Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:06, доклад

Краткое описание

Интерес к общественному мнению как публичному мнению существовал еще в античности. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти. В двадцатом веке проблемам, так или иначе связанным с общественным мнением, была посвящена обширная научная и публицистическая литература. В частности, Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.

Содержание

1. Общественное мнение как состояние массового сознания и структурный элемент ПР (структура, индикаторы, характер, функции)
2. Общественность как главный объект ПР-деятельности: понятие, типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования ОМ. Методы и способы управления общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема управления процессом циркуляции слухов
5. Деятельность по связям с общественностью в кризисных ситуациях. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

После характеристики основных источников отметим их связь с  основными механизмами рассматриваемого процесса формирования общественного  мнения. На уровне межличностной коммуникации общественное мнение, как правило, образуется за счёт индивидуального опыта, микросреды и, кроме того, такого феномена, как  слухи. Всё это относится к  неофициальным источникам информации.

Что касается научной информации и СМИ, то о них можно сказать, что, формируя официальную информацию и создавая единую систему ценностей  и правил общения, они действуют  на межгрупповом уровне.

Причины, позволяющие снизить  объем и воздействие слухов:

1) ориентация на предвидение  и противостояние чувствам тревоги  и неопределенности у людей;

2) предоставление населению  значительного объема фактической  информации и отсутствие ограничений  на каналы передачи информации;

3) открытость и правдивость,  запрет на искажение фактов  ради краткосрочных выгод;

4) формирование у людей  убежденности в деструктивной  природе слухов.

Структура слухов может быть представлена следующим образом: весь массив о слухах можно разделить  на:

1) собственно слухи; 

2) оценки,

3) суждения.

3. Каналы циркуляции слухов

Каналы циркуляции слухов, как свидетельствует опрос, чрезвычайно  разнообразны. Если расставить упоминаемые  каналы по местам, то картина будет  следующей. На первом месте стоят  разговоры с товарищами по работе -- 48,7%. Это не случайно, так как  большую часть времени человек  занимается трудовой деятельностью. На втором месте находятся СМИ -- 37,8%. Это можно рассматривать, с одной  стороны, позитивно, так как этот факт свидетельствует о том, что  наш народ читает прессу и смотрит  телевизор, и, с другой стороны, негативно, поскольку СМИ -- это все же официальный  источник информации.

Очень большой процент  слухов дают наши российские очереди, в которых наш соотечественник, так же, как и на работе, проводит значительную часть своего времени -- 32%. Далее места распределяются таким образом: приятели- 30,5%, улица  и транспорт -- 29%, разговоры но телефону -- 22,6%, семья -- 17,8%, соседи -- 16,4%.

Помимо данных каналов  распространения слухов назывались: рынок, больница, санаторий, рыбалка, коллективный сад, баня, электричка, национальные праздники, церковь, зарубежное радио и т.д., то есть любое место, где возможен контакт людей, знакомых и незнакомых

5. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта

 Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса  могут быть различными. Они делятся  на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата, землетрясения  и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике  страны или экономическом состоянии  отдельного предприятия, фирмы. Это  кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства  и пр.

Первопричиной кризисов является разрыв между производством  и потреблением товаров Балдин К. В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное  управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 316 с.. В рамках натурального хозяйства  между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому  не было условий для экономических  кризисов. Возможность для них  появилась и расширилась по мере развития товарного производства и  обращения. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а  рынок - стихийным его регулятором, разрыв между производством и  потреблением как во времени, так  и в пространстве резко увеличился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали  объективной закономерностью.

Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые -- с  рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством  управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность  кризиса существует всегда и его  необходимо предвидеть и прогнозировать.

Также причины можно подразделять на следующие группы:

а) экономические - кризисное состояние экономики  страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры  рынка, неплатежеспособность и банкротство  партнеров, монополизация рынка. Одной  из причин несостоятельности субъектов  хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства;

б) социальные - рост безработицы; сокращение зарплат  бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличение дифференциации доходов  населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы  возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных  социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных  профессий, персонала и менеджеров и др.;

в) политические - политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий  экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской  деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

г) демографические - численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения;

д) усиление международной конкуренции в  связи с развитием научно-технического прогресса.

Кризисы могут  оказывать различное влияние  на развитие социально-экономических  систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение  нового, более разрушительного кризиса.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие. - М.: Флинта : МПСИ, 2009. - 256 с.:

- латентный,  скрытый период, когда его предпосылки  назревают, но еще не прорываются  наружу;

- период обвала, стремительного обострения всех  противоречий, резкого ухудшения  всех показателей динамики. В  этот период набирают силу, открыто  проявляются и вступают в борьбу  элементы следующей системы, представляющей  будущее;

- период смягчения  кризиса, создания предпосылок  для его преодоления, перехода  к фазе депрессии, обеспечивающей  временное равновесие между потерявшей  свою былую силу системой и  утвердившейся, показавшую свою  силу новой.

Кризисы, обусловленные  цикличной динамикой социально-экономического развития, поддаются прогнозированию. Менеджмент с помощью разнообразных  управленческих воздействий может  смягчать кризисные проявления, уменьшать  и минимизировать потери. Всякий кризис, если он не явно летального характера, включает и антикризис, т. е. момент выздоровления Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление. - М.: Юнита-Дана, 2009 - 312 с.

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет  в динамике движения систем три важнейшие  функции:

- резкое ослабление  и устранение устаревших элементов  господствующей, но уже исчерпавшей  свой потенциал системы;

- расчистка  дороги для утверждения первоначально  слабых элементов новой системы,  будущего цикла;

- испытание  на прочность и передача в  наследство тех элементов системы,  которые аккумулируются и переходят  в будущее.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать  не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в  компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными  и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его  природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.


Информация о работе Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений