Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат
Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.
Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалистов по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.
Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объединение клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем.
Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия, его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Оказание женщинам помощи в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь.
Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратится за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.
Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработицы или угрозы безработицы, заключается в оказании социально-психологической поддержке женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям, разрабатывается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным и более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса всё труднее, оказывается, изыскивать эти профессии. Разумеется, что в такой деятельности необходима тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.
Содействие в самопомощи и самозанятости женщин вырастает в создании ряда центров социального обслуживания, цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучится трудовым операциям. Продукция этих цехов будет поступать в продажу, а средства пойдут на улучшение жизни клиентов. В конечном итоге они становятся самостоятельными производствами, которые помимо первоначальных задач, предоставляют рабочие места для социально ущемлённых категорий населения.
В нашем рассмотрении всё время подчеркивалось, что те или иные социальные проблемы женщин неотделимы от проблем их семей, детей, мужчин с которыми они связаны различными отношениями.
Большое значение в борьбе с насилием имеет предупредительная и собственно профилактическая деятельность органов социального обслуживания населения. Одно из направлений деятельности социальных служб - оказание определённой помощи гражданам, пострадавшим от физического или психологического насилия.
Для работы с разнообразными видами насилия, разработаны специализированные технологии и программы, позволяющие повышать эффективность профилактической и коррекционной работы в этом направлении.
Методы работы со случаем насилия в семье.
Идентификация случая. Деятельность социального работника на этапе сбора первичной информации, расследования и составления заявления. Согласно существующей международной практике информация, которая должна быть собрана по заявлению, включает формальные основные сведения (имя, адрес, пол, возраст) и контактную информацию (телефон и реальное место проживания). Эти данные могут быть получены как в результате прямого интервью, так и на основании наблюдения или же обращения в соответствующие агентства и службы.
Уже при первом контакте с жертвой насилия, важно понять, какая именно помощь в первую очередь необходима, и не полагаться на то, что один набор приёмов применим к каждому «типовому» случаю. Если социальный работник приходит к выводу, что его компетенции для решения данной проблемы недостаточно, он должен порекомендовать, куда можно обратиться жертве для получения более адекватной помощи. Именно поэтому социальный работник должен владеть информацией о домах временного пребывания для жертв насилия, включая людей с психическими и физическими ограничениями, о возможных источниках финансовой помощи (благотворительные организации, группы местной поддержки), организациях адвокатов, психологов, медицинских работников.
Диагностика случая. На стадии диагностики детальное физическое обследование проводится медицинским персоналом. Тем не менее, и социальный работник должен обращать внимание на признаки физического и психологического насилия: синяки, ссади, порезы, ожоги, особенно на лице, губах и руках, повреждения и переломы, происхождение которых носит непонятный характер, отсутствие личной гигиены, должного ухода и лечения, нарушение сна, резкое повышение или понижение веса, необъяснимые страхи, растерянность, покорность и удрученность.
Ряд признаков может указывать на наличие насилия в семье или на жестокое обращение с ребенком, плохой уход за ним. Дети, подвергшиеся физическому и, особенно, сексуальному насилию, отстают в развитии, хуже учатся, у них мало или нет друзей. Такой ребенок боится прикосновений, не доверяет взрослым. Может совершать суицидальные попытки, наносить себе повреждения, убегать из дома или бояться оставаться дома наедине с конкретным родственником. Нередко дети проецируют то, что с ними происходит в семье, в содержании своих игр, рисунков, рассказов.
Для идентификации подобных ситуаций социальными работниками используется специальная карта, а для выявления потенциальных случаев насилия, в помощь медицинским сестрам и сиделкам разработаны протоколы изучения и оценки состояния жертвы и обидчика.
При заполнении карточки следует избегать прямых вопросов. Информацию надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно даже интуицию. Кроме того, для получения более точной и детальной информации, каждый протокол обязательно должен включать подобное описание.
Для решения данной задачи
и повышения эффективности
Планирование и контактирование. Этот этап предусматривает определение пакета услуг, круга необходимых специалистов и организаций, назначение социального работника для непосредственного ведения случая. Контактирование осуществляется, как со специалистами, которых решено привлечь к работе с конкретным случаем, так и самим клиентом. Основная задача контактирования – согласование этапов и содержание работы, взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Вмешательство в ситуацию. В процессе вмешательства в ситуацию и воздействия на нее могут использоваться различные методы и организационные формы. Предусмотрены два основных организационных подхода к разрешению ситуации:
Контроль и оценка. Хотя контроль за ходом работы со случаем насилия и состоянием члена семьи присутствует на всех этапах, особое внимание необходимо уделить за тем, на сколько успешно проходит процесс реабилитации и не следует ли пересмотреть методы и подходы к ее проведению, обратившись к другим, более действенным и позволяющим достичь желаемых целей.
Завершение процесса реабилитации. На заключительном этапе социальный работник должен помочь человеку, прошедшему курс реабилитации, принять решение о целесообразности использовать постоянные системы поддержки или выбрать другие средства помощи в непредвиденных ситуациях. Он также подводит окончательные итоги, дает оценку достигнутых результатов, определяет необходимость прерывания или прекращения профессиональной или взаимной поддержки.
Выводы по I главе
Насилие – чрезвычайно
сложная проблема, решение которой
связано с формированием
Нужны эффективные программы и проекты, которые будут иметь способность сглаживать факторы и условия, провоцирующие насилия в семье. Разработка таких комплексных программ должна осуществляться на уровне государственного заказа и объединять специалистов разного профиля: юристов, сексологов, психотерапевтов, психологов, социальных работников и т. д. Оказание психологической помощи жертвам насилия должны включать меры профилактического характера.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что, несмотря на имеющиеся фрагменты социальной защиты и помощи жертвам домашнего насилия в нашей стране, мы должны признать, что система по предотвращению насилия в семье в целом пока не сформирована.
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия
Разнообразные проявления жесткого обращения с детьми имеются во всех странах. Беда в том, что в нашей стране старались обходить молчанием эту проблему. Следствием такого отношения явилось отсутствие действенного предупреждения в обществе, плохое выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям.
По данным МВД в России около 30% убийств совершаются в быту. В 70% случаев насильственных посягательств в семье жертвами являются дети. В 2006 г. погибло 17 тыс. детей, в 2007 г. – 14 тыс., в 2008 г. – 19 тыс.
Мною было опрошено 50 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет. Был выявлен характер насилия, которому чаще подвергались дети, состав семьи, в которой чаще всего происходило насилие, а также обращались ли дети за помощью в милицию. (Приложение 12)
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение может иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является ущерб здоровья, развития и социализация ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
К первой форме жесткого обращения с детьми следует отнести физическое насилие (побои, телесные повреждения). В результате, из-за побоев подростки бегут из дома. Только за 2008 г. ОДН ЛОВД найдено 45 подростков, из них – 15 в возрасте до 10 лет (по Курганской области).
Второй формой выступает сексуальное насилие. К сексуальной жестокости относится и насильственное вовлечение ребенка в проституцию, порнографию и наркобизнес.
По данным Минтруда России, в 2008 г. органами внутренних дел за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, возбуждено 240 уголовных дел, за развратные действия в отношении несовершеннолетних – 769 уголовных дел, за торговлю несовершеннолетними – 53.
Третий и наиболее трудно поддающийся учету и анализу, формой является психическое насилие, т. е. грубое или скрытое давление. Сюда относится постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижения его человеческого достоинства, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация неприязни.
Четвертой формой выступает пренебрежение интересами и нуждами – нежелание должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, воспитание, образовании, медицинской помощи, оставление без присмотра. Ребенок запущен, недоразвит, отклонение в психическом и физическом развитии.
До 10% детей-жертв насилия погибает, а у большинства проявляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.
Насилию подвержены любые категории детей. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 2008 г. их число возросло по сравнению с 2004 г. в 5 раз.
Статистические данные свидетельствуют о том, что органами внутренних дел в России ежегодно регистрируется более 85 тыс. детей, которые убежали из дома из-за насилия в семье. (Приложение 8)
Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав и более 2,5 тыс. детей изымаются из семей без решения о лишении родительских прав.
В Курганской области в 2008 г. по решению органов опеки и попечительства было изъято 44 ребенка. Появилась новая категория детей-изгоев, юных бомжей, живущих в подвалах, на чердаках и вокзалах.
Тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством. За последние 10 лет число самоубийств в стране возросло на 63%. По данным Всесоюзного суицидологического центра, 52% самоубийств обусловлено семейными конфликтами.
В настоящее время
разрабатывается система
Созданы социальные приюты для женщин с детьми, подвергшихся насилию в семье со сроком пребывания до 2-3 месяцев, кризисные центры и службы психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия.
Таким образом, жестокое обращение с детьми как негативное социальное явление, во многом способствует обострению криминальной обстановки и росту социальной напряженности в современном обществе. В связи с этим, определенный интерес представляет анализ преступных посягательств на охраняемые законом ценности, непосредственно связанных с жестоким обращением с детьми.
Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье