Основные проблемы профилактики насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Краткое описание

Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика насилия в семье.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)
  1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.
  2. Реакция подтверждения, признание услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание и др.).
  3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющее его высказывания.
  4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного, психолог уточняет свои гипотезы и декорирует информацию клиента.
  5. «Отражение чувств» - метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании, психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализировать, и тем самым содействует эмоциональному отреагированию.
  6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.
  7. Интерпретация. Эта основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины, способствует изменению поведения и настроения консультируемого.
  8. Директива, при использовании корой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считается для него желательным и предполагает, что клиент выполнит его указания.
  9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога настроены на «Я – предложениях».
  10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять, как его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем, усугубляемых комплексом жертвы насилия.
  11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения. Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений.
  12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.

Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими  от насилия, «телефон доверия» как одну из форм наиболее адекватных для подростковой психологии, форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» представляет возможность использовать волонтеров - подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и социально - подготовленных к работе на «телефоне доверия».

 

2.2. Профилактика насилия над детьми.

Предупреждение жестокого  обращения с детьми в семье связано с большими трудностями, поскольку, во-первых, такое насилие закреплено в культурных установках в обществе, во-вторых,  во многом обусловлено социальными кризисами и нестабильностью положения семей, в-третьих, сама сфера семьи является очень интимной для каждого человека и нетерпящей вторжения из вне.

На практике существуют определенные сложности в выявлении  и документировании фактов жестокого  обращения с детьми, поскольку  то, что происходит в семье, скрыто от глаз посторонних людей, а соседи и родственники часто не хотят вмешиваться в дела семьи. Поэтому в решении этого вопроса многое зависит от сотрудников дошкольных и школьных учреждений, которые видят детей ежедневно и способны заметить изменения в их эмоциональном и психофизическом состоянии, медиков, наблюдающих детей в поликлиниках и стационарах, сотрудников социальной защиты населения, органов опеки и попечительства и внутренних дел, ведущих соответствующие учеты и посещающих семьи по месту жительства, работников жилищно-комунального хозяйства.

При выявлении факта  неисполнения обязанностей по воспитанию ребенка необходимо выяснить условия  жизни, обучения и содержания несовершеннолетнего, в т. ч. санитарное состояние помещения, где проживает семья, наличие  необходимой мебели, постельных принадлежностей, продуктов питания, места для отдыха и приготовления уроков.

О том, в какой степени родитель заботится о полноценном физическом и психическом развитии ребенка, можно судить по целому ряду внешних признаков:

1. По его внешнему виду (ребенок одет не по сезону, вещи грязные, заношенные, давно не стираные, не по размеру).

2. По поведению (ребенок  голодает и вынужден попрошайничать, собирать и сдавать пустые  бутылки, искать еду в мусорном  контейнере, воровать у одноклассников, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, например, продавая газеты в электричке и т. д.).

3. Лексике ребенка  (употребление ребенком нецензурных  слов, жаргона, перенятого от родителей).

4. Навыкам, которыми  владеет ребенок (например, умеет  ли ребенок дошкольного возраста чистить зубы, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, самостоятельно одеваться и др. – эти навыки должны прививать ребенку родители).

5. Состоянию психического  и физического здоровья (ребенок  отстает в весе и росте от  возрастной нормы, истощен и  ослаблен, вследствие чего не ходит, отстает в умственном и психическом развитии, страдает заболеваниями, обусловленными отсутствием гигиенического ухода за телом: педикулез, чесотка, опрелости и др.). Больной ребенок, безусловно, нуждается в повышенной заботе и внимании со стороны родителей.

6. Делаются ли ребенку  необходимые прививки.

7. Выполняет ли родитель  предписания врача по уходу  за больным ребенком.

8. Эмоциональному состоянию  ребенка (запуган, замкнут, агрессивен).

9. Успеваемости и дисциплине  в школе.

10. Отношению ребенка к родителю.

В том случае, если жестокое обращение с несовершеннолетними  выражается в нанесении ему побоев, причинении травм и приводит к  ухудшению здоровья ребенка, телесные повреждения следует обязательно  зафиксировать в медицинском  учреждении.

На практике родители, пытаясь избежать ответственности, объясняют свое поведение наличием различных заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей, отсутствием денег и возможности  трудоустроится. В связи с этим необходимо получить сведения:

- о состоянии здоровья  родителей, в т. ч. употребляют  ли они спиртные напитки;

- с какого времени  они не работают, состоят ли  на учете в органах занятости  населения, какие меры к трудоустройству  предпринимали;

- на какие средства  существуют (часто для получения средств к существованию, родители продают детские вещи и мебель из квартиры, вынуждают детей попрошайничать, собирать и сдавать бутылки);

- зарегистрирован ли  факт рождения ребенка;

- имеет ли ребенок  свидетельство о рождении, полис  обязательного медицинского страхования и др. документы;

- оформлены ли родителям  документы для получения пособий,  пенсий по инвалидности ребенка  или смерти кормильца, алиментов  и др. предусмотренных законом  денежных средств;

- используются ли эти  деньги по назначению;

- поведение родителей  в быту (скандалы, драки, распитие  спиртных напитков, происходящие  в присутствии ребенка, отрицательно сказываются на его нравственном развитии);

- общение с ребенком (грубость, унижение его достоинства,  оскорбления, побои, запугивание, оставление на длительное время одного и др.);

- интересуются ли родители  учебой ребенка, как часто бывают  в школе;

- меры воздействия,  предпринятые комиссией по делам  несовершеннолетних и защите  их прав, сотрудниками милиции,  соседями, родственниками, школой.

Для получения указанных  сведений, необходимо опросить сравнительно большой круг лиц, которые смогут объяснить особенности поведения ребенка, подтвердить имевшие место факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

В ходе изучения необходимо выяснить следующие обстоятельства:

1. В чем заключаются действия (бездействия) в процессе воспитания ребенка, связанные с жестоким обращением с ним.

2. Какой вред (физический, психический, нравственный) причиняется  ребенку.

Важным доказательством  неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, помимо объяснений свидетелей могут стать:

- медицинские документы  (индивидуальная карта развития  ребенка, амбулаторные карты,  которые подтверждают наличие  телесных повреждений и заболеваний,  связанных с непредоставлением  полноценного питания, отсутствием санитарно-гигиенического ухода за телом ребенка, психические и иные заболевания и т. д., заключение сотрудника медицинского учреждения о причинах возникновения и развития имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка), характеристики с места жительства и места работы родителей;

- характеристики с  места учебы несовершеннолетних;

- акты обследования  жилищно-бытовых условий семьи;

- сообщения органов  внутренних дел о самовольных  уходах ребенка из семьи или  детского учреждения;

- протоколы о совершении родителями административных правонарушений.

В том случае, если при  рассмотрении дела об административном правонарушении в действиях лиц  будут усматриваться признаки уголовно наказуемого деяния, необходимо направить  все имеющиеся материалы в  органы внутренних дел или прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В разных странах создана  своя правовая система защиты детей  от насилия, накоплен интересный опыт работы с детьми пострадавшими от жестокого обращения.

Дети, которые стали  жертвами жестокого обращения и пренебрежения, на 40% чаще становятся участниками правонарушений в подростковом и взрослом возрасте.

Программа «Здоровый  Старт» (США), которая применяет метод посещения семей для проверки, определения и работы с неблагополучными семьями, имеющими новорожденных, с целью предотвращения плохого обращения с детьми и содействия их развитию

Соответственно, основным предметом внимания является:

- выявление «семей  риска» путем рассмотрения и  отбора медицинских записей беременных  женщин или личные интервью;

- прием на работу пара - профессионалов для периодических посещений, участвующих в программе семей для помощи родителям в воспитании своих детей и улучшению навыков обращения с детьми в течение первых пяти лет;

- периодическое использование опросных листов для выявления необходимости и предложения услуг по корректировке отмеченных проблем развития детей.

Результат:

- число семей с фактами  плохого обращения и пренебрежения по отношению к детям среди «неблагополучных» семей, участвующих в программе снизилось до 62%, чем среди «неблагополучных семей, не вовлеченных в программу;

- уменьшение фактов  насилия и пренебрежения обеспечило  экономию 1,26 млн. долларов в сфере  службы по защите детей. Некоторые  комплексные исследования проводятся  в настоящее время для оценки долгосрочного влияния программы.

Программа «Здоровый  Старт» Доказывает важность внедрения  сервиса визитов в семьи в  странах, где нет таких программ, и сохранение этого сервиса в странах, где он уже создан.

Федеральная Стратегия  по вопросам Насилия в СМИ, которая призвала ка СМИ, так и зрителей работать вместе в направлении регулирования доступа и влияния демонстрации насилия в Канаде (население примерно 19,9 млн.). Эта стратегия по взаимодействию направлена на:

- снижение демонстрации сцен насилия в СМИ путем регулирующих мер;

- использование СМИ как реальной силы для изменения снисходительного отношения поведения в долгосрочном аспекте, путем снижения общественной терпимости и агрессивному и сексистскому поведению и включению насилия в программы;

- обеспечение создания  высококачественных детских программ  без насилия;

- поддержка значительного  контроля через внедрение технологий  «В-ЧИП», которая позволяет родителям  программировать свои телевизоры  с блокировкой каналов, которые  они считают неподходящими для детей.

Долгосрочная стратегия  потребует поддержки правительства  других стран и международных  СМИ. Южная Африка и Швеция поощряют программы телевидения без насилия и есть предположение о том, что такие программы внесли свой вклад в снижение уровня насилия среди зрителей.

Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье