Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, целью работы является организация работы учителя иностранного языка по созданию языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся.
Задачи:
изучить теоретические аспекты проблемы применения языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся;
выделить некоторые приемы развития навыков рефлексии;
подобрать материалы для языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем

Содержание

Введение…………………………………………………..…………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты развития рефлексивных умений
через использование языкового портфолио
1.1. Понятие рефлексии. Рефлексивные умения. ……………….……... 6
1.2. Понятие портфолио…………………………………………………....9
1.3. Возможности портфолио для формирования рефлексивных умений
…………………………………….………………………………………. 14
Глава 2. Практическое использование языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем
этапе изучения иностранного языка
2.1. Приемы развития рефлексивных умений при создании языкового
портфолио на старшем этапе изучения иностранного языка…………..17
2.2. Обзор дополнительных материалов для языкового портфолио
для формирования рефлексивных умений на старшем этапе
изучения ИЯ……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Тема «портфолио» связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый  тип портфолио- это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки медали, и т.п.  ).   

Второй  тип- рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д.- в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).

Третий  тип портфолио- проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.

Четвертый тип портфолио- тематический, создаваемый в процессе изучения какой- либо большой темы, раздела, учебного курса. В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика. В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе. Речь идет о документации работ школьника в рамках определенного курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место

Широкое распространение  в Европе получила так называемое языковое портфолио - проект, разрабатываемый под эгидой  Совета Европы.[8, с.14] вырабатываются критерии оценки.

Европейский языковой портфель - это средство содействия многоязычию и пониманию многообразия культур; это собственность осваивающего язык; он оценивает языковую и межкультурную компетенцию и опыт осваивающего язык, полученный как в формальном, так и в неформальном образовании; это средство для развития самостоятельности, или автономии, осваивающего язык.

В Европейском  языковом портфеле дается информация об уровне владения его владельца  различными языками, в том числе  и вторым языком, по признанной во всей Европе единой шестиуровневой шкале. Эту  информацию может использовать потенциальный работодатель в любом государстве Европы при выборе для себя новых работников или университеты европейских государств при приеме новых студентов.

Языковой портфолио  состоит из трех частей: языкового  паспорта, биографии и досье. Эти  части в любом Европейском языковом портфолио должны быть обязательно.

Языковой  паспорт – это документ, который дает информацию об уровне владения языком его владельца. В каждом паспорте должна быть общая таблица самооценки владения языком, которая имеет стандартную форму, общую для всех европейских языковых портфолио. Руководствуясь этой шкалой, владелец европейского языкового портфолио закрашивает определенные окошечки, указывая тем самым уровень отдельных языковых умений (слушания, чтения, говорения, письма).

 Разделы  паспорта:

- Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои           ближайшие родственники;

- где я учился /училась;

- языки, которые я изучал (-ю) в школе;

- пребывание за границей;

- проекты;

- таблицы для самооценки (по Общеевропейской концепции владения иностранным языком);

- А1-Выживание;

- А2-Допороговый;

- В1-Пороговй;

- В2-Пороговый продвинутый;

- С1-Высокий;

-С2-Владение в совершенстве

Биография  отражает процесс освоения языков. Здесь указывается, какова языковая среда, т.е. какой язык используется в семье, на каком языке говорит отец, мать. В биографии отмечается в какой школе или на каких курсах и как долго осваивался конкретный иностранный язык. Сюда также записывают информацию о том, как осваиваемый язык использовался в различных жизненных ситуациях, например, в поездках за границу, в учебных программах по обмену, в переписке с друзьями.

Досье – третья часть языкового портфеля, в которую помещаются копии различных официальных документов, связанных с владением иностранным языком (сертификатов, удостоверений, дипломов и др.), а также отдельные выдающиеся творческие работы владельца портфеля, такие рефераты, сочинения, эссе и др. Досье документально и практически удостоверяет уровень владения иностранным языком владельца ЕЯП.

Работа с  языковым портфолио носит систематический характер:

1. учащиеся заполняют или корректируют  паспорт в начале учебного года,

2.учащиеся вкладывают образцы своих работ и проектов (для мониторинга выполнения учебных заданий),

3.учащиеся фиксируют результаты выполнения тестов текущего, промежуточного и итогового контроля, с тем чтобы отследить положительную или отрицательную динамику обучения.

4. Учитель систематически просматривает языковые портфолио учащихся с целью проверки выполненных заданий, корректировки своей педагогической деятельности.

Внедрение языкового  портфолио в практику преподавания иностранных языков в России существенно  повлияет на повышение качества изучения неродных языков. Его использование  самым естественным образом ставит ученика, его межкультурный и  коммуникативный опыт во главу всего образовательного процесса.

Языковое портфолио, являясь инструментом объективной  оценки учащегося, обеспечивает его  личностное развитие, как субъекта образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Возможности портфолио для формирования    

                   рефлексивных умений

 

Процессы межкультурной  интеграции на национальном и международном  уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России.

Переход на личностно- ориентированную парадигму образования  и воспитания, в центре внимания которой находится конкретный ученик, свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, дал импульс разработке новых подходов к системе оценивания качества образования.

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга  качества образования в последние  годы становится языковое портфолио, которое  получает все большее распространение  в системе языкового образования  от раннего обучения до высшей школы.[13, с.124]

В условиях введения профильного обучения идея языкового  портфолио особенно актуальна, так  как данный документ оказывается  незаменимым помощником для тех, кто решил связать свою профессиональную деятельность с иностранными языками. Не случайно ведущие авторские коллективы, осознав его важность и необходимость, включили в свои УМК раздел «Языковой портфель».

Актуальность  языкового портфолио обусловлена  ещё и тем, что предлагаемая в  нём шестиуровневая система владения языком, полностью соответствует общеевропейским стандартам, является надежной основой для разработки единых требований к сертификации языковой подготовки учащихся. Последнее вместе с образовательными стандартами создает предпосылки для развития в стране единого образовательного пространства и для создания необходимых условий удовлетворения образовательных потребностей школьников и студентов в контексте языковой политики.

Языковое портфолио  определяется как пакет рабочих  материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком (иностранными языками). Такой набор материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.

В языковое портфолио  включаются, как правило, образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненные в течение определенного периода,   материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности определенных умений в различных видах иноязычной речевой деятельности. По результату выполнения определенных учебных заданий осуществляется обратная связь и на основании оценки результата проводится необходимая коррекция самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

Языковое портфолио как инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством опросников, контрольных листов самооценки и др. позволяет осуществлять мониторинг развития и совершенствования коммуникативных умений в различных формах иноязычного речевого общения, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком, как  в целом, так и компетенции в отдельных видах иноязычной речевой деятельности. Наряду с этим, направленность языкового портфолио на рефлексивную самооценку, обобщение и фиксацию учащимся своего опыта иноязычного речевого общения создает условия для обобщения пройденного материала, определенного объема тренировочной работы и речевой практики в области изучаемого языка и межкультурного общения.

В  практике преподавания иностранных языков в  нашей школе эффективно используется многоцелевой языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком, а также  как инструмент демонстрации учебного продукта.

Работа с  языковым портфолио способствует формированию такого важного показателя продуктивной учебной деятельности, как   накопление эффективного опыта использования и овладения ИЯ и перенос его в новые ситуации. Языковое портфолио предполагает долговременную работу с этим учебным средством, которая может и должна перейти в привычку постоянно фиксировать свой речевой и учебный опыт в области изучения языка и культуры, рефлексировать и оценивать его, внося необходимую коррекцию. Другими словами, технология языкового портфолио, основанная на развитии способности к рефлексивной самооценке, создает в процессе самостоятельной работы учащегося над изучаемым языком реальную ситуацию развития и тем самым- условия для продуктивной учебной деятельности учащегося. Подчеркнем, что технология «Языкового портфолио» обеспечивает способность и готовность учащегося к самостоятельному/  автономному изучению языка и культуры на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Практическое использование языкового портфолио как

средство  развития рефлексивных умений учащихся на старшем 

этапе изучения иностранного языка.

 

2.1. Приемы развития рефлексивных умений у учащихся 8 класса при создании языкового портфолио.

 

Современная педагогика ориентирована не на прямое воздействие преподавателя на пассивный и послушный объект — ученика, а на раскрытие внутренних потенциалов последнего. Как отмечает Б.З. Вульфов, человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность.

Таким образом, в ходе учебной деятельности должны создаваться условия, которые позволяли  бы ученику во время занятий действовать  активно и продуктивно, поддерживая  его мотивацию и направленность на творческую самореализацию, помогало им обнаружить, сформулировать цель и смысл своего самопознания и собственного развития, то есть условия, где развиваются навыки рефлексии.[6, с.59]

С помощью рефлексии  осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения:

- практической (что сделано? что является главным результатом?),

- технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) .

- мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).[7, с.39]

Образование сделало ещё  один шаг в сторону понимания  того, что основные перемены должны происходить не вне, а внутри ученика. Зимняя И. А., описывает возможные приёмы педагогической техники с учётом индивидуализированного подхода, останавливаясь на методике организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Она называет резервы урока:

-организационные приёмы,

-способы снятия усталости,

-организация рефлексии на различных этапах урока (выделено нами),

-разнообразные приёмы объяснения нового материала,

-нетрадиционные формы проведения урока немецкого языка,

-использование памяток по развитию различных видов речевой деятельности,

-приёмы запоминания, развития памяти, привлечения внимания.[10,с.134]

Описанные приёмы и упражнения, обеспечивают лингвострановедческую компетенцию, активизируют речевую и поисковую деятельность учащихся, способствуют качественному овладению иностранным языком, но особо важным моментом является обязательная рефлексия в начале и в конце урока. Путем рефлексии можно добиться: повышения мотивации обучения, умения учащихся анализировать свою деятельность, выражать личную позицию.

Информация о работе Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност