Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью этой работы явилось исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Одни руководители являются лидерами, эффективными руководителями для своих подчиненных, а другие, по мнению коллектива, совсем не умеют руководить. Ведь не для кого не секрет, что «…в мире есть много людей, которые вовсе не начальники, но постоянно направляют других людей, а многие из тех, кто занимает высокую должность руководить не умеют совсем» (Бланшар, Миллер, 2001).
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Власть и ее виды
1.2 Основные теоретические подходы к феномену лидерства
1.3 Сущность лидерства
1.4 Основы эффективности руководства. Общие принципы
1.5 Показатели эффективности организации
1.6 Выводы по главе 1
Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования
2.1 Характеристика коллективов коммерческих фирм
2.2 Характеристика психодиагностических методик
Глава 3. Результаты их обсуждения
3.1 Процедура проведения эмпирического исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
По результатам опросника НЛ Смекала-Кучера во 2-ой фирме у одного сотрудника доминирует «направленность на себя», у 2 сотрудников - «направленность на взаимодействие с другими людьми» и у остальных 12 сотрудников доминирует «направленность на дело».
Методика «Стиль руководства».
В 1-ой фирме преобладает смешанный
стиль руководства (11 из 15), причем с
одинаково низкой выраженностью, что
характерно в основном для неопытных
руководителей. Во 2-ой фирме преобладает
директивно-коллегиальный
1. Потребность в творческой и интересной работе.
2. Потребность в благоприятных условиях труда
3. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе.
4. Потребность в признании, в личном авторитете.
5. Потребность в собственном развитии.
6. Потребность в личном
материальном и социальном
7. Потребность в принципиальных
и требовательных
8. Потребность в индивидуальном
развитии всех членов
9. Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива.
10. Потребность в хорошей организации труда.
11. Потребность в
12. Утилитарная потребность (потребность в удовлетворении узких личных интересов).
13. Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом.
14. Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
Результаты исследования показали:
-испытуемые руководители
различаются по стилям
-имеются различия в
показателях критериев
наибольшие различия между двумя исследуемыми группами наблюдаются по показателям: лояльность, удовлетворенность работой, направленность (на себя, задачу, взаимодействие в процессе работы).
У испытуемых второй группы
(где руководитель имеет высокий
уровень лидерства) более высокие
показатели лояльности, чем у испытуемых
первой группы, более высокая
Анализ других показателей методик исследования выявил следующее:
в первой группе испытуемые
оценили стиль руководства как
смешанный, причем низко выраженный,
во второй группе - стиль директивно-
во второй группе испытуемые оценили психологический климат как благоприятный, в первой же группе - в основном неблагоприятный. Анализируя показатели «Удовлетворенности трудом» (по Снеткову), установили, что испытуемые 1 группы в основном неудовлетворенны всеми 14 аспектами, но наибольшая неудовлетворенность по следующим:
№4 (потребность в признании, личном авторитете),
№3 (потребность в теплых доверительных отношениях в коллективе),
№2 (потребность в благоприятных условиях труда),
№6 (потребность в личном материальном и социальном обеспечении),
№10 (потребность в хорошей организации труда).
Таким образом, у 1 группы наибольшая
неудовлетворенность
У второй группы испытуемых количество отрицательно-выраженных аспектов работы меньше (9 из 14).
Наибольшие значения показателей:
-№9- потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива,
-№10- потребность в хорошей организации труда,
-№11-потребность в
а «положительно-привлекательных»
-№1- потребность в творческой и интересной работе,
-№4- потребность в признании, личном авторитете,
-№8- потребность в индивидуальном
развитии всех членов
-№13- потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом,
-№14- потребности в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
Можно сделать вывод, что во второй группе испытуемых обнаружена удовлетворенность потребностей, связанных с личностным развитием, в первой группе выявлена неудовлетворенность организацией в основном материально-бытовых социальных условий. Для оценки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ достоверности различий у работников двух фирм. Нами применяется двусторонний непараметрический критерий Вилкоксона. Данные представлены в таблице 6.
Сравнивая результаты направленности личности (Методика НЛ), можно сказать, что у 2-ой группы работников, находящихся в подчинении руководителя с высоким уровнем лидерства, наиболее выражена направленность на задание (М=35,60; W=105,00;Р<0,01). Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью. В результате анализа различий в определении психологического климата в группах, нами обнаружено достоверное различие между выборками по показателю определение психологического климата группы, где у группы, работающей под началом руководителя со средним лидерским уровнем, психологический климат неблагоприятный (М=-2,67), в отличие от группы, работающей под началом руководителя с высоким уровнем лидерства (М=19,73). Исходя из результатов качественного и количественного анализа нашего эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. На социально-психологический
климат в коллективе влияет
лидерская позиция
2. Улучшение социально-
3. Чем меньше удовлетворяются
социальные потребности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной нами работы цель, поставленная нами достигнута и раскрыта в решении следующих задач:
1. В процессе выполнения данной работы был проведен теоретический анализ основных подходов к изучению лидерства.
2. Рассмотрены психологические аспекты руководства.
3. Сформулировано понятие
о команде в современном
4. Проведено эмпирическое
исследование характеристик
5. В настоящей дипломной
работе исследовалось влияние
лидерских позиций
Результаты данного
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батаршов А.В. Психодиагностика в управлении. - М.: Дело, 2005.
2. Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие лидеры. - М., 2001.
3. Брюс Д. Результаты на мишени. СПб: Белый кролик, 1995.
4. Власов С. Прозрение. М.: Советская Россия, 1986.
5. Джо Коллоуэй. Оближи его! Как компании перестают быть просто продавцами и становятся легендарными брендами. - М., 2006.
6. Дилтс С. Стратегии гениев. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
7. Друкер П. Эффективное управление. - 1964.
8. Мотовилин О.Г. Оценка персонала. - М.: Высшая школа психологии, 2005.
9. Зиглар З. Умение добиваться успеха для «чайников». - М., 2000.
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога-консультанта организации. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
12. Козлов Н.И. Формула
успеха, или философия жизни
13. Котин М. Качая нефть давно бы закис.//Ж-л Секрет фирмы - 2006, № 36 - с. 25-31.
14. Лёзова К., Рубцов Ю. Менеджмент: карательный или проективный.// Камасутра бизнеса. Книга лучших рыночных идей для первых лиц российского бизнеса - 2005, № 1 - с. 52
15. Магура М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.
16. Машков В.Н. Практика
психологического обеспечения
17. Мясникова И. Крик души.//Ж-л The chief - 2006, № 5 - с. 48-49.
18. Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. - М.: АСТ, 2003.
19. О'Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Эриксон-колледж, 1996.
20. Петрова Н.П. Искусство работать с людьми. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
21. Петров В.В. Теории лидерства. - М., 2006.
22. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПб., 2002.
23. Правдина Н. Я привлекаю успех. СПб.: «Невский проспект», 2003.
24. Практикум по общей,
экспериментальной и
25. Практикум по психологии
менеджмента и
26. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М., 2003.
27. Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера - 2006, № 5 - с.32
28. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
29. Синельников В. Прививка
против стресса, или
30. Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. - СПб., 2003.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
32. Фраймута Й. Страх в работе менеджеров. - Харьков, 2005.
33. Фуколова Ю. Геометрия кадров.//Ж-л Секрет фирмы - 2006, № 43 - с.72
34. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб.: Речь, 2003.
35. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Бахрах-М, 2001.
36. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. -М.: НОРМА, 2000.
37. Щербатых Ю.В. Психология успеха. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
38. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
39. Щербатых Ю В. Психология страха. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
40. Яккока Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991.
Информация о работе Основные теоретические подходы к феномену лидерства