Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат
Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.
Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий насилия, принятия мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно - психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:
- полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; (Приложение 10)
- анонимность или
В случаях угрозы жизни и благополучию жертв насилия, психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия – основа эффективности помощи.
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разьяснение их основных прав: право на неприкосновенность; право на защиту своей чести; право говорить «нет» взрослым; право не рассказывать о событии близкому человеку, если событие случается или вызывает неприятие; право на получение помощи.
Для оказания эффективной помощи необходима полная всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Мною проведено исследование мнения супружеских пар о насилии в семье (опрошено 30 человек, соответственно 15 пар). (Приложение 3)
Цель исследования - выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.
Я опросила 5 супружеских пар со средним общим образованием, 5 пар со средним специальным образованием и 5 пар с высшим образованием.
Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных ситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (11 человек, 70%) . Около половины опрошенных (10 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей, (6 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (3 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.
Профессиональная
Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия – уменьшить отрицательное влияние на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении и облегчении адаптации в обществе.
Исходя из этих целей,
можно поставить следующие
Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия, помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального развития.
В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание – учителей и родителей, формирование у них мотивации к изменениям, оказании им помощи в этом.
Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуацию насилия, или сам становится агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе (Приложение 4). Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.
Важная особенность концепции помощи насилия: «Не обвинять, а помочь изменится». Такой подход позволяет работать не директивными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивает в полной мере защиты детей от физического и особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы, как ребенка, так и взрослого.
Работа выполняется командной специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы – сотрудниками медико – психолого - социального центра с привлечением социальных работников, школы и муниципалитета.
Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок подвергается моральному или физическому насилию и может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.
Таким образом, имеется следующий набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:
Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:
1. С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка, формирование «помогающей среды» в школе и в семье;
2. На основании вышеизложенного составляются следующей блоки программы:
- установление доверия с матерью и ее родителями.
- формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, т. е. мотивации на то, чтобы они не приводили его в кризисный центр, в течение длительного времени и выполняли домашнее задание.
- расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе шкалы для ребенка, где он мог бы получить поддержку классного руководителя и школьного психолога.
- психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.
- индивидуальная психотерапия матери.
Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка или муниципалитета, подозревающих факт жестокого обращения, то, как правило, родители, которых пытается обязать явится муниципальный отдел охраны прав ребенка по статье о пренебрежении родительскими обязанностями, не приходят к социальному работнику кризисного центра, поэтому работа с такой семьей начинается с совершения между социальными работниками муниципалитета школы, где учится ребенок и социальным педагогом.
Также анализируется имеющаяся информация о ребенке, вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу. Психологическая помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:
На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью, подбадривают, мотивируют. Устраиваются совещания специалистов Центра с привлечением специалистов по социальной работе для отслеживания динамики изменений поддержке ребенка в его реальной малой группе. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом этого периода, семье удается мобилизировать собственные ресурсы и достичь позитивных результатов.
Эффективность проведенной работы оцениваются по следующим критериям:
А. Сравнение данных психодиагностического обследования ребенка до и после работы:
1. Наличие адекватной самооценки.
2. Снижение уровня тревоги.
3. Улучшение социометрического статуса.
В. Сравнение данных психодиагностического обследования детско-родительских отношений до и после работы:
1. Уменьшение степени отвержения.
2.Уменьшение доли патологических факторов, таких, как несформированность родительских чувств, неприятие, непоследовательность требований и др.
С. Экстренные оценки:
1.Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.
2. Оценка членами семьи
своих достижений и изменений,
полученных в результате
Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др., связанных с воспитанием детей).
Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, особенностей ребенка, вида насилия и т. д. Наиболее используемые являются следующие методики:
Показаниями к психологическому
консультированию являются: самостоятельное
обращение ребенка или
Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью (Приложение 6,7). С помощью специальных вопросов, заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения о теме взаимодействия к личности клиента, до достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.
Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшего от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента:
Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье