Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, целью работы является организация работы учителя иностранного языка по созданию языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся.
Задачи:
изучить теоретические аспекты проблемы применения языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся;
выделить некоторые приемы развития навыков рефлексии;
подобрать материалы для языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем

Содержание

Введение…………………………………………………..…………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты развития рефлексивных умений
через использование языкового портфолио
1.1. Понятие рефлексии. Рефлексивные умения. ……………….……... 6
1.2. Понятие портфолио…………………………………………………....9
1.3. Возможности портфолио для формирования рефлексивных умений
…………………………………….………………………………………. 14
Глава 2. Практическое использование языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем
этапе изучения иностранного языка
2.1. Приемы развития рефлексивных умений при создании языкового
портфолио на старшем этапе изучения иностранного языка…………..17
2.2. Обзор дополнительных материалов для языкового портфолио
для формирования рефлексивных умений на старшем этапе
изучения ИЯ……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять  здесь и сейчас, чтобы стало  лучше. В случае ошибки или неудачи  не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед  собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Учащиеся действуют в любых ситуациях  более эффективно, если осознают, что  они умеют делать что-то лучше  других. Мы хорошо знаем, что любой  человек с радостью делает то, что  у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Развитие рефлексии  – процесс последовательный и  для того чтобы повернуть ученика  к рефлексии, понадобится множество  ситуаций, в которых четко будет обозначен собственный смысл применения рефлексии в их личной деятельности. Последующие временные затраты будут пропорционально сокращаться и практически не влиять на количество выполняемой работы.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы, мы сделали вывод, что для формирования образовательной компетенции необходимо развивать навыки рефлексии средствами учебной деятельности. Они в свою очередь должны интегрировать все виды рефлексии, соответствовать возрастным особенностям учащихся и этапам урока, они должны проводиться систематически, служить переходом к внутренней рефлексии, а также развивать способность учащихся решать не только ученические проблемы, но и жизненные, что, собственно говоря, и является перспективными целями компетентностного подхода в образовании. Для того чтобы учащиеся выполняли упражнения с интересом, необходимо использовать  все многообразие упражнений и различные формы работы, что также позволяет учащимся выбрать именно те, которые помогут ему организовать свою деятельность и создадут условия для саморазвития.

Технология, которой  мы пользовались при разработке нашей  рабочей тетради для учащихся, объединяет в себе как компоненты образовательной компетенции, умения учиться, так и рефлексивную сторону  этого процесса, реально позволяет поставить учащегося в условия самостоятельного изучения иностранного языка. Она включает в себя такие компоненты:

- мотивационный компонент и целеполагание;

- конструирование личностного образовательного продукта, то

          есть получение результата деятельности;

- самооценка результата и способа его достижения;

- самоподдержка.

В следующей  части нашей работы  мы делаем попытку наполнить каждый из этих компонентов конкретным содержанием.

 

2.2. Обзор дополнительных материалов для Языкового портфолио         

     для формирования рефлексивных умений на старшем этапе

                                        изучения ИЯ.

 

Представляем  обзор дополнительных материалов для  языкового портфолио:

Мотивационный компонент и целеполагание

  • «Почему я решил изучать английский язык»

Учащимся предлагается написать небольшое сочинение на тему, почему он решил изучать английский язык.

  • А теперь, давай проанализируем и поймем, какие факторы оказывали влияние на изучение тобой английского языка.

Подумай и дай  честные ответы на следующие вопросы.  

  • Почему ты решил изучать английский язык? Связываешь ли ты с ним свои личные цели?

2. Кто оказал влияние на твое решение и на выбор языка?

3. Для чего тебе нужен английский язык?

4. Как ты относишься к английскому языку? Почему он тебе (не) нравится?

5. Как ты относишься к стране изучаемого языка?

6. Как ты думаешь каких качеств тебе не хватает, чтобы овладеть английским языком ?

7. Считаешь ли ты себя способным к иностранному языку и почему?

3) Могу ли я сам изучать английский язык?

Ответь на следующие  вопросы.

  • Что я могу учить дома самостоятельно?
  • Когда я могу заниматься дома?
  • Как я учусь дома эффективнее?
  • Кто мне помогает?
  • Где я лучше всего могу учиться дома?

Конструирование личностного образовательного продукта, то

          есть получение результата деятельности

Определи учебные  техники для написания текста и проверь их эффективность.

Тебе нужно  написать письмо другу и рассказать, как ты провел осенние каникулы.

Подумай сначала, что ты напишешь и что ты будешь делать для составления текста.

А сейчас ответь на вопросы

  • Какие действия я предпринимаю для написания письма?
  • Что можно было сделать, чтобы написать его еще лучше?
  • Как я буду действовать в будущем , чтобы  написать письмо ?

        Самооценка результата и способа его достижения

Могу ли я  понимать иноязычный текст?

Подумай и ответь на вопросы: в чем ты видишь причины  своих проблем или неудач в  аудировании?

Если у тебя свои сугубо индивидуальные причины, то дополни список

                                             Причины

 да

 нет

Я понимаю учителя, партнера по общению, но не могу быстро отреагировать подходящей репликой

   

Я плохо понимаю  тексты из-за высокого темпа речи

   

Я не понимаю  тексты на кассетах без опоры на печатный текст

   

Я не слышу границы  между словами

   

Я не понимаю произношения говорящего

   

Я не понимаю  текст, если в нем есть незнакомые слова

   

ДОПОЛНИ СВОИ ПРИЧИНЫ………..

   

 

Знаешь  ли ты свой учебник?

Чтобы эффективно работать с учебником, необходимо хорошо его знать.

                     Давай проведем небольшой опрос

  • Сколько страниц в учебнике?
  • Сколько тем в учебнике?
  • Если в учебнике словарь?
  • Над какой темой вы сейчас работаете?
  • Какие приложения есть в учебнике?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщив весь теоретический  материал, частично подтвердив в практике гипотезу исследования, мы пришли к выводу, что данная проблема действительно является актуальной в методике преподавания иностранного языка на сегодняшний день в связи с развитием общества.

Исследование  показало, что электронное языковое портфолио является не только перспективной технологией в обучении иностранного языка, но и оптимально при формировании навыков оценки и самооценки у учащихся. В процессе обучения акцент перемещается на учащихся, учитель уже не строит обучение по принципу передать знания учащимся и получить их обратно в виде ответа.

Языковое портфолио  – это современная альтернативная форма оценки и самооценки учебных  достижений учащихся. Основной его  смысл – показать все, на что способен учащийся. При этом основное ударение на то, что  учащийся знает и умеет по данной теме или по ударению с оценки на самооценку. Основная задача языкового портфолио – прослеживание динамики учебного процесса. Для этого каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного процесса.

Не последнее  место в учебном языковом портфолио  занимает рефлексия. При подготовке к практике нами был подобран ряд  диагностических методик по выявлению  уровня рефлексии учащихся, которые  были успешно апробированы. В приложении даются листы по уровню владения языками, которые помогли учащимся адекватно оценить свой уровень владения языком.

Поставленную  нами цель мы  достигли. Таким образом, языковое портфолио помогает органически объединять преподавание, учение и оценивание, а также количественную и качественную оценку способностей учащегося и, кроме того, в языковом портфолио поощряется не только оценка, но и самооценка.

Вместе с  тем, языковое портфолио дает новый  толчок развитию проблемы оценки, а  также показывает возможные направления  становления традиционной системы, и, в конечном счете. Формирует новое понимание самого процесса обучения.

Использование технологии языкового портфолио  соответствует мировым требованиями является надежной основой для разработки различных способов оценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. – 201 с.
  2. Артемов В. Д. Психология обучения иностранным языкам.- М.: «Мысль», 2003. – 345 с.
  3. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ, 2002. - 35-36 с.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку/  Пособие для учителя.- М.: Издательство АРКТИ, 2004.- 211с.
  5. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 149 с.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.-№ 1
  7. Коряковцева Н.Ф. Современные методы организации самостоятельной работы изучающим иностранный язык/ Пособие для учителей. – М.: Издательство АРКТИ, 2002- 156 с.
  8. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / - Минск : «Высшая школа», 2001.-315с.
  9. Никитенко З.Н. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики// ИЯШ.- 2010.-№ 2

10) Новые государственные  стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004

  1. 11) Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,1999. -105 с.
  2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2001. - 239 с.
  3. Степанова Н.А. Обучение иностранному языку в школе и вузе. – С-П: КАРО, 2001.- 245 с.
  4. Титова С.А. Настольная книга методиста.- М.: Красико-Принт, 2006. – 110 с.
  5. Федорова Л.М. Современные теории и методики обучения иностранному языку: учебник/ Федорова Л.М., Рязанова Т.И.- М: Издательство «Экзамен», 2004.- 198 с.
  6. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь. Управление образованием как социальной системой.- Екб: Уральское издательство, 2003. – 125 с.
  7. http://e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/2004/01/41.shtml
  8. http://www.languages-study.com/english-kinder.html
  9. Dooley Jenny, Evans Virginia Grammarway. – Express Publising 1998. – 308 c.
  10.   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации.-М.: 2004
  11. http://filolingvia.com/publ/78-1-0-3660

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност