Основные проблемы профилактики насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Краткое описание

Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика насилия в семье.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  в США создано большое количество программ и стратегий, количество детей, подвергающихся насилию, не становятся меньше.

Для оказания быстрой  и своевременной помощи детям  – жертвам насилия, необходимо полная информация о ребенке, его окружении и семье, которая помогла бы восстановить его психическое равновесие. Эту информацию можно получить из бесед и интервью. (Приложение 2)

Программа Йельского  центра по изучению развития ребенка (США).

Программа предполагает услуги небольшим группам семей с низкими доходами и неполным семьям: услуги предоставляются в течение 2-х лет с момента рождения ребенка: педиатрическое наблюдение, посещение семей социальными работниками для оказания консультаций по планированию бюджета, организации питания, ежедневному уходу.

Результат: дети из этих семей в 13 лет учились в школе  лучше и были менее склоны прогуливать  занятия, чем дети из контрольной  группы; было меньше жалоб на дисциплину дома.

Обучение и подготовка родителей к воспитанию детей. Проблемы – нежелание родителей посещать занятия. Меры: посещение на дому, напоминание, привлечение опытных родителей в качестве добровольных помощников.

Система дошкольного  воспитания для детей из неблагополучных  семей, повышение познавательного интереса, социальная адаптация детей из семей мигрантов, а также из семей «ущербных» в экономических и социальных отношениях, детей с различными проблемами; совершенствование социальной коммуникабельности.

Можно выделить такие  основные принципы работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:

- потребности ребенка  находятся в числе приоритетов  при принятии решений и последующих  действиях;

- соблюдение прав ребенка  на некоторую автономию от  родителей, защита его личной  сферы;

- государство не компетентно присваивать себе роль родителей, поэтому следует принципиально разграничивать вмешательство государственных учреждений в дела семьи;

- решение должно быть  основано на минимализации вреда  для семьи.

Требования эффективности  программ:

- привлечение высококвалифицированного персонала;

- развитие самостоятельности, самоуважения, навыков решения проблем и достижения целей;

- тесное сотрудничество  учителей с родителями и общественностью,  включая тесные контакты на  этапе разработки программы;

- тесная связь с другими местными службами, особенно с органами здравоохранения, жилищного хозяйства, образования, социального обеспечения и трудоустройства.

Поддержка семей, испытывающих экономический и психологический стресс:

  1. Консультативные услуги родителям подростков.
  2. Финансовая и материальная поддержка.
  3. Программы по примирению супругов.
  4. Услуги по уходу за детьми в экстренных случаях.
  5. Предоставление возможностей для отдыха, особенно для неполных семей.
  6. Организация семейных центров (ясли, групповые группы, клубы внеклассной работы и специальные службы содействия, например, консультирование по выплате долгов и семейной терапии).

2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье

В литературе часто указывается  на то, что есть группа семей (группа риска), в которых с наибольшей вероятностью возможно насилие над детьми. Вместе с тем, есть мнение, что даже в самых благополучных семьях родители обращаются со своими детьми жестоко, а во многих семьях, попадающих по экономическим и социальным характеристикам в группу риска, насилие отсутствует. Даже в тех семьях, где родители имеют тяжелые формы психических и иных заболеваний, насилие против детей осуществляется не чаще, чем в нормальных семьях. Можно выделить предположительно также факторы риска:

- родители сами испытали жестокость в детском или подростковом возрасте (родители, которые в детстве подвергались насилию, сами применяют в практике воспитания физическое наказание, а с другой стороны взрослых, которых не били в детстве, также используют физическое наказание);

- прослеживается связь  жестокого обращения с социальными  факторами: бедность, очень раннее  родительство, неполная семья, стрессы,  проживание в окружении обнищавших  и бедных людей;

- при рассмотрении  фактов риска следует учитывать не только, экономическое положение и соседское окружение, но и социальные установки на достижение целей, которые способствуют выработке поведения в семье, основанного на применении насилия.

Часто родители склоны оправдывать  свое поведение недоразвитием ребенка, поэтому разговор следует начинать с выяснения предыстории ребенка (беременности матери, различные кризисы и проблемы, болезни). Обратить внимание на такие заболевания (т. к. они могут с одной стороны, запутать диагностику жестокого обращения, с другой – могут быть последствием жестокого обращения, например, эмоциональное насилие): воспаление легких, астма, бронхит, экзема и другие кожные заболевания, ангина, сердечные заболевания, нарушения кровообращения, поносы, запоры, боли в животе, головные боли, заикание, недержание мочи, привычка грызть ногти.

Необходимо отметить все несчастные  случаи, произошедшие с ребенком и все полученные им травмы. Необходимо также составить перечень так называемых «трудностей», связанных с воспитанием.

Наиболее важными пунктами описания состояния ребенка являются: физическое состояние, отношение к родителям, братьям и сестрам, другим детям и взрослым, представление о себе, куда следует включить также представление о своем поле (хочет ребенок быть девочкой или мальчиком, кем он видит себя сам); уровень развития и способность выполнять школьные нагрузки; мысли ребенка, его речь, движения (соответствуют ли они возрасту); характеристики поведения ребенка в школе.

Сведения о родителях (супружеской паре): об обоих родителях  берутся данные о возрасте, профессии, повседневной деятельности, здоровье и сведения об их собственном детстве. Кроме того, полезным бывает выяснить: первый это брак и ребенок или нет, не находятся ли родители в кризисной (личной или семейной) ситуации.

Оценка нравственного  климата семьи может складываться по следующей шкале: любовные, нежные, переменны, равнодушные. Структуру семьи можно оценить в выражениях: театр, праздник, тюрьма, надежное единство, торговая компания, сад роз и т. д.

Состояние семьи:

  1. Жилье (размер, обстановка, положение, плата за жилье)
  2. Работа родителей (вид, время, плата)
  3. Деньги (сколько необходимо и сколько есть, общие поступления денег, кредиты, долги)
  4. Социальные контакты в окружении (родственники, соседи, друзья)

Необходимо выяснить связи с учреждениями социальной поддержки и государственными институтами (милицией, медицинскими учреждениями и т. д.). Проясните причины ошибок этих учреждений в оказании поддержки и выберите новое направление в оказании помощи.

Лишь редкие случаи жесткого обращения с ребенком требует его изоляции от семьи и помещения в больницу, специальное учреждение, либо в кризисный центр. Чаще в работе с детьми, подвергшимся жестокому обращению, социальные педагоги прибегают к активизации всех ресурсов улучшения ситуации в семье. Так как большинство родителей все-таки ориентировано на воспитание ребенка, то направления работы с ними могут оказаться полезными и эффективными:

- повышение ответственности  родителей за воспитание ребенка,  а также убеждение в необходимости  изменить ситуацию;

- активизация теплых отношений, эмпатии и способности воспринимать потребности ребенка, даже вопреки сложным социальным условиям;

- установка на помощь  в деле воспитания ребенка  и решения проблем;

- гибкость в решении  проблем и изменение образцов  поведения;

- установка на кооперацию  со специалистами в воспитании  и решении семейных проблем;

- использование всех  ресурсов семейного окружения. 

Есть несколько правил при разговоре с родителями:

  1. Откажитесь от слов «жестокое обращение» или «насилие», используйте слова, описывающие проявление насилия (ушибы, синяки).
  2. Не пытайтесь найти преступника.
  3. Не  делайте насилие главной темой разговора.
  4. Избегайте дискуссий о ранах ребенка.
  5. Говорите с человеком, от которого вы хотите получить сведения, только прямо.

Предложение помощи должно быть сделано в корректной форме, иначе помощь не будет принята и более того, само предложение может стать причиной эскалации жестокого обращения с ребенком. Соблюдение следующих правил поможет избежать недоразумений:

- не проявляйте напористой активности;

- не навязывайте помощь, в которой семья может и  не нуждаться;

- делайте упор на  активизацию всех ресурсов семьи;

- предлагайте поддерживающую, а не контролирующую помощь;

- проясните смысл и  цель каждого предложения;

- ищите приемлемое решение проблемы вместе с семьей.

В случае жесткого обращения  с «трудным» ребенком выясните, из-за чего страдает семья и ребенок. При  этом найдите ответы на все вопросы: каково мнение родителей о семейных проблемах? Какие трудности доставляет им ребенок? Какие требования, желания и страхи испытывают родители в связи с поведением ребенка?

Выводы по II главе

Рассмотрев программы  по защите от насилия в США можно  сделать вывод, что уровень защиты детей, пострадавших от насилия в  России очень низкий.

Во-первых, это объясняется тем, что у нас в стране не разработана нормативно-правовая база защиты детей – жертв насилия, нет единого закона защищающего ребенка от жесткого обращения.

Во-вторых, не разрабатываются  программы и стратегии по оказанию помощи жертвам насилия, и семьям, где один из родителей избивает детей.

В-третьих, мы до сих пор  не можем понять, что дети – наше будущее и нужно заботиться о  них. Потому, что как мы воспитаем  наших детей, как их вырастим, здоровыми  в физическом и нравственном плане  или морально неустойчивыми, зависит то, в каком обществе, в здоровом или неуравновешенном мы сами будем доживать свой век.

 

Заключение

 

Насилие является очень распространенным явлением во всем мире. Оно существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе. И в каждой стране имеется свой опыт искоренения названой проблемы.

Проблема насилия –  это проблема отнюдь не только правоохранительных и других служб, а всего общества. Чтобы ее разрешит, нужна помощь тех людей, кто осознал насколько это странное явление и готов помочь его искоренить, уменьшит масштабы «эпидемии».

Для того чтобы начать борьбу с насилием, надо открыто  обсуждать эту проблему, вести  последовательный разговор, показывать пути решения.

Наше общество должно научится воспринимать любой вид насилия не как «бытовуху», а значит, что-то второстепенное, но как любое другое преступление, совершенное в обществе.

Тем, кого не оставляет  равнодушным эта тема, придется работать и над продолжением диких стереотипов  нашего создания. И без формирования у людей современного, гуманистического взгляда на насилие, мы не сможем далеко продвинуться в решении этой проблемы.

В данной работе были определены признаки и содержание внутрисемейного насилия, выявлены особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия, проведена социально-психологическая и профилактическая работа с жертвами насилия, разработаны рекомендации по организации помощи семье.

Данные рекомендации могут помощь в работе специалиста  по социальной работе с жертвами насилия и помочь найти пути решения данной проблемы.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева Л. С. Проблемы жесткого обращения с детьми в семье // Педагогика. – 2006. – №55. – С. 43-52.
  2. Бессчетнова О. В. Проблемы жесткого обращения с детьми в современной российской семье // Социальная и демографическая политика. – 2007.- №6.- С.25-29.
  3. Бессчетнова О. В. Семейное насилие: что думает об этом молодёжь // Вестник Московского университета.- 2007.- №3.- С. 57-65.
  4. Волкова. А. Понятие насилия в семье и его формы. // Профессиональный журнал. – 2008.- №4.-С.15-26.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 (принята думой 21.10.1994г.), часть 2 (принята думой 22.12.1995г).
  6. Ениколов С. Н. Откуда берётся насилие?// Семья и школа. -2007.-№4.-С. 10-11.
  7. Здравомыслова О.Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания.// Социальная педагогика.-2008.-№1.-С. 123-127.
  8. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье.// Социс-2006.-№4.-С.85-90.
  9. Ильяшенко А.Н. Проблемы совершенствования практики применения уголовно-правовых норм, используемых при привлечении к ответственности за насилие в семье //Российский следователь.-2007.-№8.-С.20-24.
  10. Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает //Законность-2008.-№3.-С.28-30.
  11. Кириллова О. Гнев насильника: чем дольше женщину унижает муж, тем труднее ей с ним расстаться// Литературная газета-2007.-№8.-С.5-6.
  12. Колобаев А. Украденное детство: насилие в семье// Социс-2008.-№5.-С.36-38.
  13. Конституция РФ (принята 12.12.1983г.)
  14. Лысова А.В. Сексуальное насилие //Социс-2007.-№8.-С.97-103.
  15. Методические рекомендации по пресечению жестокого обращения с детьми //Социальная педагогика -2006.-№4.-С.9-14.
  16. Морчев И.А. Предупреждение насильственных преступлений в сфере семейных отношений //Российский следователь-2006.-№4.-С.40-44.
  17. Овчарова Р. Дети и насилие //Наука и образование Зауралья-2007.-№2.-С.257-261.
  18. О правах ребёнка. Декларация ООН (принята в 1959г).
  19. О правах ребёнка. Конвенция ООН (принята 20.10.1989г).
  20. О социально-правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. (Декларация принята резолюцией 41185 Генеральной Ассамблеей 3 декабря 1986г.)
  21. Осихова Н. Психодрамма: помощь детям, пережившим насилие //Социальная педагогика.-2007.-№2.-С.80-87.
  22. Полонская Л. Кукла для битья //Литературная газета.-2006.-№27.-С.5.
  23. Понятовская О. Не терпите, не молчите //Социальная защита.-2008.-№8.-С.39-42.
  24. Родин И.В. Насилие в семье //Социальная работа-2008.-№2.-С.15-20.
  25. Тетерский С.В. Жестокое обращение в семье //Социс.-2007.-№5.-С.7-9.
  26. Уголовный кодекс РФ (принята Государственной думой 24.09.1996г).
  27. Фурманов И.А. Проявление психологического насилия в супружеских отношениях //Журнал практического психолога.-2006.-№6.-С.27-33.
  28. Хонькина А. В. Социальная проблематизация населения в семье // Отечественный журнал. – 2009. - №1. – С. 18-29.

Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье