Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:28, реферат
У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее - а возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.
Торндайк считал, что для становления законов ,лежащих в основе обучения, нет необходимости обращаться к представлениям о внутренних психических процессах. Поэтому Торндайка принято считать, одним из родоначальников американского бихевиоризма, отрицающего сознание как предмет психологии .
К законам научения он отнес следующее : 1) Упражнение. Согласно этому закону реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.
2) Закон эффекта, согласно которому из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.
3) Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию .
Работы Торндайка получили высокую оценку благодоря тому , что он доказал возможнность экспериментального и количественного изучения закономерности поведения целостного организма в проблемной ситуации без относительно к тому , как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения зависит от отображения объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания от них.
Торндайк ошибочно противопоставил “пробы и ошибки” как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.
Работы Торндайка существенно стимулировали изучение не только сложных навыков, но и интеллектуального поведения в целом. “Интеллект животных ”- так называли пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме должно быть преобразовано и не ограничеваться внутренними операциями ума.
В своих дальнейших работах – “психология научения”,”основы научения ”- Торндайк заметил понятие об ассоциации понятием о “коннексии”(связи), сосредоточившись на зависимости тех связей, которые лежат в основаннии научения от таких факторов, как поощрение и наказание.
Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека. Характер выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам действительности.
Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания ;вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности .Тип нервной деятельности не определяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом ,но обеспечивает различные условия для формирования систем временных нервных связей, образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющегося через соответствующие достижения психического развития субъекта . Человек реагирует на воздействия окружающей среды на основе «сплава» ( И.П. Павлов) из прирожденных свойств нервной системы и тех изменений и приобретений в ней, которые возникают в процессе его жизнедеятельности.
Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая отпечаток на те или иные его проявления.
В истории науки известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица ( физиогномика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней ( хиромантия ), от цвета глаз и волос ( иридопсихология ), от почерка ( психографология ) и т д.
Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломрозо, Э.Кречмер, У.Шелдон)
ТЕМПЕРАМЕНТ
Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются:
От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов. Речевая деятельность , ее ритм , темп всегда окрашены такой психической особенностью, как темперамент. Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента. Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента .
В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, “типологические” особенности. Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.
В традиционной классификации темперамента, идущей от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций. У современного американского психолога Диамонда - уровень активностми и преобладающий чувственный тон. У английского психолога Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность.
В отечественной литературе, например, у НД Ливитого, - эмоциональная возбудимость; в работах В.Д.Небылицина – общая психологическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная. Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида. Более полный перечень свойств темперамента дает В.С. Мерлин: сензитивность, реактивность, активность ,соотношение активности и реактивности , темп реакции, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность , эмоциональная возбудимость (см. словарь психологических терминов) . Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности , отличных как от способностей, так и от особенностей мотивации. По конкретному психологическому содержанию эти своцства весьма различны.
ВНИМАНИЕ
Внимание характеризует активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям действительности .Во внимании проявляется регулирующая роль психики человека : при отсутствии внимания невозможно целенаправленная практическая деятельность.
Гинезис внимания характеризуется переходом от непроизвольной ориентировочной реакции на предметы или явления к произвольному, избирательному сосредоточению на них.
Внимание входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость , распределение ,переключение ,увеличивается объем, возникает привычка быть внимательным, даже при неблагоприятных условиях. На основе этой привычки формируется внимательность как свойство личности. Внимательность предполагает очень высокую степень развития произвольного и непроизвольного внимания, а также высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания.
Внимание предполагает также определенное отношение человека к окружающим людям. Внимание всегда определяется новизной стимула , сложенностью и интенсивностью воздействующих факторов, их оригинальностью и временем действия. Выбор информации , поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески кафе ,столовых, закусочных. Страстный любитель машин скорее всего отметит какую-то интересную деталь кузова , чем человек, для которого машина – лишь средство передвижения. Люди, постоянно читающие газеты, останавливаются на том заголовке, который отражает их интересы и увлечения.
Психология рекламы учитывает знания закономерностей внимания как общей стороны всей психической деятельности человека.
ПАМЯТЬ
Память – сложный познавательный психологический процесс, заключающийся в отражении индивидом своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса : запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации) и воспроизведение (выдача информации). Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение.Качество сохранения определяет воспроизведение.
Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг, а может быть и протяженным по времени. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.
В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти ) ,условии и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходдов от сохранения в сознании к вытеснению в подсозннательное.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерений личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опирается на образ восприятия. Здесь важно точно познать идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.
Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал воспринимается в соответствии с целью и без усилий со стороны человека.Третья ступень воспроизведения – это припоминание – процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминанния является опора на узнавание.
Великий физиолог И.П. Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии , считал, что физиологической основой памяти являются нервные связи, образующиеся в коре головного мозга под действием раздражителей из внешнего мира или внутренней среды. Такие связи принято называть ассоциациями .
Психоанализ. Учение З. Фрейда (1856-1939). Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за покровом сознания мощные пласты.
Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях оговорках и др.).
Психоаналитическое движение: динамика психических структур. К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937).
Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания Фрейд преобразовал понимание предмета психологии. Он показал роль мотивационных факторов как объективных, независимых от того, что шепчет ему голос самосознания, регуляторов поведения.
У Фрейда было много учеников: 1) Юнг Карл (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).
Юнг ввел понятие о коллективном бессознательном. В бессознательную психику по Фрейду могут войти явления, вытесненные из сознания. Юнг считал, что они никогда не могут быть индивидуальными, приоритетными, они являются даром далеких предков.
Несколько архетипов.
Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, галюцинациях, а также в творениях культуры.
Юнг разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь), сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя либидо. Но он считал неправомерным отожествлять его с сексуальным инстинктом.
Адлер модернизировал психоанализ, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверх компенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими.
В комплексе неполноценности скрыт источник неврозов.
Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов, комплексов, психических травм динамикой неосознаваемых влечений. Менялись и взгляды Фрейда на структуру и динамику личности. Она состоит из 3 составляющих - «Оно», «Я», и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представляется как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, «Я» ориентируется на принцип реального, «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животного биологического опыта в теории Фрейда. «Я» - это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. «Сверх-Я» личности - это родители, учителя, воспитатели и другие люди, с которыми человек вступая в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, произведения литературы и искусства.
«Оно» - т.е. бессознательное постоянно требует удовлетворения потребностей человека и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояние.
Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно» находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения. Потому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я», сознания, которое действует в соответствии с принципом реальности, стремится примерить обе конфликтующие стороны, т.о., чтобы влечения «Оно» были удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.