Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Формирование "эгоцентрической и эгоистической индивидуальности" в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме - хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.1. Аффективные дети
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
1.3. Причины появления аффективных детей
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Проведение констатирующего эксперимента
3.2. Формирующий эксперимент.
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении.rtf

— 779.74 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что вы не в состоянии устранить негативные причины, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в семье, информация о ней даст вам возможность помочь ребенку преодолеть многие отрицательные эмоции. Целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Для уточнения своих наблюдений, помимо предложенных выше схем наблюдения, его родителям хорошо задать вопросы, характеризующие сон, аппетит и эмоциональное состояние (настроение) их ребенка.

Как было показано, эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большой степени определяется его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется. Дружеские связи возникают и угасают. Дети ссорятся и мирятся. Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой, предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет, и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения детей в группе следует постоянно, а фиксировать результаты раз в 1--2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым детям, найти путь повышения статуса детей изолированных.

Как изучать взаимоотношения дошкольниов? Можно в течение какого-то определенного времени (например, во время свободной игры или прогулки) отмечать, сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете, и сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов. Задавайте ребенку вопросы о том, с кем он дружит, с кем бы хотел дружить, нравятся ли ему дети в группе, кто не нравится и почему. Нужно  постараться выяснить, хочется ли ребенку вообще посещать детский сад. Необходимо посмотреть, как он будет реагировать на ваши вопросы, фиксируйте интонацию, заминки, нежелание отвечать, несовпадения в ответах. Например, ребенок может среди своих друзей назвать того, кто его другом реально не является. Это говорит о том, что ребенок выдает желаемое за действительное и его, возможно, беспокоит отсутствие дружеского расположения конкретного сверстника. Отсюда недалеко и до появления отрицательных эмоций.

Чтобы получить более непосредственные ответы, облегчить дошкольнику задачу оценки взаимоотношений. Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко предлагают проводить беседу в игровой форме[6,95], используя кукол-марионеток, сказочных персонажей, героев мультфильмов. В такой игре ребенку, использующему роль кого-то из игрушечных  участников  эксперимента, предлагают вообразить своего героя в детском саду. Пусть этот персонаж ответит: с кем бы он хотел сидеть за одним столом? С кем ему приятнее всего играть в саду и дома? Кому бы он дал поиграть свою любимую игрушку? Сопоставьте результаты, полученные в беседе и в игровой ситуации. Есть ли различия? Как вы думаете почему?

Вы уже убедились, что отвечать на прямые вопросы типа «Кто тебе нравится?» ребенку трудно, поэтому предлагаем провести исследование взаимоотношений, используя классический метод социометрии в удобной для дошкольников форме [19,73]. Можно Организовать игру «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три открытки трем детям группы. Подготовьте список детей группы и поставьте против каждой фамилии порядковый номер. Для каждого участника понадобится один конверт. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить детям, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают три открытки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем детям, которые сейчас болеют». Для удобства можно использовать конверты с именами каждого ребенка группы. После того как ребенок сделал выбор, он выходит из группы, чтобы не встречаться с другими детьми до окончания эксперимента. Когда последний ребенок выйдет из группы, быстро посмотрите конверты и нанесите в специально заготовленную таблицу с фамилиями цифры, стоящие на картинках. Например, Аня получила картинки с номерами 11, 8, 5. Вы ставите эти цифры против ее фамилии в таблице, чтобы знать, кто именно симпатизирует этой девочке. (Внимание: если какие-то конверты оказались пустыми, вы отметьте это в своей таблице, но тут же положите в них лишние картинки, чтобы не заставлять детей переживать отрицательные эмоции.) Затем все дети приглашаются в группу. Им предлагается сосчитать, у кого сколько картинок. Тот, кто набрал больше всех, становится победителем. Для детей игра окончена, для вас -- еще нет. Впереди -- обработка материала. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «изолированных», «принятых». Дети, получившие 6--7 «подарков», попадают в «предпочитаемые»; 3--5 -- это «принятые»; 1--2 -- «непринятые»; не получившие ничего -- «изолированные».

Прежде чем делать окончательные выводы, игру с новым набором материалов можно повторить через 2--3 недели. Тогда случайные, сиюминутные антипатии и симпатии можно будет сопоставить с более устойчивыми взаимоотношениями.

