Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: определить специфику осуществления нравственного воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: если при осуществлении нравственного воспитания учащихся юношеского возраста будут учтены отличительные черты развития личности студента, то нравственное воспитание учащихся юношеского возраста будет наиболее эффективно.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся юношеского возраста………………………………...7
История развития представлений о нравственности…………………….7
Нравственное воспитание………………………………………………...10
1.3. Специфика формирования личности в юношеском возрасте……………13
Глава 2. Условия эффективности осуществления нравственного воспитания в юношеском возрасте………………………………………….19
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………………………..19
2.2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по осуществлению нравственного воспитания……………………………………22
2.3. Результаты диагностики уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….……30
Приложение …………………………………………………………………….34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Нравственное воспитание учащихся юношеского возраста
Работу выполнила студентка 3 курса технологического отделения спец.
«мастер производственного
группы 08-15 Бирюкова Екатерина Петровна |
Научный руководитель Асланян К. Н.
Работа допущена к защите |
КРАСНОДАР
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся юношеского возраста………………………………...7
1.3. Специфика формирования личности в юношеском возрасте……………13
Глава 2. Условия эффективности осуществления нравственного воспитания в юношеском возрасте………………………………………….19
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………………………..19
2.2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по осуществлению нравственного воспитания……………………………………22
2.3. Результаты диагностики уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования, осознается важность нравственного воспитания, результативность которого невозможна без привлечения культурного наследия России.
Жители нашей страны, которых волнует будущее нашей Родины, не могут не думать о нравственном потенциале подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательное учреждение и церковь.
Известно, что интеллектуальное развитие младшего школьника, совершенствование его памяти, воли, аналитических способностей, умение накапливать информацию об окружающем мире не влечет за собой автоматически нравственного развития человеческой личности. Поэтому целостная система образования подрастающего поколения должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания школьников, и подростков.
Эффективная организация нравственного воспитания детей юношеского возраста невозможна без сообщения учащимся базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его содержания в самой школе. Именно поэтому воспитание моральных качеств у школьников юношеского возраста с самого раннего детства, становится актуальной педагогической и социальной задачей, которая связана со следующими положениями:
Объект исследования: студенты ГБОУ СПО КГТК КК, группа 35, 33 специальность «технология продуктов общественного питания».
Предмет исследования: уровень сформированности нравственного отношения
Цель исследования: определить специфику осуществления нравственного воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: если при осуществлении нравственного воспитания учащихся юношеского возраста будут учтены отличительные черты развития личности студента, то нравственное воспитание учащихся юношеского возраста будет наиболее эффективно.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:
Теоретическую и методологическую основу исследования составили проблемы нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности: исторически сложившихся (В.Г. Белинский, В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский, и др.) и современных (О.С. Богданова, И.М. Ильинский, и др.); проблемы развития личности (Э.М. Александровская, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.); аксиологический подход (В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.А. Титов и др.).
Для достижения поставленной цели и решения задач нами был поставлен комплекс, как частных, так и общенаучных взаимодополняющих друг друга методов: анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, метод анализа и синтеза, наблюдение, беседа, а так же методы математической и статистической обработки полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО КГТК г. Краснодара. Выборка составила 47 человек, студенты НПО, поступившие в ГБОУ СПО КГТК на базе 9-10класса. Из них: девочек-29, мальчиков-18.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа психолого-педагогической, социологической литературы по проблематике исследования конкретизировано понятие «нравственность».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогическим составом в учебно-воспитательном процессе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся юношеского возраста
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Китае, Индии. Проблемами нравственности, морали занимались: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.). В V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать одно из важных мест в духовной культуре. Появление интереса к этим исследованиям явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. На протяжении тысячелетий был накоплен опыт, который закреплялся, в фольклоре — в мифах, религиозных представлениях, верованиях, сказках первобытных людей. В поговорках и пословицах, в которых совершались первые попытки осмысления межличностных отношений, отношений человека с природой, выражались представления человека об окружающем мире. Далее, началу процесса способствовала ломка социального уклада жизни, происходившая в середине 1-го тысячелетия до н.э. Укрепляющаяся государственная власть устраняла старые обычаи, родоплеменные отношения, традиции. Появлялся запрос на формирование новых идеалов, ориентиров, механизмов регулирования отношений в обществе.
Но основной задачей всех наук по-прежнему остается неоспоримая потребность в истине как в исследовании, так и в преподавании. Поиск истины лежит в основе моральных принципов и норм, которые учитель передает в своей профессиональной деятельности. Следование или пренебрежение этими нормами выступает как не усвоение морали школьников, предполагающее профессиональную ответственность учителя.
Существует множество толкований понятия нравственности среди философов разных веков.
В трудах Аристотеля (Древняя Греция) о нравственном человеке говорилось, что нравственно прекрасным можно называть человека совершенного достоинства... Так как нравственную красоту описывают по поводу добродетели, а нравственно прекрасным зовут мужественного, благоразумного, справедливого, обладающего всеми личностными добродетелями [2, C. 360].
А Ницше считал, что быть этичным, моральным, нравственным – это значит придерживаться повиновению из древне установленного обычая или закона [22, C.289].
В философском словаре понятие нравственности равнозначно понятию морали. Мораль (от латинского mores-нравы) – это правила поведения, нормы, принципы людей, само человеческое поведение (т.е. результаты деятельности, мотивы поступков), суждения, чувства, которые выражают нормативную регуляцию межличностных отношений (коллектива, класса, народа, общества) [16 , C.191-192].
В научных изданиях указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Важнейшее значение в появлении нравственности имела трудовая деятельность общества. Обязанности по отношению к своему роду, взаимодействия помогали выстоять в борьбе с природой. Как средство взаимоотношений людей выступает мораль. Пользуясь моральными нормами, человек способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, социум, используя эту мораль, формирует личность в соответствии со своими запросами.
В толковании В.И. Даля слово мораль – это правила для совести, воли человека, нравственное ученье [9, С. 345].
Он считал,
что нравственный является
Понятие нравственности изменялось с годами. По Ожегову С.И., нравственность — духовные, внутренние качества человека, этические нормы и правила поведения, которые определяются этими качествами [23, C. 414].
Школа – это основное звено в системе воспитания и образования подрастающего поколения. На каждой стадии обучения школьника доминирует определенная сторона воспитания. Так, в воспитании младших школьников, по Ю.К. Бабанскому, этой стороной является нравственное воспитание, когда дети овладевают фундаментальными нормами нравственности, учатся следовать им в разнообразных ситуациях. Учебная деятельность тесно связана с нравственным воспитанием. Условия современной школы, при которых содержание образования по внутренней структуре усложнилось и в объеме увеличилось, показывают возрастающую роль нравственного воспитания в учебном процессе. Научными знаниями, получаемыми учащимися при изучении учебных предметов, обусловлена содержательная сторона нравственных понятий. Нравственные знания имеют такое же значение для общего развития детей, как и знания конкретных учебных дисциплин [4, C.352].
Как отмечает Н.И. Болдырева, специфическая черта нравственного воспитания – невозможность включения в какой-либо определенный воспитательный процесс. Становление морального облика происходит в процессе многогранной деятельности студентов (учебе, играх) и в тех разнообразных отношениях, которые они выстраивают в различных ситуациях с взрослыми, со сверстниками и с детьми моложе себя.
Информация о работе Нравственное воспитание учащихся юношеского возраста