Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.1. Аффективные дети
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
1.3. Причины появления аффективных детей
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Проведение констатирующего эксперимента
3.2. Формирующий эксперимент.
Заключение
Используемая литература
Стадия 2 -- режиссерская игра
Вторая стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм и состоит из четырех этапов.
I этап -- учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. В начале взрослый рассказывает ребенку различные истории и с помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывает их перед детьми. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказывание и разыгрывание таких историй представляет собой смешные нелепицы. Это вызывает эмоциональный отклик у детей, будет способствовать их хорошему настроению. Нереальный характер сюжета этих историй активизирует воображение ребенка. Например: взрослый берет большой кубик и, передвигая его в пространстве, говорит: «Как-то раз идет Великан, большой, лохматый такой». Другой рукой строит из маленьких кубиков забор и продолжает: «Вдруг видит забор. Он подумал -- это расческа». Взрослый берет маленький кирпичик-забор и говорит, расчесывая: «Какой я лохматый. Теперь можно причесаться. Хорошая расческа». Взрослый кладет кирпичик и говорит: «Расчесался Великан, поставил забор на место и пошел дальше, довольный расческой...»
Дальше можно предложить историю, сопровождаемую игровыми действиями: «А знаете, почему у машины три колеса? Шел как-то Великан по дороге и потерял пуговицу, расстроился. Видит, стоит машина на четырех колесах. Взял у машины одно колесо, пришил его к рубашке». Если взрослый проигрывает и рассказывает эти истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать подобные и самому разыграть их. Эту возможность надо ребенку предоставить, всячески поощрять ребенка.
Во всех историях неумение выйти из ситуации связывается с большим кубиком, а положительные -- с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами, другими словами, у него философия, особая внутренняя позиция. Аналогичную работу следует проводить и в следующем периоде (этапы II, III), уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их, побуждая ребенка самого продолжить рассказ. Дети очень любят игру-рассказ. Взрослый расставляет на столе «пальмы», сажает на них «обезьян» и жестом очерчивает море: «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети. Вот как-то раз пришли рыбаки с уловом... А что было дальше?»
Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжить рассказ взрослого, научиться создавать сюжет игры, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Если ребенок затрудняется или дает аффективную ситуацию, следует предложить еще одну аналогичную игру. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако, если удалось на всех этапах решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец.
II, III этапы решают задачу научения детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чипполино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Ребенок может придумать следующий сюжет: «У мальчика был праздник, ему исполнилось четыре года. Дети принесли ему подарки. К нему пришла собака, Чипполино...» Когда дети в должной мере овладеют режиссерской игрой, им предлагается разрешать в ней различные конфликтные ситуации. Довести до конфликта и окончить игру. Например: «Однажды Карандаш отправился гулять и встретил Дракона. Дракон говорит" "Подойди ко мне поближе, я шепну тебе что-то". Карандаш наклонился, а Дракон схватил его за нос». Ребенок должен продолжить по-другому: "Тут Карандаш говорит Дракону: "Я веселый человек. Зачем ты за нос меня схватил, чтобы съесть?" Дракон разжал пасть и выпустил Карандаша. Карандаш побил Дракона, и он стал добрый». Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры закрепляются. В результате реализации этой стадии ребенок может удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) ребенок выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.
Стадия 3 -- вербальные игры
Предлагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств. Оценивая ее с точки зрения независимой позиции, дети учатся реализовывать способы выхода из нее. Игра начинает реализовываться в словесном плане. Ребенок в игре
придерживается не какой-то роли, а позиции автора. Это подтверждается мыслью Л.С. Выготского о том, что детское воображение, реализующееся в игре, трансформируется в дальнейшем в литературном творчестве старших дошкольников.
Исходя из этого, третья стадия коррекции предполагает организацию таких вербальных игр. Вначале ребенку предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен только завершить. Этот этап начинается с ситуации внутреннего конфликта. Надо убедиться, что ребенок может окончить ситуацию без помощи материальных средств, что окончание будет эмоционально благополучным. Ситуация предполагает наличие лишь взрослого и ребенка, общение требует особого внимания. Игровая ситуация создается без игрушек. Поэтому рассказ взрослого должен быть эмоциональным и в нем позиция автора и разных персонажей выделяется голосом.
Если ребенок хорошо (легко и безболезненно) справляется с этой или аналогичной задачей, то можно предложить ему другой вариант игры. В ней взрослый останавливает свой рассказ в более «опасном» месте: «Дети ходили за грибами. Набрали полные корзинки и идут домой по тропинке. Тропинка пересекла дорогу, мальчик прошел, а девочка уронила корзинку и рассыпала грибы. А в это время на дороге показалась машина...» При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во-вторых, в появлении у ребенка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5--6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.
Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии[1,82], в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых. Четырехлетний Никита не может сказать: «Я хочу избавиться от раздражения, которое вызывает у меня младший брат». Ребенок не формулирует и, возможно, даже не осознает причину своего внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступными ему средствами. Так, построив башню, он с удовольствием объяснит, что вместе с папой будет жить на самом верху, мама -- ниже, а брат в самом низу.
Другой пример. «У-у-у!» -- завыло в трубе. Маленький Миша испуганно втянул голову в плечи. «Страшно? Это тебе что-то напоминает?» -- спрашивает взрослый. «Так мама ругается, когда сердится. А можно я ее (трубу) стукну?» -- спросил Миша и несколько раз ударил кулаком по батарее. Вскоре на его лице появилась улыбка; наконец-то он смог выразить свое отношение к манере поведения мамы. В тот день он впервые, без всякого напоминания, убрал за собой игрушки.
Итак, цель игровой терапии -- не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного. Например, взрослый сидит, целиком развернувшись к ребенку, и беседует с ним. Необычной ее делает позиция педагога, причем успеха в работе по этой методике добиваются только те, кто видит в этой позиции не «платье», которое надевают непосредственно перед вступлением в контакт с ребенком, а способ существования, основанный на следующих принципах.
* Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.
* Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребенка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в нее.
* Я целиком рядом с ребенком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
* Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
* Я должна быть терпеливой: чем меньше ждешь результатов, тем быстрее они появятся.
Я настроена на получение удовольствия от общения с ребенком.
Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребенком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).
Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возиться с водой и песком. А как мы на это обычно реагируем? «Не подходи, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.
Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нем машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребенок, тем длительнее «песочный период».
Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться во что угодно. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе.
Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока они не нужны.
Процесс установления запретов делится на несколько этапов.
Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребенка, Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил свое поведение.
Этап 2. Сообщите ребенку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребенку принять на себя ответственность и действовать соответственно.
Этап 3. Укажите ребенку приемлемую альтернативу,
Вот как описывает момент наложения запрета в процессе игровой терапии известный психотерапевт Лэндрета Г. Л. в книге «Игровая терапия: искусство отношений» (М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С. 226). .
Терапевт. Роберт, я вижу, ты и в самом деле на меня рассердился.
Роберт. Да! И сейчас точно тебя пристрелю.
Терапевт. Ты так сильно рассердился на меня, что готов меня застрелить. (Роберт к этому времени заряжает ружье и начинает прицеливаться в терапевта.) Но я здесь не для того, чтобы в меня стреляли.
Роберт (прерывает врача прежде, чем тот успевает изложить ограничения). Ты не можешь остановить меня. Никто не может! (Прицеливается.)
Терапевт. Ты такой сильный, что никто не может тебя остановить. Но я здесь не для того, чтобы в меня стреляли. Ты можешь представить себе, что Бобо -- это я (указывает на Бобо -- куклу с непрорисованным лицом), и выстрелить в Бобо?
Роберт (разворачивает дуло, прицеливается в Бобо и вопит). Получай!
Самое главное в этой беседе, что взрослый принимает агрессивность ребенка, причем не только помогает ему выразить свои чувства в социально приемлемой форме, но и учит управлять собственным поведением.
Этап 4. Предъявите ребенку ультиматум -возможность последнего выбора, Его условия должны быть сформулированы очень четко, чтобы ребенок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь все, что он сделает, станет следствием его собственного решения. Например, «Если ты решишь все-таки выстрелить в меня, значит, ты принял решение больше не играть сегодня с ружьем; покинуть игровую комнату и т. д.» Если ребенок продолжает демонстрировать свои агрессивные намерения, условия ультиматума реализуются, но ребенок не чувствует себя наказанным, а воспринимает действия взрослого как естественное следствие своего выбора.
Какие результаты дает игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике, приобретают способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми; легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более «пристойными» способами; в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.
Смогут ли работать по этой методике воспитатели? Несомненно. Ведь главное для достижения результатов не психологические знания, а умение тонко чувствовать состояние ребенка и разговаривать с ним на одном языке. С этой точки зрения многим воспитателям нет равных. Нужна ли эта форма работы в детском саду? Мне хочется ответить словами ребенка: «Когда я к вам иду, мне всегда весело». Ради этого стоит работать.
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта.
В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера.
Если ребенок приучен к тому, что его желание легко и беспрепятственно удовлетворяются окружающими ребенка людьми, то непривычное для ребенка появление препятствий на пути удовлетворения его потребностей и желаний может вызвать аффекты гнева, ярости. А это можно продиагностировать в ходе наблюдения за поведением ребенка, за его эмоциями, переживаниями.