Основные психологические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:28, реферат

Краткое описание

У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее - а возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные психологические школы.docx

— 81.84 Кб (Скачать файл)

iцелесообразность - подчиненность поведения живого существа внутренним факторам, придающим ему избирательный, ценностно-организующий, упорядочиваю-щий характер;

iнаучаемость - способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;

iобучаемость - направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.

Психическая реальность существует как система надорганизованных информа-ционных органов отражения и регуляции активности живых существ, формирующихся в результате их взаимодействия с окружающей средой и подобными им индивидами. Атрибутивными свойствами человеческого уровня психической реальности являются следующие признаки: рефлексивность, эвидентность, интенциональность, имманентная субъектность.

Изучив краткий исторический обзор направлений изучения человека, студент должен знать не только направление психологии и предмет исследования, но из анализа представлений о человеке в основных направлениях и научных школах сделать определенные выводы:

1. Исторически  развитие психологии как самостоятельной  науки было связано с поиском  своего предмета исследования, в  качестве которого в разное  время становились разные абстрактно  выраженные стороны психологии  человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность  и т.д.

2. Эти  отдельные проекции целостной  психологии человека уже в  качестве базовых категорий объяснительных  принципов природы психического  оформлялись в отдельные научные  школы и направления.

 

 

                                 Гуманистическая психология

 

Одним из ведущих направлений современной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или нейтрален; агрессия, насилие возникает в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный «детский» взгляд на мир.

В основе концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни снизу вверх.

 

  1. В самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности.

5. Эстетические потребности: стремление  к гармонии, симметрии, порядку, красоте.

  1. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать.

3. Потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению  успехов, одобрению, признанию, авторитету.

  1. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и  другие.

 

Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем чем возможно; это - потребность в самоусовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Если же человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Трансперсональная психология - это «четвертая сила», появившаяся в 60-е годы, ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются психоанализ и восточные философские системы, в частности даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио и интерпоризации.

 

Направления психологии. Предмет исследования.

 


   Психология сознания                  Сознание     


 


        Бихевиоризм                        Поведение


 


          Фрейдизм                     Бессознательное


 

                                           


   Гештальтпсихология          Целостные структуры


                                                     Психики


 

    


     Гуманистическая                      Личность    


         психология                    Индивидуальность 


 


         Когнитивная                    Познавательные


         психология                           процессы

                              


         Советская                            Психика

         психология                                   


 

Рис. 1 Направление психологии и предмет исследования.

 

В ХХ столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологический учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, и психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

 

 


Информация о работе Основные психологические школы