Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, целью работы является организация работы учителя иностранного языка по созданию языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся.
Задачи:
изучить теоретические аспекты проблемы применения языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся;
выделить некоторые приемы развития навыков рефлексии;
подобрать материалы для языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем

Содержание

Введение…………………………………………………..…………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты развития рефлексивных умений
через использование языкового портфолио
1.1. Понятие рефлексии. Рефлексивные умения. ……………….……... 6
1.2. Понятие портфолио…………………………………………………....9
1.3. Возможности портфолио для формирования рефлексивных умений
…………………………………….………………………………………. 14
Глава 2. Практическое использование языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем
этапе изучения иностранного языка
2.1. Приемы развития рефлексивных умений при создании языкового
портфолио на старшем этапе изучения иностранного языка…………..17
2.2. Обзор дополнительных материалов для языкового портфолио
для формирования рефлексивных умений на старшем этапе
изучения ИЯ……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

 ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

 

Институт социальных и гуманитарных знаний

Переводческий факультет

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»

 

Тема: «Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе    изучения  иностранного языка»

 

Выполнила

Студентка 3 курса ДО

группа 43.8.11-2.4

Лаврова Екатерина Павловна

Научный руководитель:

Д.пед.н., профессор Фахрутдинова

Гузалия Жевдятовна

Дата сдачи «_____»_____________2013г.

 

ОЦЕНКА________________

 

К А З А  Н Ь - 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………..…………….…3

Глава 1. Теоретические  аспекты развития рефлексивных умений

через использование  языкового портфолио

1.1. Понятие рефлексии.  Рефлексивные умения. ……………….……... 6

1.2. Понятие портфолио…………………………………………………....9

1.3. Возможности портфолио для формирования рефлексивных умений

…………………………………….………………………………………. 14

Глава 2. Практическое использование языкового портфолио как

средство  развития рефлексивных умений учащихся на старшем 

этапе изучения иностранного языка

2.1. Приемы развития рефлексивных умений  при создании языкового

портфолио на старшем этапе  изучения иностранного языка…………..17                               

2.2. Обзор дополнительных материалов для языкового портфолио         

 для формирования рефлексивных умений на старшем этапе                                        

изучения ИЯ……………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Идея портфолио  или папки индивидуальных учебных  достижений учащихся становится в нашей  стране в последнее время все  более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Под модернизацией образования понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и, прежде всего, мир труда, экономические и социальные условия.

Сегодня уже  на этапе начального обучения школьников большую роль стали играть  умения, позволяющие быстро научиться тому, что нужно обществу  и будущему работодателю выпускника школы. Новые Федеральные Стандарты (ФГОС), определившие современную идеологию образования, его компетентностный подход, предполагают три группы  образовательных результатов: личностные, метапредметные предметные.           Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную   в корне меняет и систему оценки достижений ученика: предметные результаты фиксируются  в классном журнале, качественная оценка личностных и метапредметных компетентностей  - в портфолио.

С развитием  новых интерактивных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио – папки, но и электронного портфолио. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе. Электронный портфолио может служить способом демонстрации, развития и оценки индивидуальных компетентностей. Технология  портфолио активно используется в европейских и американских вузах как способ фиксации академических и социальных достижений студентов, выстраивания карьеры, развития компетенций. Портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута. Оно является востребованной педагогической технологией и инструментом мониторинга образовательных достижений.

Обзор современной  зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собирания работ. Идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы. Использование языкового портфолио как средства рефлексивных умений иностранного языка обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучения ИЯ» на понятие «изучение ИЯ и культуры», то есть непосредственно на самостоятельную учебную деятельность учащегося. При этом языковое портфолио рассматривается как своеобразное «зеркало » этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются основные аспекты его учебной деятельности по овладению ИЯ и, таким образом, создаются условия для формирования учебной компетенции и развития способности учащегося в процессе овладения ИЯ.   Внедрение данной формы выявляет противоречие между необходимостью развития рефлексивных умений учащихся с помощью языкового портфолио и недооценкой его применения в процессе изучения иностранного языка.

Таким образом, возникает проблема - как должна быть построена работа с языковым портфолио с целью развития рефлексивных умений.

Объектом данного проекта является процесс развития рефлексивных умений на старшем этапе изучения иностранного языка, а предметом – языковое портфолио как средство развития рефлексивных умений  учащихся на старшем этапе изучения иностранного языка.

Следовательно, целью работы является организация работы учителя иностранного языка по созданию языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся.

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты проблемы применения языкового           портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся;
  • выделить некоторые приемы развития навыков рефлексии;
  • подобрать материалы для языкового портфолио как

средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем 

этапе изучения иностранного языка.

Постановка  цели и задачи позволила нам выдвинуть гипотезу: если  языковое портфолио будет содержать дополнительные материалы, способствующие формированию навыков рефлексивных умений (анкеты, опросники, тесты, листы самооценки и т.п.), то он может стать средством формирования рефлексивных умений у школьников.

Методологической  базой  нашего  исследования  послужили труды  Гальсковой Н.Д., Сафоновой В.В., Солововой Е.Н.,  Паниной Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

РЕФЛЕКСИВНЫХ  УМЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОГО ПОРТФОЛИО

 

1.1. Понятие рефлексии. Рефлексивные умения

Слово рефлексия  происходит от латинского reflexio - обращение  назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма  теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

По мнению Вульфова Б.З., рефлексия как необходимая  составляющая умения учиться может  быть сформирована средствами учебной  деятельности. Но как показывают исследования журнала «Эйдос», сейчас лишь наполовину удается средствами учебной деятельности развить рефлексивную самостоятельность школьников, их способность рефлексировать по собственной инициативе, без побуждения взрослого, быть индивидуальным субъектом рефлексии.[11, с.56,]

Сам факт недостатка рефлексивного развития школьников, заставляет авторов и реализаторов учебной деятельности заново решать вопрос о возрастных возможностях детей, искать те нереализованные условия  развития рефлексивной самостоятельности, без которых задача формирования у школьника умения учиться останется нерешенной.[9, с.78]              

Поэтому проблема развития рефлексии является одной  из ключевых в образовании. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию механизмов наилучшего освоения предметов.

С помощью рефлексии может определяться наличие успеха в изучении иностранного языка у учащихся или его отсутствие. Но наблюдения показывают, что в практике обучения рефлексия учащихся обычно заменяется мониторингом учителя, который проводится порой очень бездумно. При этом тестирование ЗУН (чаще проверка просто знаний некоторых языковых лексико-грамматических навыков) не удовлетворяет ни самого учителя, ни ученика. Отсутствие рефлексии в практике обучения ИЯ в средней школе, часто приводит к дезориентации ученика и его родителей.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими с собственными.

Чтобы рефлексия  обеспечивала развитие личности, различают  её виды:

- Формальная рефлексия  отражает зависимость действия от частных и единичных условий его выполнения. Она направлена на рассмотрение оснований своих действий с целью вскрытия, каким образом выполняется некоторое действие, что нужно конкретно сделать, чтобы его выполнить.

- Содержательная рефлексия отражает зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения. Она направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причиной успешного его выполнения в различных условиях.

- Индивидуальная рефлексия предполагает самоанализ урока, событий дня.

- Интеллектуальная рефлексия  даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка). 

- Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце.

- Рефлексия деятельности – осмыслить  способы  и приемы работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, в конце урока, чтобы  оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

-Рефлексия содержания – выявить уровень осознания содержания пройденного.

Главной целью  управления в учебной деятельности будет перевод школьника из позиции  обучаемого в позицию активного  субъекта, то есть обучающего самого себя. Основой управления становится учебная деятельность. Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности:

- деятельность ученика,

- затруднения в процессе её выполнения,

- выявление причин затруднения,

- определение пути выхода из затруднения.

Таким образом, необходимость развития рефлексивных умений школьников очевидна, однако  затруднения вызывают средства организации этого процесса. С нашей точки зрения,  языковое портфолио – оптимальное средство решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2.   Понятие портфолио

 

Портфолио - рабочая  файловая папка, содержащая многообразную  информацию, которая документирует  приобретенный опыт и достижения учащихся. Конечная цель учебного портфолио  заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл – «показать все, на что ты способен».[16-с.11]

Важная цель портфолио – представить отчет  по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически применять приобретенные знания и умения. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования , может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин «портфолио» применяется до сих пор среди художников и фотографов.

Информация о работе Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност