламины, которые проникают через плаценту из крови матери. При желанной и нормально протекающей беременности плод находится в состоянии комфорта и безопасности. Частое переживание плодом такого состояния, способствует гармоничному формированию его психики [20, 86].
По данным Г.И.
Брехман, Н.П. Лапочкиной, А.И. Захарова
нежеланные дети могут
Нарушение внутриутробного развития осложняет формирование взаимодействия матери с ребенком после родов. У ребенка уже внутриутробно формируются нежелательные для налаживания взаимодействия с матерью реакции на ее собственные эмоциональные проявления и «знакомые» жизненные ситуации. Т.Верни описывает случай, когда ребенок отказывался брать грудь у своей матери, которая считала эту беременность нежеланной. Исследования ряда ученых, показали, что, матери, родившие от нежелательной беременности, менее внимательны к своим детям, проводят с ними меньше времени, чаще применяют физические наказания [12, 84]. Все это говорит, что мать отвергает, не принимает ребенка на сознательном и бессознательном уровне.
Таким образом, формирование
системы «мать-дитя»
Одним из важнейших этапов в становлении материнства считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирования чувства привязанности к ребенку.
Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [2, 27]. Большинство исследований доказывает, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, служат причиной различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических.
Поэтому в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение к ребенку, к беременности. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности [18, 76].
Брутман В.И., Радионова М.С. опираясь на исследования зарубежных психологов придают важное значение формированию образа ребенка, в воображении будущей матери, в принятии ею своего новорожденного ребенка. Так фантазии матери относительно беременности и ребенка могут вызывать дисфункцию отношений в диаде, нарушая формирование безопасной привязанность [8, 41]. На отношения матери с ребенком влияет ее опыт взаимодействия с матерью.
По мнению психоаналитиков, внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в данной кризисной точке человеческой жизни (беременности) и воздействуют на реальный образ ребенка. Отсюда следует — для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребенку женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребенку [11, 34]. Таким образом, отношение матери к ребенку является сложным результатом, отражающим, каковы ее собственные изначальные склонности и как они изменялись или развивались в результате опыта общения с ребенком.
Важным аспектом в формировании взаимоотношений матери и ребенка, привязанности является телесные ощущения беременных и эмоциональные реакции в формировании привязанности женщин к своему ребенку. Эти ощущения называются телесно-эмоциональным комплексом. В сознании будущей матери намечается телесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая возникновению образа ребенка [24, 120].
С момента формирования анализаторных систем (20-24 неделя) плод может сопоставить особенности психофизиологических процессов с тем, что происходит вокруг и с тем, что происходит с ним самим. Так, ребенок прикасаясь к стенки матери может получить ответную реакцию матери. Если подобные ситуации постоянны, то у ребенка может сформировать устойчивое представление о мире, о матери, что в дальнейшем может нарушить нормальное формирование системы «мать – дитя». Таким образом, осложнения отношений матери и ребенка в беременности в первую очередь создают почву для нарушения их взаимодействия после родов, а уже это ведет к нарушению развития психики ребенка.
Одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простраиванию образа ребенка и, как свидетельствуют исследования Копыл, Баженовой, включается в ее самосознание [16, 122].
Исследователи отмечают,
что у женщин, вынашивающих
желанную беременность
Переживания тесно-эмоционального комплекса у женщин, вынашивающих нежеланную беременность имеет свои особенности. При многообразии индивидуальных различий исследователи выделили два крайних варианта психологического статуса.
В первом случае происходит
своеобразное «игнорирование» симптомов
беременности, слабая эмоциональная
реакция и искажение
Второй, как бы противоположенный вариант, характеризуется гиперэргией телесных симптомов, аффективная напряженность, страх, депрессия. Шевеления плода у таких женщин, даже в самом начале, сопровождаются резко негативными ощущениями и переживаниями, описываются как мешающие, чрезмерно болезненные. У некоторых нежелательная беременность на всем протяжении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезгливости и даже ненависти к будущему ребенку, что порождает особо яркие, мучительные «инфантицидные фантазии» [16, 121].
Таким образом, наблюдения показывают, что психологическое состояние женщин в случаях желанной и нежеланной беременности значительно различаются. И центральным звеном этих различий становятся субъективные ощущения, связанные с шевелением плода.
Шмурак Ю.И. утверждает,
что адекватное переживание телесно-
Позже плод начинает идентифицироваться матерью как — уже нечто существующее, отличное от нее. Это иное уже вполне конкретно в своей телесности, но вместе с тем витально-неразрывное. Возникает своеобразное «двойное Я», в котором «мой ребенок» — уже «не-Я», но одновременно еще «Я». В этот момент в самосознание женщины не только простраивается образ будущего ребенка, но и этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как «со единство», «сроднение» [16, 120].
В случае переживания нежелательной беременности происходит нарушение формирования данного комплекса, что в последствии ведет к нарушению формирования привязанности.
Однако во время протекания беременности, даже желательной, могут отмечаться амбивалентный характер телесных переживаний. Исследователи предполагают, что такое состояние создает наилучшие условия для появления главного новообразования периода беременности — глубокой витально-протопатической привязанности матери и ребенка. Можно предположить, что альтернативное состояние сознания у родильниц также имеет эволюционно-приспособительный смысл [16, 121]. Брутман и Родионова полагают, что такое состояние характеризуется быстро наступающей гипомнезии всех негативных моментов родового акта, подготавливая тем самым женщину к новым циклам материнства.
Можно предположить, что у женщин, вынашивающих нежеланную беременность, в силу монополярности аффекта — его сдвигу в сторону негативных переживании, характерное для беременных «особое состояние сознания», не формируется [10, 37]. Это приводит к тому, что «образ ребенка» не только не интериоризируется, но, напротив, психологически отторгается. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца не интегрируется и психологически отторгается.