Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: определить специфику осуществления нравственного воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: если при осуществлении нравственного воспитания учащихся юношеского возраста будут учтены отличительные черты развития личности студента, то нравственное воспитание учащихся юношеского возраста будет наиболее эффективно.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся юношеского возраста………………………………...7
История развития представлений о нравственности…………………….7
Нравственное воспитание………………………………………………...10
1.3. Специфика формирования личности в юношеском возрасте……………13
Глава 2. Условия эффективности осуществления нравственного воспитания в юношеском возрасте………………………………………….19
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………………………..19
2.2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по осуществлению нравственного воспитания……………………………………22
2.3. Результаты диагностики уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….……30
Приложение …………………………………………………………………….34
1.2 Нравственное воспитание
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, приемов и методов педагогических действий [6, C.102].
При рассмотрении
системы нравственного
С точки зрения С.Л. Рубинштейна в формировании личности подростка, главное место занимает развитие нравственных качеств, составляющих «фундамент» поведения.
Человек в этом возрасте познает сущность нравственных категорий, учится оценивать их знания и действия в собственных поступках и поступках окружающих [25, C.58].
Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш уделяли большое внимание на выявление роли планирования, как в нравственном поведении учащихся юношеского возраста, так и в учебной деятельности.
Их исследования обращают внимание на формирование нравственных оценок и самооценок, мотивов поведения.
Процесс воспитания
в образовательной системе
Дробницкий О.Г. утверждает, что любая деятельность несет за собой нравственную окраску, в том числе и учебную. А, по мнению Божович Л.И., деятельность обладает большим воспитательным потенциалом. Так же он утверждает, что учебная деятельность студента такого возраста является ведущей. В этом возрасте она влияет на появление многих новообразований и само развитие подростка. Она развивает не только умственные способности, но и нравственную сферу личности.
Харламов И.Ф. указывает, что у учащихся юношеского возраста в ходе систематического выполнения учебных поручений формируются нравственные отношения, нравственные знания, характерные для учебной деятельности.
Образовательная деятельность, в юношеском возрасте является ведущей, создает возможность овладения студентами приемами, способами решения разнообразных задач умственного и нравственного характера. Преподавателю отводится главная роль в обучении и воспитании студентов, подготовке к общественному труду и жизни. Преподаватель становится для учащихся идеалом преданного отношения к труду и нравственности, авторитетом. Проблема осуществления нравственного развития подростков на сегодняшний день является актуальной [30, C.541].
Процесс нравственного воспитания - длителен и непрерывен, его результаты отсрочены во времени, что и является отличительной особенностью.
Одним из основных свойств нравственного воспитания является его структурное построение, т.е. решение задач начинается с фундаментального уровня, а заканчивается высоким. Чтобы достичь цели, необходимо использовать все виды деятельности от самой примитивной до самой сложной. Эта точка зрения выполняется с ознакомления возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [3, C.386].
Процесс нравственного воспитания творческий и динамичный: педагоги систематически в него вносят свои коррективы, которые направленные на его совершенствование.
Макаренко И.С. выделил три группы факторов, определяющих нравственное развитие и становление личности учащегося: социальные, природные (биологические) и педагогические. Во взаимосвязи с обществом и окружающей средой, студент приобретает опыт нравственного поведения, «социализируется».
На нравственное становление личности влияют многие биологические факторы и социальные условия, но главную роль играют педагогические. Они наиболее управляемые, направленные на установление определенных отношений.
Одной из главных задач воспитания, является правильная организация деятельности ребенка. Она формирует нравственные качества, а возникающие отношения влияют на изменение мотивов и целей деятельности, а так же воздействует на усвоение нравственных ценностей и норм организаций.
Тем временем, деятельность учащегося является мерой нравственного развития.
Становление морального сознания студента происходит через осознание и восприятие информации, поступающий от родителей и педагогов, окружающих людей через усвоение и принятие воздействий как нравственный опыт индивида, его ценностными ориентациями и взглядами. Внешнее воздействие в сознании ребенка приобретает индивидуальный опыт, в ходе чего, к нему формируется субъективное отношение. Вследствие чего, у него формируются принятия решения, мотивы поведения и нравственный выбор собственных поступков ребенком. Направленность воспитательной работы со студентами и реальное поведение детей не всегда являются адекватными, но задачи воспитания состоят в том, чтобы достичь соответствия между нормативными требованиями должного поведения и внутренней готовности ребенка к этому.
Моральное просвещение, является одним из главных звеньев в процессе нравственного воспитания. Его цель- это сообщить подростку о совокупности знаний, моральных нормах и принципах в обществе, которыми он овладевает.
Формированию моральных оценок, поступков и нравственное поведение, способствует осознанию и переживанию моральных принципов и норм [12, C.8-14].
Таким образом, теоретический анализ психолого – педагогической, социологической литературы по проблематике сформированности нравственного воспитания учащихся юношеского возраста позволяет сделать вывод о том, что учеными накоплены нужные и важные разработки по данной теме, которые можно использовать при формировании нравственного воспитания студентов.
1.3 Специфика формирования личности в юношеском возрасте.
Ученые в сфере педагогики утверждают, что возможности студентов неодинаковые и поэтому существуют различные возрастные периоды для нравственного воспитания:
Мотивационная сфера по темпам развития заметно отстает от интеллектуальной сферы. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий [21,C.28].
Формируя нравственное воспитание подростков, надо учитывать их психологические и возрастные особенности:
При несоблюдении участником установленных правил, он может выйти из игры. С помощью игры каждый учащийся учится соблюдать правила, считаться с мнением окружающих, получает уроки честности, справедливости, правдивости.
Макаренко А.С. говорил, что игра требует от ее участников умения соблюдать правила.
Важным условием формирования нравственной самооценки подростков является включенность в воспитательный процесс их чувств, знаний, и поведения. Для этого необходимо сочетание нравственного просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, что обеспечивает положительное влияние на нравственное сознание, а через него на нравственную самооценку учащегося.
Необходимо помнить о ряде закономерностей, которые помогают выстраивать и организовывать плодотворную учебную и воспитательную деятельность. Преподавателю, так же как и учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности не только психического развития, но и физического:
С физическим развитием связано и духовное, в содержание которого также есть значительные отклонения, описываемые неравномерностью созревания развития психических функций и нервной системы.
Духовное развитие подчинено ряду общих правил:
Л.Н.Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от не существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость», высказывая свое отношение к таинствам человеческого развития.
Таким образом, формируя нравственное воспитание учащихся юношеского возраста, надо учитывать их психологические и возрастные особенности, а так же оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности.
Глава 2. Условия эффективности формирования нравственного воспитания в юношеском возрасте
2.1. Направления и методы нравственного воспитания
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому преподаватель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.
Информация о работе Нравственное воспитание учащихся юношеского возраста