Подсчитав, сколько детей находится на каждой выделенной ступеньке («предпочитаемые», «принятые», «непринятые» и «изолированные»), можно сделать вывод об уровне благополучия взаимоотношений в целом, о климате в группе. Хороший климат -- большинство детей попали в «предпочитаемые» и «принятые», удовлетворительный -- количество «предпочитаемых» приблизительно равно количеству «изолированных». Важный показатель благополучия взаимоотношений -- взаимность выборов. Находят ли дети отклик на стремление к общению?

Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?

Итак, вы зафиксировали эмоциональные переживания того или иного ребенка в различных условиях, проанализировали причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие, и выявили присущий ему тип реагирования на травмирующую ситуацию или предмет. Ваша задача на следующем этапе заключается в том, чтобы найти способы  преодоления  негативного эмоционального состояния или, в крайнем случае, компенсации тех неблагоприятных условий, которые его вызвали.

Например, ребенок часто пугается. Лучший выход из положения -- установить причину страха и попытаться снять ее или помочь ребенку посмотреть на пугающую ситуацию с другой точки зрения. Так, в известном мультсериале «Ну погоди!» волк показан не столько страшным, сколько глупым и неуклюжим, заяц с легкостью побеждает его. Такой волк вызывает даже сочувствие, а сами ситуации в мультфильме приводят ребенка к выводу, что волки могут быть не страшные, а смешные.

Вернемся к нашим примерам. Вова, переживая неуспех своей деятельности на занятиях по развитию речи, стал печальным и замкнутым. В этом случае налицо признаки тревожного поведения. Его эмоциональный дискомфорт связан с ожиданием оценки, которую ему даст воспитатель на следующем занятии, предчувствием несправедливости по отношению к себе. Пока не упущен момент, Вову желательно поощрять, положительно подкреплять правильные ответы, подбадривать, выражая уверенность в том, что он справится с заданием. Ни в коем случае не следует обсуждать при всех его неправильные ответы. Очень спокойно надо объяснить ребенку, в чем его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие так ошибаются, ничего страшного в этом нет.

Другой пример. Виталик раздражителен, часто испытывает гнев. В данном случае агрессивные признаки в поведении объясняются его положением в группе. Как повысить его статус? Виталик переживает сложный процесс привыкания к данной группе, к воспитателям, к детскому саду вообще. Отношения с детьми устанавливаются трудно. В таком случае многое зависит от воспитателей. Постарайтесь почаще хвалить и подбадривать его в присутствии других детей. Выясните, чем он интересуется, что у него лучше всего получается. Давайте ему задания, которые он заведомо сможет выполнить хорошо и тем самым выделиться среди окружающих его детей. Во время свободной игры проявите заинтересованность, поиграйте немного с ним сами. Вы увидите, что другие дети это отметят, в дальнейшем захотят включиться в игру сначала совместно с вами, а затем примут в свои игры и его.

В любом случае тактика воспитательных воздействий по преодолению агрессии должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимание, в другом -- включить агрессивные действия в игру, придав им новый смысл. Например, поиграйте в Тома и Джерри. Этот мультсериал любят все дети. Его персонажи пытаются причинить побольше вреда друг другу, а чем это заканчивается -- знают все. Юмористическая форма агрессивных проявлений позволяет придать им социально приемлемый, эмоционально насыщенный смысл. Важно показать ребенку, что, пребывая в гневе или ярости, он может быть смешон. В некоторых случаях необходимо не принимать агрессию и установить запрет на подобные действия. Если в основе агрессивных действий лежит страх, следует установить его причину и добиваться эмоционально положительного разрешения травмирующей ситуации. Часто агрессивное поведение ребенка -- это способ привлечь к себе ваше внимание и внимание других детей. Постарайтесь поощрять любые положительные действия и тем более конструктивные результаты деятельности такого ребенка. Изучите его интересы и склонности, давайте ему задания, привлекательные для него. Попробуйте заинтересовать ребенка заботой о ком-то слабом, требующем зашиты (животном, растении). Помогите ему освоить подчиненные, второстепенные роли.

Что делать, если ребенок импульсивно реагирует на травмирующие ситуации? Хвалите его в тех случаях, когда он сдерживается, пытается взвесить «за» и «против», потерпеть. Почаще обращайтесь к играм, успех которых зависит от терпения (например, известная игра «Замри»). Можно использовать групповые задания, успешность выполнения которых зависит от включенности и сосредоточенности каждого, от способности выполнить вовремя и хорошо свою часть задания. Чтобы довести задуманное до конца, ребенок будет стараться переступать через мелкие недоразумения и обиды ради достижения общей цели. Для этого организуйте небольшую группу детей, каждому дайте конкретное задание, которое должно являться частью основного (его выполнение осуществляется только всей группой). Задание может быть любое: постройка большого дома или замка из кубиков, где каждый строит свою часть и в то же время должен приноровиться к действиям других.

Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью можно предложить ему ответить на следующие вопросы [8,90].

* Что ты любишь больше всего на свете?

* Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

* Расскажи о своем любимом занятии: как ты гуляешь, играешь и пр.

* Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

* Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?

* Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Можно использовать прием, который заключается в завершении предложений. Ребенку предлагаются незаконченные фразы. Пусть ребенок придумает, как их завершить. Чтобы ему было интересно, используйте кукол или игрушечных животных. Попросите ребенка вообразить, что он помогает мишке, который не умеет говорить, или переводит с языка животных вам, взрослому. Скажите ребенку: «Чтобы мишке было легче, я начну предложения, а вы вместе закончите. Только надо это делать быстро, не задумываясь надолго. Попробуем?» Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственный ответ, который, как правило, более информативен. Создайте непринужденную обстановку. Объясните, что правильных и неправильных ответов в этой игре не бывает. Все ответы верны.

1. Когда я вырасту, я буду...

2. Мне скучно, когда...

3. Не люблю, когда...

4. Самое интересное -- это...

5. Мой лучший друг...

6. Мне нравится...

7. Взрослые любят, когда...

8. Летом я люблю...

9. Когда я пойду в школу...

10. Мама сердится, если...

11. Мое самое любимое дело -- это...

12. Мама всегда хвалит за...

13. Как меня ругали, когда...

14. Зимой лучше всего...

15. Папа меня всегда хвалит за...

Список фраз можно видоизменять, дополнять или сокращать. Обратите внимание на то, какие предложения вызвали у вашего испытуемого затруднения, а какие он завершил легко и быстро. Это может дать косвенную иформацию о психологическом климате в семье, наличии противоречий между желаниями ребенка и требованиями родителей.

Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду, можно предложить тестирование, направленное за изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате ваших воспитательных воздействий. Основные аспекты этого развития касаются отношений со взрослыми и сверстниками, также самостоятельности. Заготовьте вариант анкеты (см. правую колонку).

Такую процедуру рекомендуется повторять несколько раз в течение года, так как ваши воспитательные воздействия, изменение социально-психологического климата в семье и детском саду, социального статуса ребенка в группе сверстников могут повлиять в сторону снижения эмоционального неблагополучия у одних детей и увеличения у других.

 

 

 

 

 

Таблица

Р И 0

Р И 0

Утверждения (Р -- редко, И -- иногда, 0 -- обычно

     

 

 

Хорошо себя чувствует со

 

 

взрослыми

 

 

Может пользоваться по

 

 

мощью взрослого

 

 

Может действовать со взрос

 

 

лым сообща

 

 

Успешно действует под

 

 

руководством взрослого

 

 

Хорошо себя чувствует со

 

 

сверстниками

 

 

Хорошо себя чувствует в

 

 

малой группе

 

 

Хорошо себя чувствует в

 

 

большой группе

 

 

Может участвовать в делах,

 

 

инициированных детьми

 

 

Может выбрать себе занятие

 

 

Может позаботиться о себе и

 

 

своем имуществе

 

 

Может выразить чувства

 

 

словами

 

 

Может наблюдать за

 

 

действиями других

 

 

Может реализовать чужие

 

 

идеи и следовать примеру

 

 

Может действовать в

 

 

одиночку

 

 

Может контролировать

 

 

импульсы

 

 

Может соблюдать очередь

 

 

Может уладить разногласия

   

со сверстниками

Информация о работе Опытно - экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении