Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат
Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.
Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение
Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из форм наиболее адекватных для подростковой психологии, форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» представляет возможность использовать волонтеров - подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и социально - подготовленных к работе на «телефоне доверия».
2.2. Профилактика насилия над детьми.
Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье связано с большими трудностями, поскольку, во-первых, такое насилие закреплено в культурных установках в обществе, во-вторых, во многом обусловлено социальными кризисами и нестабильностью положения семей, в-третьих, сама сфера семьи является очень интимной для каждого человека и нетерпящей вторжения из вне.
На практике существуют определенные сложности в выявлении и документировании фактов жестокого обращения с детьми, поскольку то, что происходит в семье, скрыто от глаз посторонних людей, а соседи и родственники часто не хотят вмешиваться в дела семьи. Поэтому в решении этого вопроса многое зависит от сотрудников дошкольных и школьных учреждений, которые видят детей ежедневно и способны заметить изменения в их эмоциональном и психофизическом состоянии, медиков, наблюдающих детей в поликлиниках и стационарах, сотрудников социальной защиты населения, органов опеки и попечительства и внутренних дел, ведущих соответствующие учеты и посещающих семьи по месту жительства, работников жилищно-комунального хозяйства.
При выявлении факта неисполнения обязанностей по воспитанию ребенка необходимо выяснить условия жизни, обучения и содержания несовершеннолетнего, в т. ч. санитарное состояние помещения, где проживает семья, наличие необходимой мебели, постельных принадлежностей, продуктов питания, места для отдыха и приготовления уроков.
О том, в какой степени родитель заботится о полноценном физическом и психическом развитии ребенка, можно судить по целому ряду внешних признаков:
1. По его внешнему виду (ребенок одет не по сезону, вещи грязные, заношенные, давно не стираные, не по размеру).
2. По поведению (ребенок
голодает и вынужден
3. Лексике ребенка
(употребление ребенком
4. Навыкам, которыми
владеет ребенок (например, умеет
ли ребенок дошкольного
5. Состоянию психического и физического здоровья (ребенок отстает в весе и росте от возрастной нормы, истощен и ослаблен, вследствие чего не ходит, отстает в умственном и психическом развитии, страдает заболеваниями, обусловленными отсутствием гигиенического ухода за телом: педикулез, чесотка, опрелости и др.). Больной ребенок, безусловно, нуждается в повышенной заботе и внимании со стороны родителей.
6. Делаются ли ребенку необходимые прививки.
7. Выполняет ли родитель предписания врача по уходу за больным ребенком.
8. Эмоциональному состоянию ребенка (запуган, замкнут, агрессивен).
9. Успеваемости и дисциплине в школе.
10. Отношению ребенка к родителю.
В том случае, если жестокое
обращение с
На практике родители,
пытаясь избежать ответственности,
объясняют свое поведение наличием
различных заболеваний, препятствующих
исполнению родительских обязанностей,
отсутствием денег и
- о состоянии здоровья
родителей, в т. ч.
- с какого времени
они не работают, состоят ли
на учете в органах занятости
населения, какие меры к
- на какие средства существуют (часто для получения средств к существованию, родители продают детские вещи и мебель из квартиры, вынуждают детей попрошайничать, собирать и сдавать бутылки);
- зарегистрирован ли факт рождения ребенка;
- имеет ли ребенок свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования и др. документы;
- оформлены ли родителям
документы для получения
- используются ли эти деньги по назначению;
- поведение родителей
в быту (скандалы, драки, распитие
спиртных напитков, происходящие
в присутствии ребенка,
- общение с ребенком
(грубость, унижение его достоинства,
оскорбления, побои, запугивани
- интересуются ли родители
учебой ребенка, как часто
- меры воздействия,
предпринятые комиссией по
Для получения указанных сведений, необходимо опросить сравнительно большой круг лиц, которые смогут объяснить особенности поведения ребенка, подтвердить имевшие место факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
В ходе изучения необходимо выяснить следующие обстоятельства:
1. В чем заключаются действия (бездействия) в процессе воспитания ребенка, связанные с жестоким обращением с ним.
2. Какой вред (физический, психический, нравственный) причиняется ребенку.
Важным доказательством неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, помимо объяснений свидетелей могут стать:
- медицинские документы
(индивидуальная карта
- характеристики с
места учебы
- акты обследования жилищно-бытовых условий семьи;
- сообщения органов внутренних дел о самовольных уходах ребенка из семьи или детского учреждения;
- протоколы о совершении родителями административных правонарушений.
В том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении в действиях лиц будут усматриваться признаки уголовно наказуемого деяния, необходимо направить все имеющиеся материалы в органы внутренних дел или прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В разных странах создана своя правовая система защиты детей от насилия, накоплен интересный опыт работы с детьми пострадавшими от жестокого обращения.
Дети, которые стали жертвами жестокого обращения и пренебрежения, на 40% чаще становятся участниками правонарушений в подростковом и взрослом возрасте.
Программа «Здоровый Старт» (США), которая применяет метод посещения семей для проверки, определения и работы с неблагополучными семьями, имеющими новорожденных, с целью предотвращения плохого обращения с детьми и содействия их развитию
Соответственно, основным предметом внимания является:
- выявление «семей
риска» путем рассмотрения и
отбора медицинских записей
- прием на работу пара - профессионалов для периодических посещений, участвующих в программе семей для помощи родителям в воспитании своих детей и улучшению навыков обращения с детьми в течение первых пяти лет;
- периодическое использование опросных листов для выявления необходимости и предложения услуг по корректировке отмеченных проблем развития детей.
Результат:
- число семей с фактами
плохого обращения и пренебреже
- уменьшение фактов
насилия и пренебрежения
Программа «Здоровый Старт» Доказывает важность внедрения сервиса визитов в семьи в странах, где нет таких программ, и сохранение этого сервиса в странах, где он уже создан.
Федеральная Стратегия по вопросам Насилия в СМИ, которая призвала ка СМИ, так и зрителей работать вместе в направлении регулирования доступа и влияния демонстрации насилия в Канаде (население примерно 19,9 млн.). Эта стратегия по взаимодействию направлена на:
- снижение демонстрации сцен насилия в СМИ путем регулирующих мер;
- использование СМИ как реальной силы для изменения снисходительного отношения поведения в долгосрочном аспекте, путем снижения общественной терпимости и агрессивному и сексистскому поведению и включению насилия в программы;
- обеспечение создания
высококачественных детских
- поддержка значительного
контроля через внедрение
Долгосрочная стратегия
потребует поддержки
Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье