Организация работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:39, аттестационная работа

Краткое описание

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

САМООБРАЗОВАНИЕ психолог.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)

Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основных связанных с диссинхронией  аспекта:

1) интернальный, т.е. связанный  с гетерогенностью (неоднородностью)  темпов развития различных психических  процессов (интеллектуально-психомоторная  или интеллектуально-аффективная  диссинхрония), а также с неравномерностью  в развитии отдельного психического  процесса (например, в интеллектуальном  развитии часто наблюдается диссинхрония  между процессом овладения языковыми  средствами и способностью к рассуждению);

2) экстернальный - отражающий  особенности взаимодействия одаренного  ребенка либо подростка с его  социальным окружением (учителями,  родителями и родственниками, другими  детьми). Предполагается, что диссинхрония  может выступать в качестве  причины неадаптивного поведения одаренного ребенка или подростка в его взаимоотношениях со средой. Особенности обучения могут, как усиливать, так и ослаблять диссинхронию.

Распространенный вид  диссинхронии связан с различием  темпов развития интеллектуальных и  коммуникативных процессов. Известно, что высокий уровень интеллектуального  развития не только не гарантирует  ребенку (да и взрослому!) успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а  именно в этом и проявляется феномен  интеллектуально-социальной диссинхронии.  

Хотя одаренные дети и  подростки с трудностями в  общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством интернета, следует отдавать себе отчет, что при этом процессы общения   претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения. Во-первых, меняется содержание ряда коммуникативных целей и исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных (перцепция: восприятие; непосредственное отражение объективной действительности органами чувств), эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции. Во-вторых, преобразуются способы практической реализации коммуникативных целей.

Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных  процессов – последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной  сфере широко признается, она активно  диагностируется: преподаватели и  тренеры осуществляют на ее основе отбор перспективных детей и  подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и  т.д. Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность  в психомоторной сфере нередко  сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или  взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате сравнительно многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера.

Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной  диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми, проявляющими одаренность в интеллектуальной сфере. По мнению ряда исследователей, это связано с различиями в  скорости протекания интеллектуальных и психомоторных процессов у  таких детей. Будучи недостаточно сформированной, письменная речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными  описками и пропусками значимых элементов  сообщения.

Одаренные дети находятся  в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны  ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка  процесс развития рассматривается  как аномальная неприспособленность  к жизни в обществе. У таких  детей возникают трудности в  нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх  сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят  казаться такими, как все. Учителя  очень часто не распознают одаренных  учащихся и отрицательно оценивают  их способности и достижения. Сложность  положения усугубляется тем, что  сами дети осознают свою непохожесть.

Социальная изоляция —  это не следствие эмоциональных  нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок  при отсутствии группы, с которой  он мог бы общаться.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

2.1 Диагностическая работа

 

Диагностическая работа не является для педагога-психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендации по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п.

Главное назначение диагностики  в практической деятельности психолога  заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается  с коррекционной и развивающей  и в ней можно выделить несколько  этапов:

1. изучение запросов;

2. формулировка психологической  проблемы;

3. выдвижение гипотез  о возможных причинах наблюдаемого  феномена;

4. выбор методов диагностики; 

5. применение отобранных  методов; 

6. формулировка диагноза, которая должна содержать и  прогноз дальнейшего развития;

7. разработка рекомендаций  и программы психокоррекционной  и развивающей программы; 

8. реализация этой программы; 

9. контроль за её осуществлением.

Диагностическая задача зачастую возникает перед психологом в  тех случаях, когда поступает  запрос от учителей, родителей или  самих учащихся. Учащиеся обращаются к психологу в плане помощи в овладении некоторыми приёмами и навыками развития памяти, внимательности, взаимоотношений со сверстниками и  родителями или при разрешении личных проблем. Старшие школьники часто интересуются проблемами развития определённых личностных качеств, навыков самовоспитания, выбора профессии.

Для разрешения ряда проблем  бывает достаточно беседы или методов  наблюдения. В более сложных случаях  и при массовых обследованиях  лучше применять экспресс - методики или методики, в основе которых  лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов - учителей, родителей, администрации.

При коррекционной и развивающей  работе необходимо знать индивидуально - психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и  состояния клиентов.

 

2.2 Способы выявления  одаренных детей

 

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный  с анализом развития конкретного  ребенка. Эффективная идентификация  одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный  поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Необходимо предельно  снизить вероятность ошибки, которую  можно допустить в оценке одаренности  ребенка, как по положительному, так  и по отрицательному критерию высокие  значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством  ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации  результатов тестирования. Так, высокие  показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего  лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Проблема выявления одаренных  детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на данный момент времени - значит искусственно вмешаться  в его судьбу, заранее предопределяя  его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в  неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская  одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный  ребенок. Для выявления одаренных детей можно сформулировать следующие принципы:

1. комплексный характер  оценивания разных сторон поведения  и деятельности ребенка, что  позволит использовать различные  источники информации и охватить  как можно более широкий спектр  его способностей;

2. длительность идентификации  (развернутое во времени наблюдение  за поведением данного ребенка  в разных ситуациях);

3. анализ поведения ребенка  в тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам  (включение в специально организованные  предметно-игровые занятия, вовлечение  в различные формы соответствующей  предметной деятельности и т.д.);

4. использование тренинговых  методов, в рамках которых можно  организовывать определенные развивающие  влияния, снимать типичные для  данного ребенка психологические  "преграды" и т.п.;

5. подключение к оценке  одаренного ребенка экспертов:  специалистов высшей квалификации  в соответствующей предметной  области деятельности (математиков,  филологов, шахматистов, инженеров  и др.). При этом следует иметь  в виду возможный консерватизм  мнения эксперта, особенно при  оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

6. оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития (частности,  на основе организации определенной  образовательной среды с выстраиванием  для данного ребенка индивидуальной  траектории обучения);

7. преимущественная опора  на экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов  деятельности, наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что  имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности  весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. При выявлении  одаренных детей мною используется комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);

- специальные психодиагностические тренинги;

- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;

- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Мною в ГУО «СОШ № 13 г. Слуцка» было проведено психодиагностическое исследование для изучения остроты и точности внимания, ясности мышления (уровня интеллектуальных возможностей) одаренных учащихся старших классов (30 человек), с помощью прогрессивных матриц Равена. На данном этапе было выявлено 15 учащихся – высокий уровень интеллекта, что соответствует 50%, 10 учащихся – хороший уровень интеллекта,  что соответствует 33%, 1 учащийся – интеллект выше среднего, что соответствует 3%, 2 учащихся – средний уровень интеллекта, что соответствует 7%, 1 учащийся – интеллект ниже среднего, что соответствует 3%, 1 учащийся – слабый уровень интеллекта, что соответствует 3%.

Эти данные графически отображены на диаграмме.

На основании полученных данных, можно сделать вывод о  том, что не все одаренные учащиеся обладают высоким уровнем интеллекта.

Однако и комплексный  подход к выявлению одаренности  не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть "пропущен" одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который не подтвердит этой оценки в своей последующей  деятельности (случаи рассогласования  диагноза и прогноза).

Специальную область составляют экспериментально-психологические  исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

Информация о работе Организация работы с одаренными детьми