Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:06, доклад

Краткое описание

Интерес к общественному мнению как публичному мнению существовал еще в античности. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти. В двадцатом веке проблемам, так или иначе связанным с общественным мнением, была посвящена обширная научная и публицистическая литература. В частности, Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.

Содержание

1. Общественное мнение как состояние массового сознания и структурный элемент ПР (структура, индикаторы, характер, функции)
2. Общественность как главный объект ПР-деятельности: понятие, типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования ОМ. Методы и способы управления общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема управления процессом циркуляции слухов
5. Деятельность по связям с общественностью в кризисных ситуациях. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно  действующая система интерпретации  событий массовым сознанием в  соответствии с исторически сложившимся  менталитетом. Слухи - неофициальная  форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий  в дуальной оппозиции: комфортное -дискомфортное  состояние, тайный шепот широких  масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой  бессильны как система массовой информации, так и самые крайние  методы массового террора».

Т.Шибутани связывал функционирование слухов с развитием эффективной  коммуникации, и, в частности, с одним  из ее видов - формальным (официальным). Слухи, по его мнению, есть дополнение неформальной сетью «доверительных сообщений». Согласно позиции Т.Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и  неопределенностью (слух = важность, неопределенность). Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет.

Своеобразной «перефразировкой»  приведенной формулы выглядит т.н. закон Олпорта. Известный американский психолог Олпорт составил формулу, с  помощью которой можно определить степень или интенсивность распространения  слухов в обществе.

Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной  на его двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в  виде формулы:

C=f(BxD),

где: С -- слух,

В -- важность события, D -- двусмысленность,

F - функция.

Данный закон раскрывает зависимость распространённости слухов:

во-первых, от важности грядущего  события, воспринимаемого общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный  конфликт" и т.п.), нежели как надежда  на улучшение своего положения;

во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для  проверки, отчего ещё не наступившее  событие кажется почти реально  свершившимся фактом.

По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем  не подтверждённое". В русском  языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный  характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень  достоверности полученной им информации.

Слухи есть форма распространения  социально значимой информации в  обществе, коллективе, группе. Слух распространяется спонтанно. Он является информацией  неофициальной и, более того, направлен  против официальной. Источник этой информации, как правило, не известен. И, будучи запущенной в сложившиеся в обществе неформальные коммуникационные каналы, эта информация распространяется по своим собственным законам, модифицируется и обрастает новыми подробностями  в зависимости от состояния настроения.

В отличие от официальной  информации слухи, как правило, не обладают достаточной, надёжной информационной основой -- наличием установленных фактов, событий и т.д., рождаются в  процессе межличностного общения, в  ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых  характерно наибольшее соответствие ожиданиям  людей, причём порождаемых как их надеждами, так и страхом перед  будущим.

Слухи возникают по причинам:

1. когда существует монопольное  положение на информационном  рынке какой-либо одной социальной  группы, в результате такого положения  образуется своеобразный "чёрный  рынок" информации.

Слухи возникают, соответственно, тогда, когда существует недоверие  к официальной информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком состоянии человек  будет искать и передавать недостоверную  информацию.

2. слухи как проявление  неадекватного агрессивного общественного  мнения могут быть вызваны  социальной нестабильностью в  обществе -- низким уровнем удовлетворения  жизненных потребностей людей,  митинговой стихией, социальной  напряжённостью и т.д.;

3. слухи могут быть стремлением  повысить свой статус посредством  передачи "конфиденциальной информации". Слухи в данном случае являются  результатом деятельности неформальных  объединений экстремистского и  националистического толка. Руководители  и члены таких объединений,  распространяя провокационные слухи,  пытаются воздействовать на психику  и сознание людей с целью  вызвать сомнения и колебания,  недоверие к законным властям,  людям других национальностей  и т.д.

4. На интерес к слухам  влияет уровень состояния тревоги  (опасения) индивида: более тревожные  люди чаще их обсуждают и  передают. Слухи, способствуя росту  тревоги, в дальнейшем становятся  фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой  информации).

5. Вера в истинность  слуха также способствует его  распространению. Человек, передавший  недостоверный слух, может навлечь  на себя упреки. Поэтому люди  склонны воздерживаться от трансляции  чрезмерно недостоверных слухов.

6. На передачу слухов  влияет и оценка их содержания  с точки зрения возможных последствий  описываемого события. Слух, воспринимаемый  как не имеющий последствий,  распространяется менее активно,  чем слух, который, по мнению  собеседников, имеет последствия.

В процессе распространения  форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:

1) сглаживание - фабула  становится короче за счет  исчезновения деталей, которые  данной аудитории представляются  несущественными.

2) заострение - увеличение  значимости существенных деталей;

3) уподобление - приближение  фабулы слуха к психологическим,  культурным, этническим особенностям  аудитории.

Есть данные, что указанные  закономерности действуют не всегда, уступая место более сложным  и непредсказуемым трансформациям.

Хотя содержание слуха  и подвергается трансформации, сохраняются  некоторые устойчивые схемы. Одной  из них является отношение «мы-они» в контексте превосходства одной  группы над другой. В этом аспекте  они часто способствуют формированию и сохранению социальной (в т.ч. национальной) идентичности.

Существуют различные  точки зрения на феномен слухов. Одни называют их "интеллектуальным раком", другие -- "радиостанцией  свободы". В любом случае, какой  бы характер, негативный или позитивный, не носила оценка данного феномена, совершенно очевидно, что игнорировать его нельзя.

Слухи должны быть предметом  специального анализа для официальных  структур власти и управления, поскольку  они являются составной частью общественного  мнения, формируемой неформальными  каналами информационного обмена.

Характеристика значимости слухов:

1. являются одним из  показателей социальной напряжённости  в обществе. Так, в разное время  людей могут в большей степени  интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса  различных категорий населения  от событий светской хроники,  касающихся жизни знаменитых  людей, к событиям политическим  может свидетельствовать о нестабильности  политического режима и политической  власти. Интерес к экономическим  проблемам может быть вызван  ухудшением материального положения  населения и т.д.

2. помогают выявить степень  доверия, во-первых, к существующим  структурам власти, а также к  официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным  или умышленным искажением информации  зачастую способствуют понижению  доверия населения как к властям  различного уровня, так и к  себе, поскольку в глазах населения  СМИ выступают проводником политики  центральных и местных структур  власти.

3. служат сигналом для  возможных событий как бы предвосхищая  их. Например, либерализации цен  предшествовали слухи об "обвальном  и оглушительном росте цен", а также о том, что следствием  инфляции будет "невозможность  выплаты зарплаты и заме-па  её ценными бумагами местного  значения".

Хотя слухи представляют собой лишь составляющую общественного  мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.

Последствия воздействия  слухов на общественное мнение:

1. поскольку слухи блокируют  информационное воздействие на  общественное мнение официальных  структур, и главным образом СМИ,  то необходимо расширять официальную  информационную сеть. Чем шире  будет развита информационная  сеть и чем больше слоев  населения будут иметь к ней  доступ, тем меньшим будет воздействие  неофициальной информации на  общественное мнение.

2. Слухи могут быть использованы  как провокация, могут вызвать  противоправные действия различных  политических группировок экстремистского  и националистического толка,  занимающими оппозиционное к  правительству и полулегальное  положение. Результатом слухов  могут стать в таком случае  столкновения различных политических  сил.

3. Слухи могут отразиться  на социальном самочувствии населения,  если они носят негативный  характер, например, слухи о гражданской  войне, о голоде, распаде России  и т.д., распространённые в нашем  обществе в 1992 г. Слухи по-разному  действуют на разных людей,  одних они минуют, других притягивают  к себе настолько, что могут  становиться регуляторами их  поступков. «Заражение» людей  слухом происходит в зависимости  от их индивидуальных, социальных  и психологических особенностей.

слух информация распространение

2. Функции слухов

Выделяют следующие функции  слухов:

1. обсуждение слухов может  способствовать выработке общей  точки зрения и снижению межиндивидуальной  вариативности мнений, что повышает  сплоченность группы;

2. дискредитация оппонента;

3. провоцирование населения  на выгодные одной из сторон  действия;

4. введение оппонента в  заблуждение.

5. возможное снабжение  человека информацией в неопределенных  и угрожающих ситуациях, повышение  способности ориентации в окружающей  реальности.

6. снижение уровня тревоги  у индивидов. Антиципация возможного  события, что делает его легче  переносимым и уменьшает беспокойство  по поводу его последствий. (Антиципация  - это способность (в самом широком  смысле) действовать и принимать  те или иные решения с определенным  временно-пространственным упреждением  в отношении ожидаемых, будущих  событий).

СМИ оказывают выраженное влияние на циркуляцию слухов. Прежде всего отсутствие или недостаточное  количество информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению  и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют  информационный вакуум. СМИ могут  быть также непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную  информацию. Вместе с тем СМИ порой  вносят решающий вклад в процесс  затухания слухов, представляя подробную  и ясную информацию по соответствующей  теме.

В разных странах периодически предпринимались попытки введения негативных санкций за распространение  слухов. Однако нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых  методов борьбы со слухами.

С помощью социологического опроса были выявлены и причины распространения  слухов. В этой системе отсчёта  первое место занял такой фактор, как неискренность политиков (48,2% и 51,6%). В основе слухов, по мнению респондентов, лежат "борьба между партиями и  их лидерами", стремление "втереть  народу очки", "предательство руководителями интересов народа", "неумение управлять", "своеобразные ходы депутатов", "происки  бывших партаппартчиков".

Далее по значимости интервьюируемые  в качестве важного фактора зарождения и распространения слухов назвали  замалчивание событий в СМИ. Ещё  одной причиной распространения  слухов респонденты считают преднамеренный роспуск слухов заинтересованными  людьми. Здесь вновь фигурируют политические лидеры, коррумпированные структуры, предприимчивые дельцы. Подобные проявления респонденты  связывают с падением нравов как  в обществе в целом, так и среди  руководителей.

 

На третьем и четвёртом  месте (в анкетном и прессовом  опросах) по значимости стоит такая  причина, как искажение информации журналистами. Здесь у опрашиваемых наблюдается дифференцированный подход: они отличают неосознанное искажение  и умышленное.

Самый низкий рейтинг имеет  предположение, что слухи подбрасываются из-за рубежа. Очевидно, это связано  с тем, что у населения на данный момент отсутствует потребность  в поиске "образа врага" за пределами  страны. В целом население в  качестве главной причины распространения  слухов считает тяжёлое социально-экономическое  положение людей в результате краха экономических структур, всего  механизма внутренней политики. И  здесь основную роль играют тревожные  слухи.

Ещё одна причина, отмечаемая респондентами, относится к состоянию  общественного сознания и массовой психологии. Часть читателей отмечает в связи с этим всеобщую озлобленность, растерянность, низкий уровень сознания, невежество и бескультурье масс, часть -- бессилие что-либо изменить, часть -- неправильное восприятие информации, искажение информации в процессе её передачи.

Немаловажное значение имеет  и то обстоятельство, что и как  об одном и том же событии сообщают различные источники коммуникации. Они оперируют разными понятиями, которые воспроизводятся людьми на свой лад. Также следует учитывать  особенности психики людей, например, её избирательность в отборе информации, неподготовленность к радикальным  переменам.

Информация о работе Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений