Основные психологические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:28, реферат

Краткое описание

У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее - а возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные психологические школы.docx

— 81.84 Кб (Скачать файл)

Основные психологические школы.

Функционализм. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее - а возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.

Джеймс занимался многими проблемами - от изучения работы мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. С точки зрения Джеймса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает этот выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была главная причина разногласий между Джеймсом и его школой функционализма и другим известным американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера для Джеймса первичным является не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. При этом Джеймс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры

Функциональная психология - направление, рассматривающее психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций.           

Рефлексология.

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Рефлексология - естественно-научное направление, возникшее в России в начале ХХ в., основоположником которого был В.М.Бехтерев. В противоположность субъективно-идеалистической психологии, открывавшей психические процессы от работы мозга, рефлексология рассматривала психическую деятельность в связи с непрерывными процессами. Однако рефлексология оставалась на позициях механицизма, по существу рассматривая психические процессы как сопутствующие актам поведения.

 

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - выдающийся родился русский   невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

Родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 1873 по окончании гимназии Бехтерев В.М. поступил в медико-хирургическую академию, переименованную позже в Военно-медицинскую академию. С 1878 работал на кафедре нервных и душевных болезней у профессора И.П.Мержеев- ского. В 1881 успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1885 был избран ординарным профессором по кафедре психиатрии Казанского университета» С 1894 Бехтерев -профессор невропатологии и психиатрии Военно-медицинской академии, с 1897 - профессор Женского медицинского института. В 1903 организовал Психоневрологический институт, в состав которого входили такие передовые ученые, как М.М.Ковалевский,  Н.Е.Введенский, В.Л.Комаров. Бехтерев был основателем первого русского журнала по неврологии - "Неврологического вестника'' и первого в России ''Казанского общества невропатологов и психиатров". Бехтерев принадлежал к передовой русской интеллигенции. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил с воодушевлением. В 1918 по решению Советского правительства был создан Государственный институт по изучению мозга, руководителем которого был назначен Бехтерев. В 1920 выступил с патриотическим воззванием, направленным против интервенции империалистических государств. Был членом Ленинградского Совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов ряда созывов.

         Научная деятельность Бехтерева  отличается большой плодотворностью и неисключительной разносторонностью. Им опубликовано около 600 научных работ, среди них более десяти капитальных монографий. Работы Бехтерева охватывают коренные вопросы морфологии и физиологии нервной системы, психологии, клинической невропатологии и психиатрии.

Морфологические работы Бехтерева посвящены вопросам строения всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга.

Бехтерев значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров. Он впервые описал ряд неизвестных до него нервных пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, им описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название "ядра Бехтерева".

Результаты своих многочисленных морфологических исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном произведении "проводящие пути спинного и головного мозга".

Физиологические работы Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883  Бехтерев тщательно изучал эти вопросы, применяя комбинированные методы экстирпации (иссечение) и раздражения различных участков нервной системы, особенно высших ее разделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования Бехтерева, показавшие, что в промежуточном мозгу (таламическая область) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, зрачков и других органов. Исходя из этих данных, Бехтерев утверждал, что в этом участке центральной нервной системы существуют высшие вегетативные, в частности симпатические, центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909-1912 австрийскими неврологами Карилусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано Бехтеревым. Бехтерев показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и другие представлены в коре больших полушарий  соответствующими центрами, им установлена также локализация ряда других центров в коре больших полушарий.

          В 1895 Бехтерев доказал, что раздражение  определенных центров мозга 

ведет  к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этим был вскрыт принцип реципрокных, т.е. соотносительных отношений центров-антагонистов, имеющий существенное значение в деятельности нервной системы. Приоритет этого открытия ложно приписывается зарубежным ученым.

          Результаты своих двадцатилетних  исследований по физиологии нервной системы Бехтерев обобщил в капитальном труде "Основы учения о функциях мозга", вышедшем в 7 выпусках в 1903 - 1907. Этот труд сохранил большую научную ценность до наших дней.

          Клинические работы Бехтерева  посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Бехтерев первый выделил ряд характерных рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения в клинике костных рефлексов. Бехтеревым описаны и установлены самостоятельные формы болезней, раннее не выделенные невропатологией. Сюда относятся одеревенелость позвоночника, называющаяся "болезнью Бехтерева".

        Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных Бехтеревым работ, часть которых нашла отражение в монографиях: "Нервные болезни в отдельных наблюдениях" и "Общая диагностика болезней нервной системы".

В работах по психиатрии Бехтерев рассматривал расстройство психических процессов в тесной связи с нарушениями телесных функций. Он выступал против системы стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и другое. Бехтерев предложил свои способы лечения ряда болезней, в частности лечение алкоголизма гипнозом. Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием "бехтеревской".

Работы Бехтерева по психологии тесно связаны с его психиатрическими и психопатологическими исследованиями. Важной вехой в Формировании психологических взглядов Бехтерева является его работа, посвященная экспериментальным исследованиям двигательных областей коры. В этой работе он установил, что все навыки, приобретенные дрессированными собаками, имеют своей материальной основой двигательные области коры головного мозга и исчезают с разрушением последних.

            Бехтерев отвергал методы и  теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал изучение объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Отвергая субъективную психологию, он выступил за объективную психологию (1907), называя ее "наукой о поведении". В свое время это имело положительное значение в борьбе против идеализма в психологии. С 1918 Бехтерев выступал с механистических позиций против психологии как науки, выдвигая вместо нее в качестве самостоятельной области знания "рефлексологию".

      Составной частью рефлексологии является учение Бехтерева о "сочетательных" рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, "сочетания" различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. В своей "рефлексологии" Бехтерев допустил ряд крупных ошибок. В частности, свою концепцию поведения, понимаемого им как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных "сочетательных" рефлексов, он целиком распространял не только на личность, но и на социальные группы. Игнорируя специфические закономерности высших форм движения (социальных явлений или психических процессов), Бехтерев сводил их н общим биологическим законам и даже к общим законам неорганической природы (закону тяготения, закону сохранения энергии и другим), механистические взгляды Бехтерева нашли здесь свое крайнее выражение.

         В последние годы жизни Бехтерев  делал попытки приблизиться к марксизму, но не сумел полностью преодолеть своих вульгарно-механистических взглядов в индивидуальной и социальной психологии, приведших его к отдельным идеалистическим утверждениям. Научное наследие Бехтерева, в первую очередь его идеи в области неврологии, успешно разрабатывались в дальнейшем советскими учеными.

 

          1. Вильгельм Вундт.

 

Вильгельм Вундт ( 1832 - 1920 ) - немецкий психолог, физиолог и языковед. Он выдвинул план разработки физиологической   психологии   как   особой   науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения  сознания  на  элементы  и  выяснения закономерной связи между ними. Его основной труд "Основания физиологической психологии", написанная в 1880-1881 г.

Вундт создал в 1879 году первую в мире психологическую    лабораторию,    которая    стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

Предметом     психологии     Вундт     считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Об этом написано в его труде "Введение в психологию", 1912 год.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом.

Вундт разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания, полагал он, действует особая психическая   причинность,   а   поведение   человека определяется апперцепцией ( восприятием, требующим напряжения воли ). Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в "Психологии народов" (1900 - 1920 ).

Но это коротко о всей деятельности Вильгельма Вундта. Стоит особо рассмотреть некоторые вопросы над которыми работал ученый.

Большое значение для мировой практики получил метод лабораторного эксперимента, с помощью этого метода исследовалось ощущение, ассоциации, внимание.

 

ТОРНДАЙК  ЭДВАРД (THORNDIKE  E.)

(1874 - 1949)

Американский психолог , иссследователь проблем  научения Э.Торндайк изучал закономерности адаптации организма к Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув за петлю и т.п.

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений – бросались в рвзные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п. ,пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих робах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытовв и результаты изображались графически в виде кривых, где на абсцисссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк называл ее “кривой научения”) дала основание утверждать, что животные действуют методом “проб и ошибок”, случайно находя верное решение. Этот выход был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, все поведение экспериментального животного – результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, напав однажды на правильное действие, животное в дальнейшем совершало мало ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде. Но и человек , по мнению Торндайка , решает задачи в “проблемном ящике” своей жизни аналогичным образом , т.е. постояннно пробуя и ошибаясь и достигая успеха случайно

Казалось бы , Торндайк продолжал направление , считавшееся основой научения и поведения , установление связей между идеями, когда, перебирая идеями, человек случайно находит  среди них правильную. Но идея считалась элементом сознания ,Торндайк же объяснял процесс научения ,не обращаясь ни к сознанию, ни к идеям. Он стал на позицию объективного наблюдения и фиксировал только одно : внешние стимулы (ситуации ),с которыми сталкивается организм, и его движение – ответные реакции.

Информация о работе Основные психологические школы