Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего……………………………..7
1.1 Принципы служебного поведения государственных служащих…………..7
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими………………………………………………...........11
Глава 2. Проблемы ответственности должностных лиц……………………..14
2.1 Понятие и виды ответственности, применяемой к государственным служащим...............................................................................................................14
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...21
Глава 3.Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими…………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...31
Список Литературы…………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

При поступлении на государственную гражданскую службу оценивается уровень профессионального образования кандидата, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Практический опыт работы по специальности, владение общими принципами документооборота, использование в работе компьютерных информационных технологий. Аналитический склад ума, умение работать в сжатых временных рамках, обучаемость, достаточный уровень способности к адаптации, стрессоустойчивость.

Ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу:

- признание гражданского  служащего недееспособным или  ограниченно дееспособным решением  суда, вступившим в законную силу;

- осуждение гражданского  служащего к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей по должности государственной  службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  в установленном федеральным  законом порядке судимости;

- отказ от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

- наличие заболевания, препятствующего  поступлению на гражданскую службу  или ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

- наличие близкого родства  или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с  гражданским служащим, если замещение  должности гражданской службы  связано с непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

- выход из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

- представление подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  гражданскую службу;

- непредставление установленных  настоящим Федеральным законом  сведений или представления заведомо  ложных сведений о доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного  характера.

 Основной формой соглашения  между гражданином и представителем  нанимателя (руководителем государственного  органа либо его представителем) является служебный контракт. Примерная  форма служебного контракта утверждена  Указом Президента Российской  Федерации № 159.

 В настоящее время  действует Указ Президента РФ  от 11 января 1995 года № 33 "О Реестре  государственных должностей федеральных  государственных служащих" (в  ред. от 26 ноября 2001 года, с изменениями  от 11 октября 2004 года), которым установлены  наименования должностей в конкретном  государственной органе и отнесение  их к какой-либо группе должностей.

Не менее важное значение имеет и регулирование отношений, связанных с проведением аттестации (один раз в три года) и квалификационного экзамена (для отдельных категорий гражданских служащих) - по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Положение о проведении аттестации гражданских служащих и Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена гражданским служащим и оценке его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждены Указами Президента РФ, а так же Приказом ФНС.

В Законе № 79-ФЗ прослеживается явная забота о повышении профессиональной роли и квалификации гражданских служащих.

Закон регламентирует принципы отбора кандидатов на гражданскую службу, вопросы найма и продвижения по службе, стимулирования и удержания на службе квалифицированных гражданских служащих.

К числу таких гарантий следует отнести совокупность строгих процедур конкурса при отборе кандидатов, заключения служебного контракта при назначении на должность, аттестации в процессе прохождения службы и т.д.

Четкое определение в Законе функций гражданской службы является важным аспектом разграничения политической и государственно-служебной деятельности в государстве. Политика и администрирование - разные виды деятельности и имеют различные источники законности. То, что для политика законно, для гражданского служащего может оказаться преступлением.

Каждый государственный орган, каждая организация заинтересованы в устойчивости правоотношений, связанных с трудом, в закреплении своих кадров. Поэтому нормами трудового законодательства установлено правило, согласно которому как трудовой договор, так и служебный контракт могут быть прекращены лишь по основаниям и в порядке, установленном законом.

Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего.

2.1 Принципы служебного  поведения государственных служащих, проблемы соблюдения.

 Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона  № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе» (Далее – Закон) требования  к служебному поведению гражданских  служащих в основном повторяют  положения Указа Президента РФ  от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих", принятого  в целях повышения доверия  общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными  служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений  на государственной службе. Всем  лицам, замещающим государственные  должности РФ, государственные должности  субъектов РФ и выборные муниципальные  должности, было предписано придерживаться  принципов, утвержденных данным  Указом, в части, не противоречащей  правовому статусу этих лиц.

 Общие принципы представляют  собой основы поведения гражданских  служащих, которыми им надлежит  руководствоваться при исполнении  должностных (служебных) обязанностей. Под требованиями же к служебному  поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой  статье, и имеется в виду система  принципов и норм (правил) служебного  поведения и деятельности. В основе  таких требований лежит представление  о честности и неподкупности  гражданских служащих, их верности  государству и закону. Требования  к служебному поведению призваны  обеспечивать добросовестное исполнение  должностных обязанностей и соблюдение  установленных запретов и ограничений  на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:

1) предписывающие (как требуется  поступать с точки зрения профессиональной  морали гражданского служащего);

2) запретительные (что недопустимо  в рамках служебного поведения);

3) рекомендательные (как  следует вести себя в той  или иной ситуации в служебное  и неслужебное время).

 К первой группе можно отнести следующие требования:

1) исполнять должностные  обязанности добросовестно, на высоком  профессиональном уровне;

2) исходить из того, что  признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную  служебную деятельность в рамках  установленной законодательством  РФ компетенции государственного  органа;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических  партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных  организаций; проявлять уважение  к нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

5) учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп, а также конфессий;

6) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию.

 Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать предпочтения  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям  и гражданам;

2) не совершать действий, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и  иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению должностных  обязанностей;

3) соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом  и другими федеральными законами  для гражданских служащих;

4) не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;

5) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа.

 К третьей  группе требований относятся:

1) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

2) соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации.

 Необходимость разработки  и закрепления в законе требований  к служебному поведению гражданских  служащих связана с рядом причин:

1) в статье 18 Закона в  сжатом виде и в прикладной  форме отражены сущность и  специфика деятельности гражданских  служащих как социальной профессиональной  группы;

2) нравственная направленность  кадровой политики нашла отражение  в законе, руководствуясь которым, можно судить об основных моральных  принципах и нормах этой политики;

3) закон является инструментом  самой кадровой политики в  органах государственной власти, на его основе происходит формирование  кадрового состава гражданских  служащих и регулируется их  деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

 Большинство требований  к служебному поведению гражданского  служащего связано с обязанностями  гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

 Необходимо отметить, что сложности при практической  реализации положений Закона  о служебном поведении связаны  с:

1) субъективностью и поливариантностью  оценки моральных, этических, нравственных  категорий;

2) отсутствием интеграции  современного российского общества  посредством единой морали, отрицанием  сложившихся ранее нравственных  норм и ценностей;

3) невозможностью учесть  весть спектр поведенческих стратегий  и сложностью определения адекватных  санкций за нарушение требований  к служебному поведению.

 Требования к служебному  поведению должны соответствовать  утвердившейся политической и  правовой системе, то есть не  должны в первую очередь противоречить  нормам права, представленным в  Конституции РФ, концепции прав  человека. Нравственная составляющая  поведения гражданского служащего  не может складываться по формуле "все, что не запрещено законом, разрешено"; формальная процедура  и нормативные положения не  отменяют моральных оценок и  суждений, основанных на общечеловеческих  нормах нравственности.

 В Законе нельзя  предусмотреть все нравственные  коллизии, возникающие в практической  деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют  и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что, по сути, не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.

 Указом Президента  РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об  утверждении общих принципов  служебного поведения государственных  служащих" рекомендовано не только  государственным служащим, но и  лицам, замещающим государственные  должности Российской Федерации, государственные должности субъектов  РФ и выборные муниципальные  должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не  противоречащей правовому статусу  этих лиц.

 Указ принят в целях  повышения доверия общества к  государственным институтам, обеспечения  условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными  служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений  на государственной службе. Действует  Указ с момента подписания  и до принятия федеральных  законов о видах государственной  службы, одним из видовых законов  является комментируемый Закон.

Информация о работе Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего