Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.1. Аффективные дети
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
1.3. Причины появления аффективных детей
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Проведение констатирующего эксперимента
3.2. Формирующий эксперимент.
Заключение
Используемая литература
Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношением к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребенок боится не справиться с заданием, а гнев и раздражительность являются его поведенческими редакциями на конкретную жизненную ситуацию.
В связи с этим для педагогической оценки мы предлагаем в качестве основного метода наблюдение. Вы видите ребенка каждый день, имеете возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Очень важно, чтобы такое наблюдение осуществлялось регулярно и вы бы могли оценить результаты своих воспитательных воздействий.
Зарубежные психологи предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования на них ребенка.
Страх
* Приход в детский сад, появление где-нибудь;
* незнакомая удивительная игрушка;
* поломка игрушки;
* плач, крик сверстника, друга;
* нападение сверстника, друга;
* незнакомый звук;
* воспитатель запрещает, ругается, кричит;
* незнакомая комната;
* появление незнакомых взрослых или детей;
* приближение незнакомых людей.
Гнев
* Уход матери;
* желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
* желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
* желание иметь что-то, что нельзя взять;
* трудная игрушка, поломка игрушки;
* внимание близкого обращено на другого ребенка;
* другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
* воспитатель забирает игрушку;
* физическое наказание;
* воспитатель обижает, ругается;
* наличие препятствия;
* возвращение матери.
Радость
* Приход, прибытие куда-либо;
* выполнение задания;
* смотрит в зеркало на себя;
* смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
* сверстник дурачится;
* внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
* смешной (незнакомый) звук.
Для оценки эмоциональных проявлений в той же работе была разработана пятибалльная шкала, в которой опредлены поведенческие реакции ребенка, пребывающего в том или ином эмоциональном состоянии. Наблюдая за ребенком в описанных выше ситуациях, можно по этой шкале _оценить силу эмоционального состояния ребенка.
Страх
* 1 балл -- спокоен, нерешителен, малоактивен.
* 2 балла -- таращится, пялит глаза,смотрит и сторонится, уклоняется.
3 балла -- морщится, хмурит брови, отворачивается, возбужден.
* 4 балла -- отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.
* 5 баллов -- хватается, цепляется за близкого, замирает, волнуется, плачет, визжит.
Гнев
* 1 балл -- спокоен, отворачивается, хмурит брови, смотрит угрюмо.
* 2 балла -- морщится, надувает губы, становится более активным, корчит рожи, возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.
* 3 балла -- убегает, хнычет, протягивает руки, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки.
* 4 балла -- все отвергает, плачет, пронзительно кричит, дрожит, убегает, дерется, колотит руками.
* 5 баллов -- орет,визжит, кидается чем-либо, набрасывается.
Радость
* 1 балл -- расслаблен, слегка улыбается.
* 2 балла -- напевает, глаза сияют, «щебечет» бормочет.
* 3 балла -- обнимается, активно играет, широко улыбается.
* 4 балла -- размахивает руками, скачет / прыгает, хвастается.
5 баллов -- смеется , хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Предложенные ситуации и шкалы оценок носят рекомендательный характер. Они могут быть дополнены или изменены вами самостоятельно в соответствии с возрастными особенностями детей. Так, эти шкалы более адекватны для детей трехлетнего возраста, чем для детей четырех -- пяти лет. Попробуйте сами составить карты эмоционального состояния детей вашей группы, используя в качестве основы предложенные выше ситуации наблюдения и шкалы оценок поведенческих реакций. Продумайте, в каких ситуациях вам удобнее наблюдать ребенка, в каких наиболее ярко проявляются его эмоциональные реакции.
На психологическом тренинге воспитателей детских садов самими воспитателями была предложена схема, включающая наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, игровой) и свободной игры. Во всех перечисленных обстоятельствах имеют место как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Кроме того, такое деление в наибольшей степени соответствует распорядку дня детского сада и не предполагает создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций. Наблюдение в эти моменты жизни ребенка в саду может включать описанные выше конкретные ситуации. Например, в режимный момент -- уход матери. В индивидуальной игре -- поломка игрушки. В совместной игре -- нападение сверстника, его плач и т. п. В то же время не стоит искусственно создавать ребенку неприятную ситуацию, чтобы посмотреть, как он на нее отреагирует. Например, используя предложенную американскими психологами ситуацию попадания в незнакомую комнату, воспитатель приводил детей в кладовку и наблюдал за их реакцией. Результаты такого исследования могут быть плачевны. Ребенок способен настолько сильно испугаться, что впоследствии придется преодолевать этот страх. Кроме того, он может засомневаться в привязанности к нему воспитателя, в своей защищенности, что снизит его уверенность в себе и вызовет негативное эмоциональное состояние.
Поскольку основным методом педагогической оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявлений, воспитателю необходимо разработать схему фиксации результатов. Эта схема может разрабатываться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты наблюдений будут анализироваться только им. Можно использовать оценки в баллах, как было предложено выше, а также применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Проявление эмоций очень индивидуально: в одних и тех же обстоятельствах один ребенок разозлится, а другой застесняется или испугается. Поэтому внимательно нужно следить, как именно конкретный ребенок реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции положите в основу оценки его эмоционального состояния. Можно предложить следующую схему трехбалльной оценки:
* 1 балл -- равнодушен, внешние проявления эмоции отсутствуют или выражены незначительно.
* 2 балла -- эмоциональные проявления выражены средне (мимикой, позой, словами и т. п.).
* 3 балла -- эмоции выражены сильно (мимикой, речью, двигательной активностью).
С помощью такой обобщенной шкалы вы можете оценивать проявления как эмоционального неблагополучия, так и эмоционального комфорта (радости).
Чтобы было легче отнести поведенческие реакции к определенной эмоции, предлагаем набор признаков, характерных для тревожного, импульсивного или аффективного поведения.
Вы фиксируете проявления тревожности в повседневном общении с ребенком, в его взаимодействии со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними. Вы наблюдаете, как ребенок выполняет учебные упражнения, включается в обучение, следите за его игровой активностью. При наличии эмоционального неблагополучия тревожное поведение ребенка характеризуется повышенной возбудимостью, напряженностью, скованностью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным; неуверенностью в себе, заниженной самооценкой; ожиданием неприятностей, неудач, неодобрения старших; исполнительностью, развитым чувством ответственности; безынициативностью, пассивностью, робостью; склонностью помнить скорее плохое, чем хорошее.
Если признаков тревожного поведения нет вообще или их мало, хорошо это или плохо? Такой ребенок обычно слишком беззаботен, требует от взрослых неусыпного контроля. Он не учится на собственных ошибках, моментально забывает о предостережениях, падениях, ожогах, травмах и неудачах. Он безогляден и безудержен, самоуверен и бесцеремонен.
Ребенок с повышенной тревожностью, наоборот, чрезмерно робок и застенчив, часто пугается.
Что такое импульсивность? Это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению. Импульсивное поведение характерно для человека, который никогда не обдумывает свои поступки, не сдерживает эмоций, не контролирует поведение с учетом интересов окружающих. Имульсивность свойственна дошкольникам в силу присущей им слабости контроля за своим поведением. Признаками импульсивного поведения являются: неумение ждать, нетерпеливость; легко возникающие и быстро проходящие обиды; вспыльчивость, несдержанность, раздражительность; легкая переключаемость внимания, отвлекаемость; беззаботность, легкомыслие, безответственность; нелюбовь к однообразной, скрупулезной работе; жажда новых впечатлений, перемен.
Встречаются ли дети совершенно неимпульсивные, умеющие ждать,
сдержанные, сосредоточенные? Ответ, вероятно, будет отрицательный. Выраженность импульсивного поведения может быть очень разной. Одни чрезмерно импульсивны в новой обстановке; другие склонны к такому
поведению при выполнении однообразной работы; третьи становятся несдержанными и нетерпеливыми, когда заболевают. Понаблюдайте за воспитанниками, особенно за группой детей, поведение которых характеризуется признаками импульсивности. Попробуйте определить условия, которые вызывают быструю и непосредственную реакцию ребенка.
Таким образом, используя перечисленные выше признаки поведения в случае появления эмоционального неблагополучия ребенка, можно составлять индивидуальные и сводные карты эмоциональных состояний детей в группе. Как уже было сказано, карты разрабатываются самим воспитателем.
По такой схеме можно ежедневно фиксировать проявления каждого из описанных выше эмоциональных состояний, характерных для поведения ребенка в различные моменты его жизни в детском саду. Рекомендуется делать к таблице примечание, где будут расшифровываться самые значительные случаи. К режимным моментам можно отнести ситуации прихода-ухода, сна, одевания, принятия пищи и т. п. Организованная деятельность включает в себя как всякого рода занятия, так и праздники, экскурсии, соревнования. По собственному усмотрению вы можете подготовить схему каждого из трех основных разделов, разбив их на более конкретные ситуации, а затем фиксировать и анализировать поведение ребенка в каждом блоке отдельно. Сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника, поэтому много информации можно получить, наблюдая за игрой детей в группе. Однако не все дети вовлекаются в сюжетно-ролевую игру, они могут играть индивидуально или с воспитателем. В связи с этим фиксация их эмоционального состояния в процессе такой игры также необходима. Может быть, ребенок вынужден играть сам, потому что его не берут в совместную игру, и он испытывает из-за этого эмоциональный дискомфорт. Бывают случаи, когда воспитателю необходимо занять ребенка, самому поиграть с ним, чтобы улучшить ему настроение. Другой ребенок, наоборот, предпочитает играть в одиночестве. Если он спокоен и доволен, не стоит насильно привлекать его к совместным играм или относить к категории «изгоев». Такое состояние говорит о том, что у него все хорошо. Как и любому человеку, ему хочется побыть одному. Помните о том, что дети в детском саду вынуждены находиться в одной и той же компании. Старайтесь наблюдать за каждым ребенком регулярно в течение довольно длительного времени. Это поможет вам установить, каким именно образом каждый ребенок реагирует на ту или иную ситуацию. Кроме того, вам станет ясно, какая область жизнедеятельности в детском саду вызывает у него эмоциональный дискомфорт. Такая информация позволит вам помочь каждому ребенку индивидуально, облегчить ему жизнь именно там, где это требуется.
По такому же типу можно составить и схему наблюдений за эмоциональным состоянием группы детского сада. Поскольку вы уже выявите тип реагирования каждого ребенка на травмирующую ситуацию, можно в групповую схему заносить обобщенные оценки положительных и отрицательных эмоций. Это могут быть оценки степени проявлений радости (Р), гнева (Г) и страха (С) (табл. 1).
Таблица 1. Схема наблюдения и оценки эмоциональных состояний группы детей
Фамилия |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Неорганизованная деятельность (свободная игра) | ||||
|
Индивидуальное поведение |
Поведение в общении |
Индивидуальное поведение |
Поведение в общении |
Индивидуальная |
Совместная | |
1. 2. |
Р Г С |
Р Г С |
Р Г С |
Р Г С |
Р Г С |
Р Г С |
Как установить причины эмоционального неблагополучия детей?
На следующем этапе педагогической оценки эмоционального состояния ребенка-дошкольника надо установить причины эмоционального неблагополучия, определить объект или ситуацию, вызвавшую травмирующие переживания.
В рассказах о «неблагополучных», «проблемных» детях воспитатели в большинстве случаев в качестве таких причин называют неблагоприятную
обстановку в семье. Действительно, семья играет значительную роль в развитии ребенка. Однако хочется напомнить, что ребенок находится в детском саду больше половины времени, в которое он активен. В связи с этим воспитателям прежде всего необходимо выявлять причины эмоционального дискомфорта, возникающие у ребенка во время его пребывания в детском саду. Пользуясь предложенными выше схемами наблюдения и фиксации эмоционального состояния ребенка, можно не только оценить это состояние и определить его степень, но и понять причины, вызвавшие те или иные эмоции. Например, вы отмечаете, что в режимный момент в разделе, характеризующем индивидуальное поведение, у ребенка устойчивые внешние проявления страха. В этом случае вы обращаете внимание на те ситуации, которые его вызывают. Может быть, Петя не умеет сам завязывать шнурки и испытывает страх перед возможной неудачей, а у Васи не получается самостоятельно есть? Наблюдая за поведением Кати в процессе общения, вы заметили, что она старается привлечь ваше внимание то новым платьем, то новой прической. Вы были заняты и всего пару раз не обратили на это внимания -- в результате девочка обиделась, стала робкой и замкнутой. Индивидуальная схема поможет вам сориентироваться, когда именно вы совершили промах. Ориентируясь на групповую схему, вы можете определить, в какие моменты и какие ваши воспитательные или образовательные действия вызывают у детей состояние дискомфорта, а какие доставляют им удовольствие. Например, вы видите, что в организованной деятельности у детей в большинстве случаев средние проявления гнева или страха, в совместной игре -- преобладает радость. Значит, вам больше удается просто общаться и играть с детьми. Обратите внимание на ваши действия и стиль общения на занятиях. Более тщательный анализ своей деятельности в этой сфере проводите по индивидуальным схемам, где указаны числа. Таким образом легко восстановить в памяти травмирующее событие для каждого ребенка, установить его повторяемость. Если вы видите, что одна и та же ситуация на занятиях вызывает негативные эмоции у многих детей, вам следует проанализировать и пересмотреть свои действия.