Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:39, аттестационная работа
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Занятия при работе с одарёнными детьми
младшего школьного возраста
Цель: способствовать развитию творческого потенциала одарённой личности.
Задачи:
Форма работы: групповая
Содержание
Игра «Фантик для конфеты»
Цель: развивать творческие способности, воображение.
Ход игры. Представьте, что вы — художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача — придумывать и рисовать обёртки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ — нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются:
Игра «Герб деревни»
Цель: развивать творческие способности, воображение.
Ход игры. Раньше у каждого города был свой герб. Представьте, что решили возродить эту традицию. Причём сделать так, чтобы свой герб был не только у каждого города, но и у каждой деревни. Попробуйте нарисовать герб для деревни, которая называется...
Игра «Циферблат»
Цель: развивать логическое мышление, умение мыслить творчески, оригинально.
Ход игры. Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-либо рисунок. Например, на часах, которые называются «Командирские» и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Если есть часы для военных, то, вероятно, могли бы быть и часы для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:
Игра «Праздничная открытка»
Цель: формировать способность выделять существенные признаки предметов, развивать воображение, творческий подход.
Ход игры. К празднику люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней ёлки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено и одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в...
Игра «Недописанное четверостишье»
Цель: развивать творческое мышление.
Ход игры. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткое стихотворение про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения и он не смог закончить и одно четверостишья. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумаете последние две строчки в следующих четверостишиях:
Игра «Новое применение»
Цель: развивать дивергентный тип мышления.
Ход игры. Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым предметам как...
Игра «Незаконченный рисунок»
Цель: развивать воображение, творчество.
Ход игры. Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провёл фломастером на листе первую линию... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершить его работу. Дорисуйте картину. Если известно, что первая линия, которую провёл художник — это...
Игра «Помоги коту поймать мышь»
Цель: учить решать противоречия.
Ход игры. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.
Варианты:
Кот может обсыпать пол мукой. В этом случае на муке будут оставаться следы, а сама мышь постепенно испачкается и будет видна.
Кот может скормить мыши приманку с твёрдыми компонентами (косточками, витаминными шариками и т. п.). Они будут видны в желудке.
Кот может распылять мел. Мел, попавший на мышь, выдаст её.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Занятие с элементами тренинга «Достичь успеха!»
Цель: повышение уверенности в себе, обучение приемам снятия эмоционального напряжения, способы преодоления страхов.
Каждый участник говорит свое имя, и называет качество на первую букву имени (качество связывает с олимпиадой).
Цель: снятие психофизического напряжения.
Цель: активизировать позитивное самовосприятие.
По кругу продолжить фразы, которые написаны на листах.
Участники двигаются хаотично. Затем по команде ведущего дотронутся до какого-либо предмета, цвета.
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И тогда он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго думал он и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрашу его: «Скажи, что у меня в руках?»
Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка».
Тогда я спрошу
у него: «А какая это бабочка,
живая или мертвая?» И если
он скажет, что бабочка живая,
тогда я легонько надавлю
А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит.
И тогда все увидят, что он не прав».
Так он и сделал.
Взял бабочку, подошел к
- Скажи, что у меня в руках?
Мудрец посмотрел и сказал:
- У тебя в руках бабочка.
Тогда он спросил мудреца:
- Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!
Все аплодируют за хорошо проделанную работу, по кругу.