Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего……………………………..7
1.1 Принципы служебного поведения государственных служащих…………..7
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими………………………………………………...........11
Глава 2. Проблемы ответственности должностных лиц……………………..14
2.1 Понятие и виды ответственности, применяемой к государственным служащим...............................................................................................................14
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...21
Глава 3.Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими…………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...31
Список Литературы…………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

 Наряду с законностью  одним из важных принципов  является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании  властных полномочий, защите (а не  имитации ее) прав и законных  интересов граждан, удовлетворении  их социальных ожиданий. Этический  принцип справедливости конкретизируется  также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать  одних путем предоставления льгот  или привилегий других, не допускать  субъективности в оценке личностно-деловых  качеств людей и так далее.

Из положений Федерального закона «О государственной гражданской службе», предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.

Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности.

 

 Административная власть  неразрывно связана с механизмами  ответственности за принимаемые  решения и их последствия, за  неисполнение и ненадлежащие  исполнение должностными лицами  своих обязанностей. Нравственная  ответственность государственных  служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

 С принципом моральной  ответственности связаны такие  понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве  слова и дела.

 Следует отметить, что  оцениваемые принципы составляют  основу нравственной оценки деятельности  государственных служащих. Они включены  в этические кодексы государственных  служащих многих стран.

Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».

Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Глава 3. Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими

Этический кодекс регулирует отношения государственных служащих Российской Федерации по исполнению установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами обязанностей, ограничений, ответственности государственных служащих.

Этический кодекс определяет свод правил добросовестного, антикоррупционного поведения государственных служащих.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного и коррупционно опасного поведения государственных служащих, закрепления в повседневном поведении государственных служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются и принимаются этические кодексы.

Опишем процедуру внедрения этического кодекса в практику работы.С момента вступления в силу этического кодекса непосредственный руководитель обязан информировать государственных служащих о его положениях;

Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем;

Работающий государственный служащий и поступающий на службу, знакомится с положениями кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности;

Кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним;

Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса;

Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего;

Этический кодекс прописывает ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности государственные гражданские служащие;

Принципы этического кодекса внедряются через корпоративную культуру и традиции администрации;

С целью повышения престижа государственной власти и ее аппаратов в средствах массовой информации появляется информация о том, что в администрации принят этический кодекс и его основные принципы;

Пример соблюдения этического кодекса демонстрируется на личном примере руководителя;

Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса.

Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем.

 Если он не уверен  в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному  лицу.

 Компетентным лицом  может быть руководитель, сотрудник  органа по вопросам государственной  службы, специальной комиссии (например, по этике), другое компетентное  должностное лицо.

 Обязательства по соблюдению  этического кодекса включаются  в трудовой договор (контракт) государственного  служащего.

 Нарушение кодекса  квалифицируется как неисполнение  или ненадлежащее исполнение  государственным служащим должностных  обязанностей и влечет одно  из дисциплинарных взысканий, установленных  Федеральным законом "Об основах  государственной службы Российской  Федерации".

 Наложению дисциплинарного  взыскания за нарушение настоящего  кодекса, если оно не связано  с неисполнением или ненадлежащим  исполнением обязанностей, прямо  установленных иными нормативными  правовыми актами, должностными  инструкциями, предшествует процедура  согласования с государственным  служащим, включающая:

- рассмотрение обстоятельств  нарушения;

- согласование возможности  устранения причин, условий и  последствий нарушения;

- согласование гарантий  предотвращения нарушений в будущем;

- обсуждение адекватности  предполагаемого дисциплинарного  взыскания.

 По просьбе государственного  служащего процедура согласования  может быть проведена с участием  вышестоящего уполномоченного должностного  лица, или специальной уполномоченной  комиссии.

 

Заключение

Изменение законодательства о государственной службе обусловлено, в первую очередь, постановкой новых государственных задач, реформой государственного управления.

К числу некоторых наиболее острых проблем, надо отнести: недостаточную развитость государственности Российской Федерации; противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе, повышение престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе; сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами, что порождает интегральную проблему – недостаточную эффективность деятельности государственной власти и их аппаратов.

 В структуре аппарата  государственного органа планируется  образовать самостоятельное подразделение  по вопросам государственной  службы. Пока не совсем понятно, как это подразделение будет  соотноситься с федеральным государственным  органом управления государственной  службы.

 Как видно, преобразования  необходимы не только в изменении  правового и социального статуса  государственного служащего, защиты  его от ведомственного начальника, но и в структурной организации  государственной службы.

 В качестве одной  из ключевых проблем, требующих  своего решения, является повышение  престижа государственной службы. Одним из решений этой проблемы  является привлечение на работу  в государственный аппарат образованных, компетентных, профессионально подготовленных  людей с достойным вознаграждением  за их добросовестный труд.

 В целях поддержания  и защиты авторитета государства  и уважения к его служащим  со стороны общества, каждый государственный  служащий или иное должностное  лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования  этических и моральных стандартов  поведения, которые соответствуют  его статусу. С этой целью внедряются  этические кодексы, в них воедино  собраны и систематизированы  общественные требования к нравственности  государственных служащих они:

- служат основой для  формирования содержания должной  морали в сфере государственной  службы;

- призваны помочь государственному  служащему правильно ориентироваться  в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой  его работы;

- являются важным критерием  для определения профессиональной  пригодности человека к работе  в сфере государственной службы;

- выступают как инструмент  общественного контроля за нравственностью  государственных служащих.

 Этический кодекс государственного  служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам  государства, обеспечить единую  нравственно-правовую основу для  согласованных и эффективных  действий всех государственных  структур, противодействовать падению  нравственной культуры в обществе.

 Государственный служащий  объективно выступает одновременно  как должностное лицо, занимающее  определенное место в служебной  иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие  социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую  как руководитель персонала и  работодатель, а также как частное  лицо.

 Гражданский служащий  должен соответствовать своему  назначению - обеспечивать реализацию  компетенции государственного органа  и при этом обязан знать  функции государственного органа  и свои должностные функции, которые  регламентированы в соответствующих  нормативных правовых актах и  в должностном регламенте, правильно  понимать возложенные на государственный  орган задачи и его предметы  ведения, неукоснительно соблюдать  процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах  государства и общества.

 От профессионализма, компетенции и уровня нравственности  государственных служащих как  проводников политики государства  во многом зависит не только  авторитет власти, эффективность  реализации стратегических целей  и конкретных решений на всех  уровнях управления, но и социальное  самочувствие общества.

 

 Список литературы

1. Аверина О.Р. Этика и  культура управления: Учебное пособие. Хабаровск: ДАГС, 2004. - 132 с.

2. Агапонов А.К. Ответственность  региональной политической власти: анализ и технологии (на примере  ЮФО) // Власть, 2004. - 245 с.

3. Административная этика: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Л. Конституцией Российской  Федерации - М: Прогресс, 2003. - 167 с.

4. Атаманчук Г.В. Сущность  государственной службы: история, теория, закон, практика, 2003. - 164 с.

5. Бахрах Д.Н. Государственная  служба России: Учебное пособие. - М: Проспект, 2007. - 235 с.

6. Борисов А.Н. Комментарий  к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе  в Российской Федерации", 2007. - 169 с.

7. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 136 с.

8. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. Под общей ред. В.П. Иванова. - М: Известия, 2003. - 247 с.

9. Государственная служба: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Игнатова. -М.: ИКУ «МарТ», 2004. - 399 с.

10. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. - 262 с.

11. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2003. - 326 с.

12. Ершова Е. А. .Механизм формирования нравственно Правовая природа служебных отношений: вопросы теории и практики. «Трудовое право», 2006. 259 с.

13. Зубарев С. М. Контроль за деятельностью государственного гражданского служащего: вопросы теории и правового регулирования. // «Подготовлено для системы Консультант Плюс», 2007. - 184 с.

14. Иванов В. А. Государственная служба Российской Федерации. Основы управления персоналом. - М.: Известия, 2003. - 264 с.

15. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. - М.: Издательство РАГС, 2003. - 164 с.

16. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. // «Журнал российского права».-2006 год.-№3.

17. Карпенко А.В. Профессия – государственный служащий // Государственная служба, 2005. - 294 с.

20. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. - М: ГУУ, 2007. - 284 с.

21. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях. 4-е изд. - М.: Ось-89, 2004. - 465 с.

22. Комментарий к Федеральному  закону "О государственной гражданской  службе" (под ред. Козбаненко В.А., Медведева Д.А.). - М.: "Питер", 2007. - 184 с.

Информация о работе Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего