Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:39, аттестационная работа
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности…………………………………………………
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди самых интересных и загадочных
явлений природы детская
Наблюдения, свидетельствующие о
том, что умственные возможности
людей неравны, старо, как мир. Это
не было секретом ни для науки, ни для
обыденного сознания, аккумулирующего,
по меткому выражению Гегеля, не
только научные теории, но и все
предрассудки своего времени. И выдающиеся
люди древности, и их менее осведомленные
в науках современники хорошо понимали,
сколь существенна разница
Поэтому раннее выявление, обучение
и воспитание одаренных и талантливых
детей составляет одну их главных
проблем совершенствования
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Для развития своих талантов одаренные
дети должны свободно распоряжаться
временем и пространством, обучаться
по расширенному учебному плану и
чувствовать индивидуальную заботу
и внимание со стороны своего учителя.
Широкие временные рамки
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления
1.1 Понятие и определение одаренности у детей
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления
ребенка, продуцирование им новых ходов
мысли также могут быть отнесены
к предвестникам одаренности, но
это еще не факт, что они получат
дальнейшее развитие. При этом ранние
проявления одаренности еще не предопределяют
будущих возможностей человека: чрезвычайно
трудно предвидеть ход дальнейшего
становления одаренной
Предметом острых дискуссий
остается вопрос о природе и предпосылках
одаренности. Современные исследования
в этой области направлены на то,
чтобы с помощью
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к
одаренным детям привлекает их большой
словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями,
а также умение ставить вопросы.
Многие одаренные дети с удовольствием
читают словари и энциклопедии, придумывают
слова, должные, по их мнению, выражать
их собственные понятия и
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
1.2 Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности
поддерживается и развивается в
специальных школах, кружках, студиях.
Он подразумевает высокие
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются
споры о самой необходимости
выделения этого вида одаренности.
Суть разногласий состоит в
Вместе с тем исследования
показывают, что дети с творческой
направленностью нередко
Социальная одаренность.
Это исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные
взаимоотношения с другими
Существует множество
определений лидерской
Перечисленные виды одаренности
проявляются по-разному и
1.3 Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном
психическом развитии одаренных
детей неоднократно подвергалось пересмотру
на протяжении всей истории психолого-