8. Анализ нормативной базы реализации
информационной деятельности и
государственной информационной
политики в России
9. Информационные войны и проблемы
информационной безопасности
Тема 9-10. Общественность и
общественное мнение в системе общественных
отношений
1. Общественное мнение как состояние
массового сознания и структурный
элемент ПР (структура, индикаторы,
характер, функции)
2. Общественность как главный
объект ПР-деятельности: понятие,
типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования
ОМ. Методы и способы управления
общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема
управления процессом циркуляции
слухов
5. Деятельность по связям с
общественностью в кризисных
ситуациях. Виды кризисов. Информационная
работа в условиях конфликта
1.Общественное мнение как состояние
массового сознания
Проблема общественного
мнения всегда была одной из
самых актуальных в сфере общественных
наук, таких, как философия, социология
и психология. Каждая из наук
выделяет свой предмет этого
многогранного объекта, ибо общественное
мнение выступает и проявлением
определенной морали и нравственности
общества, и отношением социальных
общностей к явлениям общественной
жизни, и социально-психологическим
коммуникативным явлением.
Интерес к общественному
мнению как публичному мнению
существовал еще в античности.
На протяжении всего последующего
исторического периода общественное
мнение интересовало ученых и
политиков постольку, поскольку
имело отношение к вопросам
о власти. В двадцатом веке
проблемам, так или иначе связанным
с общественным мнением, была
посвящена обширная научная и
публицистическая литература. В
частности, Ю. Хабермас выделяет
общественное мнение, связывая его
с субъектами последнего, в качестве
которых он называет группы
правящей элиты, владеющей собственностью.
Для Хабермаса общественное мнение
— это мнение, выраженное в
официальных источниках информации
и являющееся инструментом в
руках политически доминирующей
социальной группы.
Противоположную точку
зрения, отрицающую наличие субъектов
общественного мнения, выразил Н.
Луманн, связывающий выделение последнего
с объектами отражения, в качестве
которых он называет актуализированные
в обществе темы, по поводу
которых складывается то или
иное мнение.
Липпман за основание выделения
общественного мнения взял способ его
функционирования и формирования как
кристаллизацию представлений, знаний
и мнений, существующих в виде эмоционально
окрашенных стереотипов, представляющих
своего рода механизм «селективного
восприятия»1
Посредством влияния
на стереотипы, которые определяют
общественные чувства и являются
распространителями общественного
мнения, может быть проложена
дорога в политику.
Оригинальную концепцию
общественного мнения разработала
Э. Ноэль-Нойман, положившая в
основу определения последнего
способ его проявления. Автор
считает, что «социальная природа
человека, побуждающая его дорожить
своим именем и бояться изоляции,
подчиняет всех людей давлению
конформизма, называемому общественным
мнением»2.
В связи с этим
она вводит понятие «спираль
молчания», суть которого сводится
к тому, что многие люди боятся
высказывать свое мнение из-за
боязни оказаться в изоляции.
Такая ситуация приводит к
тому, что озвученное, высказанное
мнение может оказаться вовсе
не мнением большинства, которое,
считая себя меньшинством, молчит.
«Говорящие», даже если в действительности
их меньшинство, получив поддержку,
начинают еще активнее высказывать
свое мнение, «молчащие», даже если
их большинство, еще упорнее
молчат, что способствует раскручиванию
спирали молчания. Э. Ноэль-Нойман
определяет в связи с этим
одну из важнейших характеристик
общественного мнения, заключающуюся
в том, что оно может быть
без боязни высказано публично.
Автор понимает всю значимость
общественного мнения для политических
процессов, поэтому считает, что
субъекты политической деятельности,
желающие завоевать таковое, должны
стремиться сделать свои позиции
и взгляды приемлемыми для
других людей, чтобы не приводить
их к изоляции. В противном
случае общественное мнение в
силу раскручивающейся спирали
молчания может повести себя
непредсказуемо.
Проблемам общественного
мнения уделялось много внимания
и в работах отечественных
авторов, таких как М. К. Горшков,
А. К. Уледов, В. К. Падерин,
В. С. Коробейников, Б. А. Грушин,
Н. Мансуров и других. Субъектами
общественного мнения были названы широкие
круги трудящихся (М. Горшков), большинство,
отождествляемое с государством (А. Уледов),
«социальный организм», в состав которого
входят мнения отдельных индивидов (Б.
А. Грушин), определенные социальные общности
(Н. Мансуров). Взятое со стороны объекта,
общественное мнение выступает как субъективная
форма отражения реальности (М. Горшков),
как отношение к деятельности (А. Уледов).
Н. Мансуров считает, что объект «находится
в прямой зависимости от субъекта в том
смысле, что содержание общественного
мнения гражданского общества будет более
широким, общезначимым, чем мнение семейно-бытовой
общности»1.
Б. Грушин объектами
общественного мнения считает
факты и явления объективного
и субъективного мира.
На наш взгляд, неоспоримым
преимуществом в разработках
отечественных социологов по
сравнению с зарубежными является
факт отнесения общественного
мнения к сфере сознания (А.
Уледов) и определение его как
одного из состояний массового
сознания (Б. Грушин, С. Хитров
и др.). Такой подход в исследовании
общественного мнения нам кажется
наиболее перспективным, хотя
попытка определить само массовое
сознание исходя из определения
массы снижает эвристические
возможности социологической теории.
Исследование общественного
мнения невозможно в отрыве
от массового сознания. Понятие
«сознание» в теоретической социологии
имеет, как минимум, два значения,
которые определяют две необходимых
его, как отражения действительности,
стороны:
? сознание как процесс
отражения действительности;
? сознание как результат
(продукт) отражения.
Рассматривая сознание
во втором его аспекте, то
есть как продукта, результата
процесса отражения, мы с необходимостью
приходим к анализу способов
существования этого продукта, то
есть способов, каким он существует
в действительности, в явлении.
Выступая как практическое
сознание, то есть сознание, функционирующее
в практике, массовое сознание
существует в нескольких состояниях,
в частности, в оценочном и
безоценочном. Последнее представляет
собой совокупность сведений, полученных
различным путем и являющихся
безоценочными информационными
конструкциями. Сюда можно отнести
знание традиций, табу, обычаев, обрядов,
передающихся от поколения к
поколению и принимаемых как
некая социальная норма, регулирующая
поведение социальных общностей
и отдельных индивидов. «В области
социального действования можно
наблюдать фактические регулярности,
т. е. при типически одинаковом
предполагаемом смысле повторяется
действование в его протекании
у одного и того
же действующего лица или же
(а иногда и одновременно с
этим) — у множества действующих»
Социальная норма в
скрытом виде также содержит
оценку, вернее, санкцию, понятую
как разрешение: поступать так
или иначе — значит, поступать
хорошо, однако социальная норма
не вводит массовое сознание
в состояние критического отношения
к себе самой. «Так надо»
— одно из обязательных условий
функционирования массового сознания,
находящегося в безоценочном
состоянии. К нему можно отнести
любые другие знания, восприятие
которых не вводит массовое
сознание в оценочное состояние,
но способствует адаптации человека
в среде существования. Иными
словами, безоценочным можно охарактеризовать
такое состояние практического
сознания, которое принимает информацию
к сведению, не давая ей ни
положительной, ни отрицательной
оценки.
Оценочным состояние
массового сознания можно назвать
тогда, когда в качестве реакции
на ту или иную информацию
в нем появляется определенное
отношение к ней, характеризующееся
положительной или отрицательной
оценкой. Это может быть приятие
или неприятие, поддержка или
отторжение, желание следовать или
желание избежать действий. Такое
состояние массового сознания, характеризующееся
оценочностью, является общественным
мнением, которое выступает одним
из важнейших состояний сознания
общества, притом состояний именно
массового, то есть практического
сознания.
Общественное мнение
есть способ существования массового
сознания, причем фундаментальный
способ существования, на основе
которого базируются все остальные
возможные способы его существования
(традиции, социальные нормы, духовная
атмосфера и т. д.). Иначе говоря,
тот способ, которым существует
массовое сознание как результат,
продукт отражения, есть общественное
мнение. Причем, как отмечает, например,
А. К. Уледов, более правильным термином
для обозначения данного феномена было
бы «мнение общества», поскольку речь
идет о категории не социально-философского,
а социологического ряда.
При этом соотношение
понятий «общественное мнение»
и «мнение общества» аналогично
соотношению в паре «общественное
сознание» — «сознание общества».
Общественное мнение,
понимаемое как мнение общества,
есть всегда мнение какого-либо
субъекта. Если в качестве такового
выступает все общество, речь
идет о мнении общества, если
в качестве субъекта мнения
выступает та или иная социальная
группа, то речь должна идти
о мнении группы, то есть некоторой
части общества. В любом случае,
когда субъектом мнения выступает
не отдельный индивид, групповое
мнение в социологической литературе
обычно обозначается как общественное
мнение.
В содержательном плане,
то есть взятое со стороны
содержания, общественное мнение
есть «коллективное суждение, в
котором в форме оценки (одобрения,
осуждения) выражается отношение
к чему-либо на основе общего
интереса»2.
Таким образом, общественное
мнение есть выраженный в форме
оценки общий интерес той или
иной социальной группы или
общества в целом.
Именно в силу этого
обстоятельства, общественное мнение
служит не только отражением
действительности, но и выражением
состояния сознания общества
или его части, состояния, обусловленного
каким-либо значительным фактом
или событием в жизни общества
(группы) и его оценкой этим
обществом (группой). Будучи оценкой,
«общественное мнение по своей
природе представляет собой реакцию
массового сознания на явления,
события, процессы, тенденции, конфликты,
персонажи современной жизни,
то есть на все то, что составляет
живую ткань текущей истории
в ее конкретных характерных
проявлениях»3.
Общественное мнение — это
состояние именно массового, а не специализированного
сознания. Это означает, что общественное
мнение есть духовное образование, существующее
на уровне общественной психологии, а
стало быть, в нем с необходимостью имеет
место значительная доля стихийности.
В силу того, что
в основании общественного мнения
лежат интересы его субъектов,
а в интересах могут осознаваться
вызвавшие их к жизни потребности
как адекватно действительности,
так и в различной степени
искаженно, то общественное мнение
(оценка), основанное на интересах
(в том числе и ложно понятых),
может иметь большой разброс
значений у тех или иных
субъектов.
Поскольку общественное мнение
объективно выполняет регулятивную
функцию в обществе, зачастую определяющим
образом воздействуя на общество
своими оценками, основанными на субъектных
представлениях о должном и недолжном
(справедливом-несправедливом, добром-злом,
моральном-аморальном, возвышенном-низком
и т. д.), определяя таким образом
духовную атмосферу общества, постольку
важнейшее значение приобретает
возможность влиять на само общественное
мнение, на его формирование.
Массовое сознание
включает в себя знания, полученные
различным путем. Как уже упоминалось,
это могут быть:
? знания, переданные как
совокупность народных традиций
и норм;
? знания, переданные как
культурное наследие (например, язык);
? знания, появившиеся путем
перекодировки информации с уровня
специализированного сознания в
массовое, и др.
Все эти элементы
массового сознания не являются
системой, не имеют никакого определенного
соотношения и формируются стихийно,
что определенным образом сказывается
и на формировании общественного
мнения, которое может быть сформировано
как стихийно, так и целенаправленно.
Стихийное изменение
или формирование общественного
мнения связано со стабильными
изменениями социальных реалий,
так или иначе влияющих на
жизнедеятельность людей.
Общественное мнение как структурный
элемент ПР.
Понятие общественного
мнения. Масса и общественность,
массовое мнение и общественное
мнение. Общественное мнение как
элемент изучения и построения
общественных отношений. Программа
и методы изучения общественного мнения.
Термин «общественное
мнение» родился в Англии в 1159 г.
Общественное мнение - специфическое
проявление общественного сознания,
выражающееся в оценках (как в
устной, так и в письменной форме)
и характеризующее явное (или
скрытое) отношение больших социальных
групп (в первую очередь большинства
народа) к актуальным проблемам действительности,
представляющим общественный интерес.