Основные проблемы профилактики насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Краткое описание

Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика насилия в семье.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Оказание помощи жертвам  насилия направлено на снижение или  максимально полное устранение возможных  последствий насилия, принятия мер  по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно - психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:

- полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; (Приложение 10)

- анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения  жертв насилия за помощью.

В случаях угрозы жизни  и благополучию жертв насилия, психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия – основа эффективности помощи.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разьяснение их основных прав: право на неприкосновенность; право на защиту своей чести; право говорить «нет» взрослым; право не рассказывать о событии близкому человеку, если событие случается или вызывает неприятие; право на получение помощи.

Для оказания эффективной  помощи необходима полная всеобъемлющая  информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Мною проведено исследование мнения супружеских пар о насилии в семье (опрошено 30 человек, соответственно 15 пар). (Приложение 3)

Цель исследования - выявить  закономерность проявлений насилия  в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в  российских семьях.

Я опросила 5 супружеских  пар со средним общим образованием, 5 пар со средним специальным образованием и 5 пар с высшим образованием.

Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных  ситуаций. Наиболее часто они относят  к семейному насилию побои (11 человек, 70%) . Около половины опрошенных (10 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей, (6 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (3 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.

Профессиональная психологическая  помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.

Таким образом, цель психологической  помощи жертвам насилия – уменьшить  отрицательное влияние на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении и облегчении адаптации в обществе.

Исходя из этих целей, можно поставить следующие задачи:

  1. Оценка уровня психического здоровья жертвы насилия и определение показаний к другим видам помощи.
  2. Изучение индивидуально-психологической особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем.
  3. Мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем.
  4. Осуществление коррекции личностных дисгармоний и социальной дезадаптации.
  5. Выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
  6. Привлечение других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.

Специфика психосоциальной  помощи жертвам насилия заключается  в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится  жертва насилия, помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального развития.

В случаях, когда жертвой  насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто  отвечает за его воспитание – учителей и родителей, формирование у них  мотивации к изменениям, оказании им помощи в этом.

Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуацию насилия, или сам становится агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе (Приложение 4). Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.

Важная особенность  концепции помощи насилия: «Не обвинять, а помочь изменится». Такой подход позволяет работать не директивными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивает в полной мере защиты детей от физического и особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы, как ребенка, так и взрослого.

Работа выполняется  командной специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны  проблемы – сотрудниками медико –  психолого - социального центра с  привлечением социальных работников, школы и муниципалитета.

Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок подвергается моральному или физическому насилию и может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.

Таким образом, имеется  следующий набор нарушений в  семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:

  1. Травматический опыт родителей в детстве.
  2. Отсутствие четких целей, как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего.
  3. Преобладание деструктивных паттернов общения в семье.
  4. Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия.
  5. Внутриличностные нарушения ребенка.

Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие  элементы:

1. С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка, формирование «помогающей среды» в школе и в семье;

2. На основании вышеизложенного составляются следующей блоки программы:

- установление доверия с матерью и ее родителями.

- формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, т. е. мотивации на то, чтобы они не приводили его в кризисный центр, в течение длительного времени и выполняли домашнее задание.

- расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе шкалы для ребенка, где он мог бы получить поддержку классного руководителя и школьного психолога.

- психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.

- индивидуальная психотерапия матери.

Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка  или муниципалитета, подозревающих факт жестокого обращения, то, как правило, родители, которых пытается обязать явится муниципальный отдел охраны прав ребенка по статье о пренебрежении родительскими обязанностями, не приходят к социальному работнику кризисного центра, поэтому работа с такой семьей начинается с совершения между социальными работниками муниципалитета школы, где учится ребенок и социальным педагогом.

Также анализируется  имеющаяся информация о ребенке, вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу. Психологическая помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:

  1. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей мотивации для психологических изменений, психологическая работа с ребенком.
  2. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.
  3. Индивидуальная психотерапия ребенка. Проработка травматических переживаний, работа с посттравматическими расстройствами, формирование позитивной Я – концепции, коррекция в эмоциональной и потребностной сферах.
  4. Индивидуальная психотерапия родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной Я - концепции.
  5. Групповая психотерапия родителей. Формирование позитивных целей.
  6. Тренинги с детьми. Дальнейшая эмоциональная коррекция. Формирование социальных навыков, развитие сферы самоконтроля и волевой регуляции поведения.
  7. Тренинги с родителями. Обучение навыками конструктивного взаимодействия с детьми.

На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение  семьи. Социальные педагоги курируют семью, подбадривают, мотивируют. Устраиваются совещания специалистов Центра с  привлечением специалистов по социальной работе для отслеживания динамики изменений поддержке ребенка в его реальной малой группе. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом этого периода, семье удается мобилизировать собственные ресурсы и достичь позитивных результатов.

Эффективность проведенной  работы оцениваются по следующим критериям:

А. Сравнение данных психодиагностического  обследования ребенка до и после  работы:

1. Наличие адекватной  самооценки.

2. Снижение уровня  тревоги.

3. Улучшение социометрического  статуса.

В. Сравнение данных психодиагностического обследования детско-родительских отношений до и после работы:

1. Уменьшение степени  отвержения.

2.Уменьшение доли патологических факторов, таких, как несформированность родительских чувств, неприятие, непоследовательность требований и др.

С. Экстренные оценки:

1.Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.

2. Оценка членами семьи  своих достижений и изменений,  полученных в результате прохождения  тренингов и консультирований.

Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др., связанных с воспитанием детей).

Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, особенностей ребенка, вида насилия и т. д. Наиболее используемые являются следующие методики:

  1. Психодиагностический опросник А. Е. Личко, для определения типа акцентуации характера и наличия психопатических проявлений.
  2. Цветовой тест М. Люшера, для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик. (Приложение 9)
  3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера, для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
  4. Рисуночные тесты «Дом – Дерево – Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Неоконченное предложение», для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертв насилия.

Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное  обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом (Приложение 5). Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях, требуется дополнительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью (Приложение 6,7). С помощью специальных вопросов, заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения о теме взаимодействия к личности клиента, до достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшего от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента:

Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье