Организация работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:39, аттестационная работа

Краткое описание

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

САМООБРАЗОВАНИЕ психолог.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Занятия при работе с одарёнными детьми

  младшего школьного возраста

 

Цель: способствовать развитию творческого потенциала одарённой личности.

Задачи:

      • создать условия для удовлетворения познавательной потребности, развивать умения мыслить творчески оригинально;
      • развивать умения решать задачи дивергентного типа, логическое мышление;
      • развивать воображение, внимание;
      • способствовать формированию адекватной оценочной деятельности, самостоятельности.

Форма работы: групповая

 

Содержание

Игра  «Фантик для конфеты»

Цель: развивать творческие способности, воображение.

Ход игры. Представьте, что вы — художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача — придумывать и рисовать обёртки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ — нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются:

  • «Молочные»;
  • «Ореховые»;
  • «Ягодные»;
  • «Фруктовые»;
  • «Медовые».

 

Игра  «Герб деревни»

Цель: развивать творческие способности, воображение.

Ход игры. Раньше у каждого города был свой герб. Представьте, что решили возродить эту традицию. Причём сделать так, чтобы свой герб был не только у каждого города, но и у каждой деревни. Попробуйте нарисовать герб для деревни, которая называется...

  • Сыроежкино;
  • Барабашкино;
  • Ватрушкино;
  • Муркино;
  • Одуванчиково

Игра  «Циферблат»

Цель: развивать логическое мышление, умение мыслить творчески, оригинально.

Ход игры. Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-либо рисунок. Например, на часах, которые называются «Командирские» и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Если есть часы для военных, то, вероятно, могли бы быть и часы для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:

  • «Водительские»;
  • «Милицейские»;
  • Докторские»;
  • «Композиторские»;
  • «Учительские».

 

Игра  «Праздничная открытка»

Цель: формировать способность выделять существенные признаки предметов, развивать воображение, творческий подход.

Ход игры. К празднику люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней ёлки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено и одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в...

  • День сладкоежки;
  • День чистюли;
  • День хохотушки;
  • День модниц;
  • День фантазёров и выдумщиков.

 

Игра  «Недописанное четверостишье»

Цель: развивать творческое мышление.

Ход игры. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткое стихотворение про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения и он не смог закончить и одно четверостишья. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумаете последние две строчки в следующих четверостишиях:

  • Винни Пух казал однажды: «Больше мёд не буду есть...»
  • Леопольд глядел в окошко и мечтал иметь друзей...
  • Как-то Гена с Чебурашкой отдыхать на речку шли...
  • Волк на Зайца очень злится; говорит: «Ну, погоди!»...
  • Карлсон в гости к Малышу прилетел под вечер...

 

Игра  «Новое применение» 

Цель: развивать дивергентный тип мышления.

Ход игры. Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым предметам как...

  • Носовой платок;
  • Столовая ложка;
  • Бельевая прищепка;
  • Швейная игла;
  • Зубная щётка.

 

Игра  «Незаконченный рисунок»

Цель: развивать воображение, творчество.

Ход игры. Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провёл фломастером на листе первую линию... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершить его работу. Дорисуйте картину. Если известно, что первая линия, которую провёл художник — это...

  • Два параллельных отрезка;
  • Волнистая линия;
  • Линия-полукруг;
  • Зигзагообразная линия;
  • Два отрезка, образующие острый угол.

 

Игра  «Помоги коту поймать мышь» 

Цель: учить решать противоречия.

Ход игры. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.

Варианты:

Кот может обсыпать пол  мукой. В этом случае на муке будут  оставаться следы, а сама мышь постепенно испачкается и будет видна.

Кот может скормить мыши приманку с твёрдыми компонентами (косточками, витаминными шариками и т. п.). Они  будут видны в желудке.

Кот может распылять мел. Мел, попавший на мышь, выдаст её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Занятие с элементами тренинга «Достичь успеха!»

 

Цель: повышение уверенности в себе, обучение приемам снятия эмоционального напряжения,  способы преодоления страхов.

  1. Приветствие «Имя».

Каждый участник говорит  свое имя, и называет качество на первую букву имени (качество связывает  с олимпиадой).

  1. Групповые правила.
    • то, что происходит в группе не должно негативно влиять на взаимоотношения;
    • нельзя унижать и оскорблять других;
    • нельзя употреблять нецензурные выражения;
    • обращаться только по имени;
    • говорить по одному, при желании высказаться поднять руку;
    • указания ведущего не обсуждаются.
  1. Упражнение «Дождь».

Цель: снятие психофизического напряжения.

    • Потирание ладоней (шум ветра);
    • Щелчок пальцами (капли дождя);
    • Топот ногами, медленно (идет дождь);
    • Топот ногами, быстро (дождь сильнее);
    • Хлопки руками по ногам (ливень); Все повторяется в обратном порядке, по кругу.
  1. Мозговой штурм «Отношение к олимпиаде, как преодолеть тревогу, страх?».
  1. Упражнение «Зато я».

Цель: активизировать позитивное самовосприятие.

По кругу продолжить фразы, которые написаны на листах.

  1. Разминка «Внимание».

Участники двигаются хаотично. Затем по команде ведущего дотронутся до какого-либо предмета, цвета.

  1. Притча «Мудрец и бабочка».

     Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И тогда он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго думал он и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрашу его: «Скажи, что у меня в руках?»

   Он, конечно же, великий  мудрец, поэтому он догадается  и скажет: «У тебя в руках  бабочка».

   Тогда я спрошу  у него: «А какая это бабочка,  живая или мертвая?» И если  он скажет, что бабочка живая,  тогда я легонько надавлю своими  ладонями так, что когда я  их раскрою, то все увидят, что  она мертвая.

   А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда  я отпущу ее, и она полетит.

   И тогда все  увидят, что он не прав».

   Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу  и спросил его:

- Скажи, что у меня  в руках?

   Мудрец посмотрел  и сказал:

- У тебя в руках бабочка.

  Тогда он спросил  мудреца:

- Скажи, живая она или  мертвая?

   Мудрец посмотрел  ему в глаза, подумал и сказал:

- ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!

  1. Рефлексия занятия.
  2. Завершение работы «Аплодисменты».

Все аплодируют за хорошо проделанную  работу, по кругу.

 


 

 


Информация о работе Организация работы с одаренными детьми