Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:28, реферат
У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее - а возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.
iцелесообразность - подчиненность поведения живого существа внутренним факторам, придающим ему избирательный, ценностно-организующий, упорядочиваю-щий характер;
iнаучаемость - способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;
iобучаемость - направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.
Психическая реальность существует как система надорганизованных информа-ционных органов отражения и регуляции активности живых существ, формирующихся в результате их взаимодействия с окружающей средой и подобными им индивидами. Атрибутивными свойствами человеческого уровня психической реальности являются следующие признаки: рефлексивность, эвидентность, интенциональность, имманентная субъектность.
Изучив краткий исторический обзор направлений изучения человека, студент должен знать не только направление психологии и предмет исследования, но из анализа представлений о человеке в основных направлениях и научных школах сделать определенные выводы:
1. Исторически
развитие психологии как
2. Эти
отдельные проекции целостной
психологии человека уже в
качестве базовых категорий
Одним из ведущих направлений современной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации.
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.
В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или нейтрален; агрессия, насилие возникает в связи с воздействием окружения.
Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный «детский» взгляд на мир.
В основе концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни снизу вверх.
5. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте.
3. Потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету.
1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и другие.
Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.
На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем чем возможно; это - потребность в самоусовершенствовании, в реализации своего потенциала.
Если же человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.
Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.
Трансперсональная психология - это «четвертая сила», появившаяся в 60-е годы, ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются психоанализ и восточные философские системы, в частности даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.
Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио и интерпоризации.
Направления психологии. Предмет исследования.
Психология сознания
Бихевиоризм
Фрейдизм Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры
Гуманистическая
психология Индивидуальность
Когнитивная Познавательные
психология
Советская
психология
Рис. 1 Направление психологии и предмет исследования.
В ХХ столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологический учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, и психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.