Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.1. Аффективные дети
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
1.3. Причины появления аффективных детей
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Проведение констатирующего эксперимента
3.2. Формирующий эксперимент.
Заключение
Используемая литература
Кроме того, важен контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае надобности необходимых лечебных мероприятий.
1.3. Причины появления аффективных детей
Как известно, аффективная возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндокринными изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения, аффективная возбудимость не приводит к нарушениям социальной адаптации.
Г. Е. Сухарева [1959] относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний. По данным В. В. Ковалева [1976], этот синдром в раннем детском возрасте встречается в 18% случаев, в дошкольном и младшем школьном--в 13%, а в пубертатном--в 38%. [7,96]
Отмечается связь аффективной возбудимости с синдромом «гиперактивности». М. А. Тааль и другие подтверждают наиболее частую церебрально-органическую природу аффективной возбудимости у детей результатами экспериментального исследования их познавательной деятельности, регистрирующими недостаточность внимания, памяти, зрительно-двигательной координации, абстрактного мышления[10,87].
Синдром аффективной возбудимости у детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте [Лебединская К. С., Малинаускене В. А., Альбрехт Э. Я., 1977]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих аномалий развития. [Личко А. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979]. Отмечают частоту синдрома аффективной возбудимости, формирующейся и под влиянием неблагоприятных условий среды: дефектов воспитания, разрушения внутрисемейных связей, слабости привязанностей, неправильного заполнения досуга, контактов с асоциальными группами [Трифонов О. А., 1973; Кулаков В. С., 1977; Аксентьев С. Б., 1978; и др.]. В этом психогенном формировании аффективной возбудимости большая роль принадлежит фиксации повторных реакций активного протеста либо имитации [Ковалев В. В., 1976], а также индивидуальной предрасположенности. С. Б. Аксентьев указывает, что в семьях детей с патологическим формированием личности 54,6%, воспитывающихся в тех же неблагоприятных условиях, не обнаруживают признаков дезадаптации. Поэтому он полагает, что склонность к патологическому формированию личности в неблагоприятных средовых условиях в определенной мере обусловлена неспособностью к преодолению трудной ситуации из-за неполноценности нервной системы различного происхождения. Аналогичного мнения о роли биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием средовых факторов придерживаются и другие исследователи [Трифонов О. А., 1973; Лебединская К. С. и др., 1978, 1980, 1982, 1984; Ковалев В. В., 1979].
Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дисциплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким образом, формировался ситуационный порочный круг, усиливающий дезадаптацию этих детей[16,197].
Так здесь можно выделить 2 подгруппы, отличающиеся по степени массивности и в определенной мере по характеру нарушений поведения.
К I подгруппе были отнесены дети, аффективная возбудимость которых могла быть расценена как непатологическая. Она характеризовалась негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием немотивированных колебаний настроения и невротических. наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонента аффективных реакций, а также способностью к компенсации поведения в благоприятных условиях.
Как показало клиническое исследование, у 9 из этих ребят аффективная возбудимость проявлялась в виде легко возникающих вспышек агрессии, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, негрубыми вегетативными расстройством.
Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще на родителей реже на учителей, сверстников.
Следует отметить, что у 5 из этих 9 были выявлены и неблагоприятные условия в семье: безнадзорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы поведения родителей. Особенно значимыми для таких детей являлись элементы деспотичности в семейном воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению реакций активного протеста, оппозиции, имитации.
Ко II подгруппе были отнесены дети, у которых характер аффективной возбудимости и расстройств поведения в целом был расценен как патологический.
В поведении детей этой II подгруппы аффективная возбудимость носила значительно более выраженный и труднокорригируемый характер.
Ее проявления обнаруживали половые различия. Так, для мальчиков была характерна склонность к аффективным разрядам с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к ним с требованием, замечанием немедленно вызывало импульсивную реакцию с агрессией, во время которой он терял контроль над собой, мог вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тяжелый предмет.
Аффективные вспышки сопровождались выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи, гипергидрозом), заканчивались нередко головной болью, иногда повышением температуры..
Наблюдались и немотивированные колебания настроения, приближающиеся к дисфориям со злобностью, угрюмостью, придирчивостью. В эти периоды они становились особенно чувствительными к различным психотравмирующим факторам, легко вовлекались в конфликты.
У девочек значительное место занимали истероидные явления: демонстративность аффективных вспышек, стремление привлечь к себе внимание чрезмерной выразительностью и бурностью эмоциональных реакций, гротескностью поведения со склонностью к конфликтам, инсценировкам, оговорам; лживость, повышенная самовнушаемость.
В структуре аффективной возбудимости компонент истероидных расстройств имел двоякий оттенок. У одних девочек он более отчетливо сопровождался признаками органической недостаточности нервной системы (инертность аффекта, его астеническое завершение, сопровождение головной болью, тошнотой, иногда рвотой), у других эти аффективные разряды были более тесно спаяны с психопатическими особенностями характера: умением учитывать ситуацию, использовать аффективный разряд как способ нажима на окружающих, позволяющий добиться удовлетворения своих желаний и требований, большей частью--свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших подростков.
Вегетативно-сосудистая дистония выражалась в резких колебаниях артериального давления.
Итак, и в первом, и во втором случае бесспорная роль принадлежит и социальному фактору: неблагоприятным условиям воспитания, не стимулирующим интеллектуальное развитие ребенка и способствующим реализации аффективной возбудимости.. С неблагополучием воспитания тесно связан и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень которой, однако, обусловливается и биологической причиной -- тяжестью органической неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях познавательной сферы, так и в деятельности и поведении в целом.
Патологический уровень расстройств поведения у аффективно-возбудимых детей с точки зрения психологической характеризуется в большинстве случаев искаженным характером протекания чаще позитивной или реже негативной фазы пубертата. В негативной фазе у этих подростков обнаруживаются падение школьных интересов, нарушения взаимоотношений со взрослыми (вследствие нежелания выполнять социальные требования, предъявляемые им) и сверстниками (в связи с повышенной раздражительностью, драчливостью, стремлением к лидерству, нередко с позиций силы, путем подавления окружающих). В этих случаях происходит «выпадение» не только из сферы учебной деятельности, основной на данном возрастном этапе, но и из сферы общения с социально положительным окружением[26,76].
В позитивной фазе обнаруживается некоторая стабилизация, сглаживание проявлений аффективной возбудимости. На этом фоне «вызревают» интересы с негативной направленностью, меняется мотивационная структура--существенное место начинает занимать примитивно-материальная направленность, стабилизируются неадекватные самооценка и притязания, формируется скептически-пренебрежительное отношение к социально приемлемым нормам и правилам поведения, закрепляются неадекватные способы достижения желаемой цели (обман, физическое воздействие, угроза и т. п.).
Представленное наблюдение достаточно демонстративно для характеристики «трудного» ребенка с преобладанием явлений аффективной возбудимости.
Центральное проявление его дезадаптации--аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Тенденция к лидерству, очевидно, находится в определенной связи с установкой на разрешение конфликтов с позиций силы. Обращает на себя внимание недлительность этих аффективных вспышек, определенное критическое отношение к ним в спокойном состоянии. Явления повышенной аффективной возбудимости легко провоцируются конфликтами в школе, особенно в ситуациях учебной несостоятельности.
Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на значительную педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд, работу, «самостоятельный» образ жизни, не подкрепленный, однако, достаточной психической зрелостью.
В генезе явлений аффективной возбудимости играет роль ряд факторов как социального, так и биологического происхождения, находящихся между собой в тесной связи. К социальным факторам относятся отрицательное отношение к школе, связанное с ощущением своей несостоятельности, а также неблагоприятные условия воспитания--среда, в которой обычны агрессия, конфликты, пьянство.
В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит и легкой органической недостаточности нервной системы (данные неврологического исследования, нарушения работоспособности по «органическому» типу: инертность, склонность к утомляемости и т. д.). Обращает на себя внимание накопление лиц с интеллектуальной недостаточностью в семье, алкоголизм и явная психическая неполноценность матери.
Несмотря на эти признаки органической недостаточности ЦНС, уровень аффективной возбудимости следует квалифицировать как непатологический. Аффективные вспышки проявляются лишь в провоцирующих ситуациях, не дезорганизуют поведения РЕБЕНКА в целом: сохраняется определенная критика своего поведения; в серьезных ситуациях есть достаточная способность руководить собой. Относительно сохранен и стержень личности: имеются трудовые установки, критика своих интеллектуальных возможностей. В посильной трудовой деятельности под руководством взрослых ребенок оказывается в достаточной мере продуктивным и заинтересованным[21,175].
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.
Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недоразвитии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.
В коррекционно-педагогической работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией -- настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существенно затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко попадают под негативное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной вспышки по самому незначительному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.